БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ  >>
10 ноября 2019
МУЗЫКАНТЫ 19-ГО ВЕКА
МУЗЫКАНТЫ 19-ГО ВЕКА


Страна: Испания

Мануфактура: Lladro

Год создания: 1969

Скульптор: Juan Huerta

Высота: 47 cm

Из будущей
киевской экспозиции
частной коллекции
«Shvets Museum»

«Радость, пламя неземное,

Райский дух, слетевший к нам,

Опьянённые тобою,

Мы вошли в твой светлый храм.

Ты сближаешь без усилья

Всех разрозненных враждой,

Там, где ты раскинешь крылья,

Люди — братья меж собой"

Хор:

«Обнимитесь, миллионы!

Слейтесь в радости одной!

Там, над звёздною страной, —

Бог, в любви пресуществлённый!''

Вообще-то гениальный поэт-романтик XVIII века Фридрих Шиллер, перу которого и принадлежит этот отрывок из ''Оды к Радости'', написанной в 1785 году, в Бога верил, если можно так сказать, весьма и весьма сдержанно. В одном из писем он уточнял: ''Какую религию я исповедую? Ни одной из тех, что ты мне называешь. Почему же ни одной? Из чувства одной вечной религии души…'' А ещё он верил в любовь. В любовь между близкими людьми. И частенько этим увлечением злоупотреблял, влюбляясь постоянно то в одну даму своего сердца, то в другую.

Как это ни парадоксально звучит, но очень талантливый поэт и симпатичный молодой человек долго не встречал ответного чувства со стороны своих избранниц. Одни боялись близости с ним, поскольку он уже был достаточно известным и почитаемым во многих странах Европы. Другим этого не позволяли делать родители, видевшие в молодом человеке лишь бедного литератора, не способного прокормить будущую семью скудными гонорарами.

Он действительно очень долго фактически бедствовал, работая по 10−12 часов в день — преподавал в крупнейших немецких университетах, писал одну за другой драмы (''Дон Карлос'', ''Коварство и любовь'', ''Разбойники'') и сборники стихов, которые в короткое время сделали его одним из популярнейших поэтов Европы. Даже после женитьбы на Шарлотте фон Ленгефельд, родившей ему четверых замечательных деток, он продолжал уже вместе с большой семьёй перебиваться с воды на хлеб. Пока литературная дружба не свела его с другим известным немецким классиком Иоганном Гёте. Их союз, по выражению автора знаменитого ''Фауста'', стал ''наступлением обновлённой весны, когда всё вокруг радостно распустилось и расцвело''.

Произведения Шиллера стали разбираться издателями буквально нарасхват. Публика с восторгом встречает трагедию ''Мария Стюарт'', трилогию ''Валленштейн'' и драму ''Орлеанская дева'', которую Гёте назвал лучшей из всех известных ему драм. Доходы от литературной деятельности наконец-то позволили Шиллеру и его семье начать жить достойно и обеспеченно. И как раз в это благостное для него время он и пишет знаменитую свою ''Оду к Радости'', которой суждено было стать частью одной из сильнейших симфоний Бетховена — симфонии № 9. В 1972 году это произведение было объявлено гимном Совета Европы, а с 1993 года её признали гимном Европейского Союза. И в наши дни мелодию этого гимна едва ли не ежедневно можно услышать не только на официальных мероприятиях, а ещё чаще на различных выступлениях сводных оркестров, устраивающих яркие музыкальные выступления на центральных площадях европейских столиц, а также на железнодорожных вокзалах, в аэропортах и даже на огромных рынках. Пару лет назад, кстати, такое необычное шоу прошло и на киевском Бессарабском рынке.

Заканчивается ''Ода к Радости'' Фридриха Шиллера (сегодня, кстати, отмечается 260-летие со дня его рождения) словами, которые весьма уместно звучат в контексте нашей ежедневной рубрики:

''Братья, в тесный круг сомкнитесь

И над чашею с вином

Слово соблюдать во всём

Звёздным Судиёй клянитесь!''

Всем сегодняшним именинникам позвольте пожелать добра и счастья. А вам, друзья мои, хорошего дня. Как всегда, искренне ваш.

Как всегда, искренне ваш

Александр ШВЕЦ
Читайте также
Новости партнеров