«то, что тебе надо, ищи в детской песочнице. Если смотреть на дом, то у правого бортика на глубине десяти сантиметров»
Спецоперацию готовили в строжайшей тайне. Почти никто из 180 сотрудников милиции не знал, зачем их собрали ночью в актовом зале Черниговского областного управления МВД. Оперативники могли лишь догадываться, что готовилось что-то грандиозное. И вот в четыре часа утра появился начальник областной милиции Иван Катеринчук и лично раздал старшим групп конверты с заданием, которые можно было вскрыть в определенное время в определенном месте. Кроме того, всем без исключения оперативникам запрещалось во время операции разговаривать по мобильным телефонам.
В начале пятого колонна из нескольких автомобилей направилась в сторону Нежина.
«Никого не пущу! Буду стрелять!» — встретил оперативников у своего дома злоумышленник
— Не хочу сказать, что не доверяю своим коллегам, но мы должны были обезопасить себя от утечки информации, — говорит начальник УМВД Украины в Черниговской области Иван Катеринчук. — Эта операция готовилась несколько месяцев, в ней было задействовано огромное количество людей. Очень хотелось, чтобы все прошло успешно. Отсюда и секретность. О том, что именно и кого мы ищем, знали только я и несколько моих помощников. Ход операции лично контролировал заместитель министра Александр Евдокимов.
Арестовывать злоумышленников решили на рассвете, чтобы застать их врасплох. Вместе с сотрудниками милиции на место также выехали понятые и даже нотариусы. Надо было сразу же после обыска описать имущество задержанных.
Ранний приезд оперативников оправдал себя. Некоторые злоумышленники спали так крепко, что понадобилось время, чтобы привести их в чувства.
— Приезжаем в одну из сельских хат, а там такая холодина и сырость, — вспоминает инспектор Центра связей с общественностью УМВД Украины в Черниговской области Александр Сидоренко, который тоже принимал участие в операции. — Незадолго до этого мы в условленном месте вскрыли конверт и уже знали, что едем арестовывать членов преступной группы, занимающихся распространением наркотиков. Честно говоря, я, хоть и работаю в милиции, думал, что те, кто связан с таким бизнесом, живут лучше. А тут в хате было хоть шаром покати. Только на стене висело несколько медалей. Как потом мы выяснили, в этой хате раньше жили трое братьев, один из которых занимался легкой атлетикой и даже выигрывал международные соревнования. Брат-спортсмен несколько лет назад уехал в город, а двое других братьев занимались приготовлением «ширки» — опиума. Занимались они этим делом под контролем дальнего родственника. Говорят, что боялись своего хозяина. Нередко он избивал братьев, заставляя на себя работать. Эта информация, конечно, еще будет проверяться.
— 32-летний организатор преступной группы — сын местного бизнесмена, который «держит» несколько магазинов в Нежинском районе, — рассказывает заместитель начальника Отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков УМВД Украины в Черниговской области Максим Пищур. — Он помогал отцу в его бизнесе, но вот, видимо, решил создать свой.
— Он встретил оперативную группу на пороге своего дома с охотничьим карабином в руках, — вспоминает еще один заместитель начальника отдела Дмитрий Лось. — Говорит: «Никого не пущу! Буду стрелять!» Не хотелось доводить дело до стрельбы. Тогда первый заместитель начальника областного управления милиции Сергей Потапенко позвонил злоумышленнику на мобильный телефон и уговорил сдаться. Всего в тот день были задержаны 11 членов этой преступной группы. Правда, арестовали только шестерых. Следствие посчитало, что пять человек, которых отпустили на подписку о невыезде, не повлияют на ход следствия, если будут оставаться на свободе.
— Количество задержанных может возрасти, — говорит первый заместитель начальника УМВД Украины в Черниговской области Сергей Потапенко. — Производство «ширки» было поставлено чуть ли не на промышленный уровень. В области есть достаточно большие поля, на которых выращивают мак для кулинарных целей. Злоумышленники воровали маковую соломку в больших количествах, вполне достаточных, чтобы не останавливать производство опия. Мы сейчас проверяем, не причастны ли к этому сторожа маковых полей.
Как нам теперь стало известно, преступная группа работала на территории Черниговской и Киевской областей на протяжении десяти месяцев. Каждый день варилось до 200 миллилитров «ширки». Одна доза стоит сейчас 50 гривен. Несложно подсчитать, что в день наркоторговцы зарабатывали от тысячи до двух тысяч гривен. За время их преступной деятельности чистая прибыль от продажи опиума составила 250 тысяч гривен. Представляете, какой размах! Не исключено, что торговцам в скором времени стало бы тесно на территории Черниговской и Киевской областей.
— Неужели так просто захватить рынок сбыта наркотиков? Может, кто-то из более «авторитетных» людей контролировал этот бизнес в области?
— Нам не известно, что кто-то контролирует рынок сбыта «ширки» в нашей области.
Приготовление наркотика производилось в десяти километрах от Нежина. В лесу на болотистой местности, куда очень трудно добираться на автомобиле, существовала настоящая нарколаборатория.
— Если честно, то лабораторией это можно назвать с натяжкой, — говорит начальник Черниговского областного управления милиции Иван Катеринчук. — Объемы они производили хорошие. Но все это делалось под открытым небом, на газовом баллоне. Если бы злоумышленники варили «ширку» в селе, то запах ацетона выдал бы их гораздо раньше. Часть дороги два брата, которые изготавливали наркотик, проезжали на машине, а потом шли пешком. И так каждый день, на протяжении десяти месяцев.
— Сами они употребляли наркотики?
