- 25.04 22:25 Салат з броколі та сиру фета: чудова ідея до Великодня за рецептом відомої співачки
- 25.04 21:58 «Боже мій, я справді це зробила?»: Ріанна зізналась, про що найбільше шкодує
- 25.04 21:30 Зверніть увагу на ці рослини: як боротися з зараженням кімнатними мухами
- 25.04 21:02 Рутинна робота підвищує ризик деменції: оприлюднено результати масштабного наукового дослідження
- 25.04 20:49 Чарівна Дар'я Білодід принесла Україні золоту медаль чемпіонату Європи
- 25.04 20:43 Два роки рідні сподівалися на диво: стало відомо про загибель на Луганщині воїна з Гайворона
- 25.04 20:35 «Камінні годинники з фарфору зараз модні, як і кілька століть тому», — колекціонерка Людмила Карпінська-Романюк
- 25.04 20:18 Картопляна піца в духовці: нереально смачний рецепт фіналіста шоу «МастерШеф»
- 25.04 20:07 Земля горить під ногами: міністр Сольський, що оскандалився, подав у відставку
- 25.04 20:02 Досягнуть повної потужності на початку літа: як росія та Україна готуються до наступної фази війни
- 25.04 19:49 Троє працівників «Укрзалізниці» загинули внаслідок обстрілу росіянами залізниці у Донецькій області
- 25.04 19:10 «За Україну мають воювати українці»: Віктор Таран — про те, чому понад 100 років тому Україна втратила державність
Страна: Турция
Время создания: 2019
Диаметр: 50 cm Із експозиції «Shvets Museum»
Во время экскурсий по старинным дворцам Стамбула я, понятное дело, не забывал особое внимание обращать на изделия из фарфора. Следует признать, их в султанских покоях и парадных залах встречалось немало. Во дворце Топкапы, построенном при султане Мехмеде Фатихе (Завоевателе), но особенно прославившемся в период проживания в нём султана Сулеймана (Великолепного) со своей любимой женой Хюррем-султан (Роксоланой), собрана большая коллекция фарфоровой посуды. Лучшие образцы этой коллекции выставлены в отдельном музее, расположенном рядом с дворцовой кухней. В советское время такие предприятия общественного питания называли фабрикой-кухней. Ещё бы. Ведь на этой огромной фабрике по приготовлению пищи ежедневно производились десятки тысяч блюд для 5 тысяч постоянных обитателей дворца, гарема и многочисленных высоких гостей. И во время встречи многих из них еда подавалась на изысканной посуде, привезенной из Китая, Японии, Франции, Австрии, Италии. Особое место в этом собрании фарфора занимают сервизы, подаренные правителям Османской империи европейскими королями и русскими царями.
Во дворце Долмабахче, который служил резиденцией последним султанам империи и в котором закончил свой жизненный путь первый президент Турецкой Республики Ататюрк, с удивлением для себя обнаружил много ваз, привезенных из Японии. Легко узнаваемый стиль мастеров мануфактуры Сацума особенно привлекает внимание на фоне традиционных восточных интерьеров и невероятного множества фантастически красивых хрустальных люстр, подаренных султанам английскими монархами. Несколько сотен ваз японских умельцев Сацумы, с которыми я неоднократно знакомил вас ранее, друзья мои, в своих заметках, занимают особое место и в скромной коллекции вашего покорного слуги. Они отличаются от китайских и европейских фарфоровых изделий не только и не столько стилистикой росписи, сколько особой техникой, позволяющей многослойно и ярко украшать композиции множеством тончайших деталей. Вазы Сацумы порой похожи на произведения в 3D-изображении. И это сразу же бросается в глаза. Особенно в сравнении с изделиями других мануфактур, просто расписывающих свои произведения. Правда, расписывающих порой, следует признать, гениально…
И тут я заметил одну закономерность, тесно связывающую мастеров Сацумы с их турецкими коллегами. Турки, не зная технологии производства твёрдого фарфора, но при этом сотни лет славящиеся своими изделиями из керамики, научились делать совершенно невозможные вещи. Мне посчастливилось воочию увидеть это в Каппадокии, в центре старинной турецкой провинции Анатолии, где и сегодня талантливые мастера продолжают создавать настоящие рукотворные чудеса керамического искусства. Добывая особую глину на берегах Красной реки, здешние умельцы однажды попробовали добавлять в глиняную массу измельченные кристаллы горных пород. Керамические изделия, полученные благодаря этому, становились тонкими, лёгкими и звонкими, как западноевропейский фарфор! А применение затем сложной техники наложения ярких рельефных деталей и искусная роспись позволили их тарелкам, кувшинам и сюжетным картинам, составляемым из крупных плиток, стать уникальными в своём роде.
Я, конечно же, не удержался от того, чтобы купить несколько таких произведений. Представленную сегодня вашему вниманию объёмную настенную тарелку мне удалось найти на знаменитом стамбульском Гранд-Базаре, или, как его ещё называют, Капалы-Чарши. Мы долго говорили с мастером, создавшим много лет назад целую мастерскую, на которой сейчас работают около ста специалистов, о тонкостях этого сложного производства. И, в конце концов, пришлось мне затем весь путь нашего длинного путешествия носить в руках приобретённое чудо, не рискуя сдавать его в багаж. Зато какая память об этом навсегда теперь сохранится в нашей киевской коллекции…
Всем сегодняшним именинникам позвольте пожелать добра и счастья. А вам, друзья мои, хорошего дня. Как всегда, искренне ваш.