Федор бондарчук: «моя мама ирина скобцева появится в кадре всего один раз. И то — только ее фото и голос»
Съемки грандиозной фантастической картины «Обитаемый остров» по роману Стругацких заняли четыре года. Режиссер картины Федор Бондарчук и ее продюсер Александр Роднянский задумали фильм, еще работая над «9 ротой». Писателями Сергеем и Мариной Дяченко было написано 28(!) вариантов сценария «Обитаемого острова». Два с половиной года шел подготовительный период. В Крыму были построены 63 массивные декорации, пошито четыре тысячи костюмов.
Ровно одиннадцать месяцев длились съемки. В результате зрители увидят две картины «Обитаемого острова», равных которым по техническим характеристикам в России еще не создавалось. Украинская премьера «Острова» состоится 22 декабря, на неделю раньше, чем в Москве. Волнуясь перед первым показом, авторы картины Федор Бондарчук и Александр Роднянский приехали в Киев
«Вася Степанов повернулся — и передо мной возник просто Аполлон»
— Федор Сергеевич, знаменитый Спилберг говорил, что берет своего зрителя за первые три минуты картины.
— Совершенно верно. Если удастся это сделать, то, как правило, зритель уже не уходит из кинотеатра. В случае с «Обитаемым островом» это должно сработать. В картине огромное количество персонажей и сюжетных линий. За два часа первого фильма мы только приоткрываем загадки фантастического мира Саракша. Зритель останавливается на том, что главный герой картины Максим начинает новое путешествие к другим планетам.
— Многие ищут сходство «Острова» с японским мультфильмом «Метрополис».
— И не только. Но мы с продюсерами посмотрели фильм и поняли, что он ни на что не похож. У Стругацких получилась сложная книга, у нас — непростой фильм. Главный герой взрослеет на глазах зрителей, превращаясь из улыбающегося мальчика в умудренного опытом мужчину.
- Как и в «9 роте», главную роль вы отдали начинающему актеру.
— Вася Степанов появился в картине после трех месяцев проб. Мы никак не могли найти артиста с красивой внешностью и ярко выраженным мужским началом. Уже потом я узнал, что Василий владеет еще и рукопашным боем и готов дать отпор в любом споре. Ему пришлось нелегко за 11 месяцев съемок. Он ломал пальцы, повреждал ноги, разбивал брови. Помню, когда я первый раз увидел Степанова в студии, он стоял ко мне спиной. Попросил его повернуться — и передо мной возник просто Аполлон. Оператор взял крупный план с улыбкой Васи, и я буквально сполз со стула.
— Говорят, вы снимаете свои картины только под музыку.
— Я действительно это люблю. Все началось с «9 роты». Когда колонны наших солдат покидали Афганистан, Артур Смольянинов появлялся крупным планом, а за кадром шел голос, завершавший картину, на БТРе стоял магнитофон с записью группы «Бумбокс». Музыкальные эскизы к «Острову» специально прописал Юрий Потиенко. Так что на съемках все время звучала музыка.
— Обычно много съемочного материала так и не входит в фильм.
— Такая история произошла с «9 ротой». Я до сих пор питаю надежды, что сделаю диск с фрагментами, не вошедшими в картину. Но в случае с «Островом» все было наоборот. Сергей и Марина Дяченко написали такой сценарий, что его оставалось просто снять. Мы не вырезали ни одной сцены! Сотни страниц сценария запечатлены на пленке. Единственное, что было вырезано моим злобным продюсером Роднянским, — сцена любви. Почему-то она ему категорически не нравилась. В остальном у нас с Роднянским счастливая совместная жизнь.
«Тина Канделаки не стала одним из чудовищ. Бог миловал»
— Это Александр Ефимович предложил вам экранизировать роман Стругацких?
— Давняя история. Книга «Обитаемый остров» была написана в конце 60-х, а опубликована в начале 70-х годов. Я зачитывался Стругацкими в детстве. Любимое мое произведение «Трудно быть богом». Прятал его у себя в столе, а сверху держал томик «Война 1812 года». Когда заходили в комнату родители, я наклонялся над столом, заслоняя Стругацких. Прочитал все их книги, в том числе и «Остров». Потом это произведение возникло в моей жизни вновь. Во время монтажного периода «9 роты» Роднянский предложил: «Давай снимем «Обитаемый остров». Я лишь ответил: «Это невозможно!» До сих пор не понимаю, как снял этот фильм! 63 объекта, город мутантов, подводный мир, тысяча массовок, мир «наизнанку». Вы не увидите в картине плоского горизонта, он круглый. Люди Саракша живут внутри шара. Ни в одном кадре нет настоящего неба — оно все прорисовано: три светила, лучи которых пробивают тучи
— Честно говоря, непонятно, как советская цензура пропустила роман, по сути, критикующий тоталитарный строй.
— Это загадка! Ведь «Остров» — совершенно антисоветская книга. Стругацкие написали историю Советского Союза. Наверное, она прошла цензуру потому, что Максим прилетел на Саракш из якобы коммунистического города, который назван в романе Москвой. В Союзе решили, что коммунист полетел на другую планету изменить мир к лучшему и пропустили книгу. Мы же лишь изменили цели Максима. Все остальное, как и проблема больших государств, осталось прежним. Хотя мы предлагаем свой финал. Максим не победит Саракш, не спасет свою возлюбленную Раду. Все гораздо глубже. Посмотрите сами
— В одной из ролей (Прокурора) снялись вы сами. В «9 роте» вы ведь тоже появляетесь в кадре.
