ПОИСК
Політика

Заместитель секретаря снбо степан гавриш: «результат переговоров с пиратами, захватившими «фаину», целиком зависит от действий судовладельца. От того, выполнит ли он свои обязательства, которые вытекают из контракта, права и морали»

0:00 24 жовтня 2008
Інф. «ФАКТІВ»
Представитель судовладельца Виктор Муренко вчера заявил «ФАКТАМ», что деньги на выкуп экипажа есть. Освобождение моряков планируется на следующей неделе

На этой неделе пришло тревожное сообщение о том, что пираты, захватившие 25 сентября судно «Фаина» с украинским экипажем на борту, грозят уничтожить команду в случае невыполнения их требований. Напомним, что речь идет о выкупе, который, по разным версиям, варьируется от 8 до 20 миллионов долларов. Более того, морякам якобы прекращена подача продуктов питания и воды. О том, что происходит на борту «Фаины», кто ведет переговоры об освобождении экипажа и кто несет за это ответственность, «ФАКТАМ» рассказал заместитель секретаря Совета по вопросам национальной безопасности и обороны Украины Степан Гавриш. Некоторые его заявления наша газета обнародовала во вчерашнем номере, сегодня предлагаем читателям полный текст интервью на тему освобождения украинских моряков, которые уже месяц находятся в плену у сомалийских пиратов.

«Понятно, что судовладелец «Фаины» волнуется, но он ведет себя недобросовестно и неправильно»

 — Степан Богданович, кто в нашей стране отвечает за судьбу моряков? Есть ли единый центр принятия решений по освобождению граждан Украины из плена?

 — За их освобождение отвечает судовладелец, который взял значительные деньги за перевоз груза, а также компания «Томэкс», несущая вместе с судовладельцем ответственность в том числе и за экипаж сухогруза. Поэтому они должны сегодня взять на себя персональную ответственность за освобождение людей. Появившуюся же в украинских СМИ информацию о якобы угрозе жизни наших моряков, которую озвучил представитель компании «Томэкс» господин Муренко, я считаю недобросовестной попыткой снять с себя такую ответственность и переложить ее на государство. Ведь государство не может вести переговоры с террористами, финансировать терроризм и поддерживать какие-либо усилия коммерческого судовладельца, который не обеспечил охрану экипажа, а также безопасный маршрут передвижения судна.

Понятно, что сегодня владелец сухогруза «Фаина» волнуется, но он ведет себя недобросовестно и неправильно. Ведь в данный момент переговоры с пиратами об освобождении экипажа проводит весьма компетентная лондонская посредническая юридическая компания. Она владеет ситуацией, и пока эта компания не сделает заявления о том, что дальнейшие переговоры невозможны, все остальные сообщения будут выглядеть как попытка втянуть украинское государство в дискуссию с пиратами. Что, подчеркиваю, является недопустимым не только с точки зрения международного права, но и с точки зрения морали.

РЕКЛАМА

 — Но ведь сейчас, если верить поступающей информации, существует реальная угроза жизни наших соотечественников?

 — Наверняка пираты сейчас будут использовать любые способы, в том числе давить на все критические обстоятельства, а также на те, которые связаны с содержанием экипажа. Но к месту якорной стоянки «Фаины» подходят еще семь кораблей из стран Евросоюза. И любая попытка насилия над моряками не оставит равнодушными военных, в том числе и тех, которые находятся на американском фрегате, стоящем на расстоянии 2-3 километров от захваченного судна.

РЕКЛАМА

 — А почему там нет наших кораблей? Есть европейские, американские, даже российское судно «Неустрашимый». У нас что — своего флота нет?

 — «Неустрашимого» там нет. Он до сих пор находится в Средиземном море, в ливийском порту Триполи. Россияне, как мне кажется, вообще не собираются подходить к месту стоянки «Фаины». А Украина — я имею в виду правительство — к большому сожалению, не профинансировала ремонт украинского военного флота. У нас сейчас на боевом ходу есть только три корабля, которые необходимы для защиты суверенных позиций нашей страны. Кроме этого, мы не сделали серьезных заказов на дополнительные корабли.

РЕКЛАМА

Следующая проблема заключается в том, что пираты спешат и используют прессу для давления на Украину. Этим пользуется и судовладелец, распространяя информацию об угрозе жизни украинских моряков. Я встречался с Альпериным (судовладелец.  — Авт. ) и хочу сказать, что он удачно, на большую сумму, застраховал военную технику, которая находится на «Фаине». Для судовладельца любой результат переговоров будет выгодным, так как он свои деньги от компании-страховщика все равно получит.