— Скорее всего, нет. Те, кто занимается наркотой, обычно ее не употребляют. Да и брать наркозависимых для приготовления «ширки» накладно и ненадежно. Но могу сказать, что братья получали от своего дальнего родственника, который был их начальником, какой-то процент от продаж. Судя по тому, как они жили, — не очень большой. Вот у самого организатора, например, изъяли даже гидроцикл. Уж не знаю, где бы он ездил на нем. Но штука эта дорогая. По нашим подсчетам, клиентами наркодельцов ежедневно становились человек двадцать. Причем в последнее время не столько в Черниговской области, сколько в Киеве. В столице у наркоторговцев было немало клиентов. Для того чтобы снабжать их в другом городе, нужны были мобильные наркокурьеры.
Мы арестовали мужчину и девушку, студентку второго курса, которые прятали наркотики в установленном месте. В группе была строгая конспирация. Например, человек, который воровал маковую соломку, не знал тех, кто готовит «ширку». Курьеры, соответственно, не знали никого, кроме главаря. Видимо, все это напоминало девушке, которая вместе с другом отвозила наркотики в столицу, игру. Так как известно, что зарплату за работу студентка не получала.
На одном из допросов девушка сказала, что ей просто было интересно устраивать тайники с «ширкой». Словно это игра в шпионов.
«Номер телефона диспетчера знали только самые надежные люди»
Резонансность этого уголовного дела заключается не столько в количестве проданных наркотиков, хотя оно тоже впечатляет, сколько в схеме взаиморасчетов, которую изобрел организатор преступной группы.
— Мне, по крайней мере, не известны случаи, когда бы за наркотики рассчитывались, используя столь оригинальный метод, — говорит Иван Катеринчук. — Взаиморасчеты производились с помощью sms-сообщений и пополнения счета мобильных телефонов. В Украине такая схема действовала впервые.
Итак, был номер телефона диспетчера, который знали только самые надежные люди. Тот, кто хотел купить дозу, отправлял запрос sms-сообщением. Потом он должен был купить карточку пополнения счета и передать специальный код все тому же диспетчеру. После этого в ответном sms-сообщении приходила инструкция. Например: «То, что тебе надо, ищи в детской песочнице. Если смотреть на дом, то у правого бортика на глубине десять сантиметров».
Тайники делались в самых неожиданных местах: «в корневище третьего дерева слева» в каком-нибудь сквере или в водосточной трубе детского садика.
— В задачу курьеров входило только создание тайника и контроль за тем, чтобы наркотик никуда не делся? Мало ли, собака разроет или кто-то случайно обнаружит зелье.
— Иной раз приходилось делать по два десятка тайников в день. Все не проконтролируешь. Если клиент по какой-либо причине не находил «ширку» в установленном месте, ему могли сообщить место другого тайника.
— Разве выгодно возить наркотик в Киев из Нежина?
— Было бы невыгодно — не возили бы. Ясно, что курьеры не поедут в столицу ради того, чтобы спрятать одну-две дозы. Принималось сразу много заказов. Поверьте, телефон диспетчера звонил целый день.
Курьеры обычно везли в столицу сразу не меньше двадцати доз. Выезжали из Нежина рано утром на мотоцикле (до Киева чуть больше 200 километров), делали тайники, записывали их местоположение и ждали дальнейших указаний. Если происходил какой-то сбой, например, в условленном месте клиент не находил наркотиков, они должны были перепроверить тайник и при необходимости сообщить покупателю наркотиков другое место, где спрятана «ширка».
— А курьеры не могли вести свою игру — независимо от главаря продавать наркотики?
— Скорее всего, нет. Организатор группы все четко контролировал. У него была изъята настоящая бухгалтерия: несколько общих тетрадей, в которых он записывал когда, кому и сколько было продано «ширки».
— Как обналичивались деньги? Существует ли какой-нибудь легальный способ снять наличные деньги со счета мобильного телефона?
— Вообще-то такой способ есть. Но мы не случайно вместе с другими членами группы задержали и сотрудника одной телефонной компании. Это не рядовой сотрудник, и, возможно, он пройдет по этому делу лишь как свидетель. В настоящее время этот человек находится на подписке о невыезде.
Организатор всегда работал только с этим сотрудником мобильного оператора. По нашим сведениям, работник телефонной компании мог получать до 15 процентов от суммы обналиченных денег.
Как это делается? Номер находится на контракте, и на нем скапливается достаточно большая сумма денег. В нашем случае на мобильном телефоне злоумышленника было несколько тысяч гривен. После того как разрывается контракт, деньги должны возвращаться владельцу счета мобильного телефона. Но если на протяжении десяти месяцев постоянно заниматься этим и получать наличные деньги со счета, это может вызвать подозрения. Именно поэтому организатор группы наркоторговцев всегда имел дело только с одним проверенным человеком в телефонной компании.
Как сообщил «ФАКТАМ» начальник Центра связей с общественностью УМВД Украины в Черниговской области Сергей Брыль, в отношении членов группы возбуждено уголовное дело по статьям Уголовного кодекса «Изготовление наркотиков» и «Распространение наркотиков». Так как этим незаконным бизнесом занималась организованная группа, что является отягчающим вину обстоятельством, всем ее членам грозит до 12 лет лишения свободы. Причем как организатору группы, так и девушке-курьеру.
Несколько участников секретной операции по ликвидации преступной группы наркоторговцев были поощрены министром внутренних дел.
Автор выражает благодарность сотрудникам Центра связей с общественностью УМВД Украины в Черниговской области за помощь в подготовке материала.
519Читайте нас у Facebook