— Только в «9 роте» я за два дня до съемок узнал, что буду играть. В последний момент оказалось, что Николай Фоменко не будет сниматься. Мы начали срочно искать звезду, так появился я. В «Острове» тот же подход к подбору актеров: трое неизвестных, а «рама» вокруг них — звезды. Кстати, некоторые из них исполняли совершенно маленькие роли. Например, Даниила Спиваковского в картине можно и не заметить. Он мелькает в телевизоре как диктор. Для меня заранее была уготована роль Прокурора, я и не сопротивлялся. Более того, придумал себе грим, походку, манеру общаться, костюм. В общем, «бисером» вышивал своего героя, эдакого ласкового садиста. Думаю, Прокурор — моя лучшая роль Кстати, после «9 роты» все актеры, которым предлагал роль, согласны были играть у меня птиц, собак и монстров.
— Говорят, Тина Канделаки должна была стать одним из чудовищ.
— Бог миловал
— Как отмечали окончание съемок?
— На 222-й съемочный день я сказал: «Камера стоп, съемки картины закончены». Всем разлили шампанское. У кинематографистов есть такое понятие — «шапка», когда на следующий после завершения работы день собирается вся группа. «Шапка» у нас оказалась на нарах, в тюрьме, куда попадают персонажи Гармаша, Куценко и Степанова. Помню, все вдруг стали провозглашать тосты за департаменты тех сил, которые играли в кино. Было совершенно необычно.
«С Киану Ривзом мы встретились в моем ресторане, где ели суши и пили водку»
— Живя четыре года в придуманном мире, можно многое для себя переосмыслить.
— А я так и сделал. Это огромное испытание. Как говорил Спилберг, кино — занятие для очень серьезных мужчин. Проект стоил почти 40 миллионов долларов! Это огромная ответственность перед инвесторами, продюсерами и нами самими, потому что мы вложили в «Остров» и свои личные деньги.
— Что сказала по поводу таких колоссальных трат ваша супруга?
— Позвольте, это серьезная история. Я же не из подушки их достал. И потом, у нас с женой другие отношения. Я уже давно очень состоятельный человек и могу позволить себе распоряжаться деньгами по своему усмотрению.
— Ну да, кино ведь для серьезных мужчин
— Вот-вот, поэтому мы и чувствовали большую ответственность. И Прокурор ночью во мне просыпался, и заснуть я часто не мог, сны о работе мучили Одна сцена далась мне с огромным трудом. Наш разговор с колдуном должен был состояться у стены, залепленной летучими мышами. А снимали на фоне просто зеленой стены, куда потом накладывалось изображение. Но для меня это сложно. Я люблю декорации, считаю, лучше построить то, что можно, а дорисовывать — последнее дело. Проявив сцену, мы поняли, что нужно ее полностью переснимать. Прокурор мне дался нелегко
— Где будут храниться его роскошные наряды?
— Все костюмы Прокурора, Странника, богатых горожан выставлены в витринах кинотеатров по всей России. Фойе кинотеатра «Россия» уже украшает халат Прокурора, расписанный вручную.
— В первых кадрах «Острова» появляется фотография вашей мамы знаменитой актрисы Ирины Скобцевой и ее голос за кадром — послание внуку Максиму. Она больше не появится в кадре?
— Один раз. И то — только ее фото и голос. Она кинематографист до мозга костей. С такой же легкостью она в свое время согласилась на крошечную роль в картине Данелия «Я шагаю по Москве», где всего лишь передает телефонную трубку Михалкову. Большие артисты любят такие истории.
— Это вам не батальные сцены
— Вы еще не видели настоящих батальных сцен! Вторая серия «Острова» по масштабам в четыре раз превосходит первую. Там будет танковая атака во время ядерной бомбардировки. Наш пиротехник установил мировой рекорд по закладке тротила на съемочной площадке. Мы переделали 18 танков Т-60 в инопланетные, снимали вживую атаки. Вторая серия — настоящий ад по съемочному периоду! Съемки, где затапливают гондолу с Максимом и Радой, проходили в бассейне в Ялте. На гондолу вылили тонну воды! Было огромное количество вертолетных съемок.
— Интересно, что после этого вам хочется снять?
— Есть много тем. Например, два актера. Она — француженка, он — англичанин и Порто Черво осенью Романтическая история.
— Недавно в Москву приезжал звезда Голливуда Киану Ривз. Говорят, вы так и не пришли на встречу с ним, заставив Ривза прождать вас полтора часа!
— Врут! Киану был у меня в ресторане «Ваниль». Мы с ним мило пообщались, он ел суши и пил водку. Мы разговаривали с его агентом по поводу возможных проектов. Просто эта информация не для публики. Секьюрити провел его в нижний зал ресторана, где мы и встретились.
— Ривз будет играть в вашем новом фильме?
— Может быть.
— Это «Война», к съемкам которой приступаете вместе с Александром Роднянским?
— Пока не могу говорить
327Читайте нас у Facebook