Но мы будем очень детально разбираться со всеми процессами, которые произойдут после того, как дело с пиратами завершится. А сейчас я хочу сказать, что мирный диалог с захватчиками целиком зависит от того, как будут работать господа Альперин и Муренко в этом направлении. Исполнят ли они свои обязательства, которые вытекают из контракта, права и морали.

 — То есть вся проблема в том, что судовладелец не хочет давать выкуп пиратам?

 — Я думаю, что судовладелец, который контролирует компанию «Томэкс», обязан быть более толерантным и корректным в своих заявлениях для СМИ. Тем более что мы имели с ним разговор и, как мне кажется, он все осознает, и даже начал действовать в правильном направлении.

«Мы должны, с одной стороны, не идти на поводу у пиратов, а с другой — не становиться источником паники»

 — Степан Богданович, так вы можете заверить родственников моряков, общество, что угрозы жизни экипажа нет?

 — Я не могу дать стопроцентные гарантии. Но думаю, что информация об угрозе жизни экипажа не является полностью достоверной. Сейчас мы занимаемся проверкой этой информации (в четверг украинский МИД, а затем латвийское внешнеполитическое ведомство заявили, что жизни экипажа ничего не угрожает.  — Авт. ). Я во вторник встретился с родственниками моряков экипажа «Фаина». В беседе участвовал представитель МИД Украины. Он и тогда уверял, что ситуация на судне стабильная. Я хочу, чтобы мы, с одной стороны, не шли на поводу у пиратов, а с другой — не становились источником паники. Надеюсь, что сообщение об угрозе жизни наших моряков не было сознательно вброшено в СМИ для того, чтобы судовладелец мог бы избежать ответственности за все происходящее.

 — Степан Богданович, а какова судьба средств, которые собирают для выкупа украинских граждан?

 — Здесь сложилась очень нехорошая ситуация. Именно разговоры о выкупе спровоцировали захватчиков судна на такое поведение. Первый раз пираты увеличили сумму выкупа после того, как украинский премьер-министр публично высказала сомнение в законности груза, который находится на «Фаине». Дескать, оружие поставлялось через Кению в Южный Судан. После этого пираты резко увеличили свои требования. А теперь, когда политики начали собирать деньги на выкуп и во всеуслышание об этом заявили, пираты опять увеличили требуемую сумму. Именно это, по-моему, спровоцировало обострение ситуации. Поэтому заявления о том, что кто-то собрал там миллион или больше, вредят реальному переговорному процессу, осложняют его.

 — О какой сумме идет речь? О 20 миллионах, которые, по словам собственника компании «Томэкс», требуют пираты?

 — Нет. Я думаю, что размер суммы, о которой говорил господин Муренко, не соответствует действительности. Пираты понимают ситуацию. Обе стороны переговорного процесса идут навстречу друг другу, хотя переговоры проходят сложно. Сейчас главное — не вмешиваться в них и взять мораторий на их публичное обсуждение хотя бы на неделю-полторы. Что касается информации о том, что экипаж голодает, то, как нам сообщили, пираты отказались от услуг посредника, который доставлял бы пищу и воду морякам. Они сами привезли продукты и воду на корабль дней на пять. Единственный выход, который позволил бы избежать военной операции — это согласиться на ту реальную сумму выкупа, которую сегодня предлагают посредники от имени судовладельца.

 — Степан Богданович, а в СНБО имеются фотографии наших моряков, сделанные после того, как на этой неделе пираты вывели всех моряков и продемонстрировали их американскому фрегату?

 — Да, американцы передали нам эти снимки. Мы постоянно поддерживаем связь с кораблями США.

 — Украина, как я понял, не будет проводить никаких спецопераций по освобождению своих сограждан?

 — Нет, мы не рассматриваем такой вариант событий. Там есть серьезная морская армада, которая наблюдает за ситуацией. Американский фрегат, как я говорил, находится в непосредственной близости от «Фаины», и мы поддерживаем с ним постоянную связь. Кроме того, на самой «Фаине» есть постоянная круглосуточная телексная связь. То есть ситуацию не стоит нагнетать.

P. S. Как заявил «ФАКТАМ» представитель судовладельца «Фаины» Виктор Муренко, деньги на выкуп экипажа судна есть, а освобождение моряков планируется на следующей неделе.

212

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів