В испытаниях уникального транспортного самолета ан-70 были задействованы лучшие десантники и спецназ военно-морских сил украины
Ожидая в минувшую пятницу с коллегами из ведущих газет и телеканалов возвращения со сложных испытаний на аэродром «Антонов» (в получасе езды от Киева в городе Гостомель) уникального украинского транспортного самолета Ан-70, мы задавались вопросом: как он приземлится, ведь столичные аэропорты закрыты из-за ужасного гололеда? Спецмашин для очистки взлетно-посадочной полосы видно не было. Неужто вся надежда на мастерство опытнейшего экипажа летчиков-испытателей Авиационного научно-технического комплекса имени Олега Антонова во главе с командиром Владимиром Мосиным?
Тем временем самолет уже приближался к аэродрому. Огромная махина прошла низко над землей, покачав крыльями в знак приветствия. Мы дружно замахали в ответ. И вот наступил самый ответственный момент: сделав разворот, пилот направил самолет на посадку. Еще десяток секунд — и «семидесятка» мягко коснулась бетона, покатилась по полосе. «Чисто сработано, асы!» — с нотками восторга в голосе прокомментировал один из специалистов.
Первое, о чем спросили командира экипажа на состоявшейся сразу же после приземления пресс-конференции: каково было сажать на лед многотонный лайнер?
- Этому сюрпризу природы мы были только рады, — удивил ответом Владимир Мосин. — Сами посудите: две недели мы работали в Крыму в Государственном научно-исследовательском центре Вооруженных сил Украины. Провели там испытания «семидесятки» по массовому десантированию. Были задействованы одни из лучших парашютистов армии и спецназ Военно-морского флота Украины. Собственно, чтобы об этом рассказать, мы вас и пригласили.
Вы приехали нас встречать, а тут все в каток превратилось. Почему мы этому рады? Дело в том, что в программе государственных испытаний Ан-70 предусмотрена посадка на покрытую льдом полосу. Сделать ее такой специально можно, но хлопотно. А тут пожалуйста тебе — бесплатный каток! Впрочем, программа испытаний требует посадить самолет в еще более сложных условиях — на лед, при отказе одного двигателя и при неблагоприятном для посадки ветре.
- Ну а как прошли испытания в Феодосии?
- Признаться, я думал: пришлют пару рот десантников срочной службы. А оказалось, прибыли довольно взрослые мужики — офицеры в звании от капитана до полковника. Прыгали с разных высот на разных — от минимальной до максимальной — скоростях. Причем одновременно из трех выходов — из заднего люка и обоих боковых дверей.
Запомнился первый день. Подходит время обеда, а офицеры заявляют: «Продолжаем прыжки». Мы им: «Вы что, не проголодались?» «Есть хочется, — отвечают. — Но вы же видите, у нас автоматы, гранатометы. Все это придется сдавать, а после обеда вновь получать. Так что прыгаем, пока программу не выполним». И так две недели, пока длились испытания.
Напомним: Ан-70 уникален, ведь подобного по возможностям среднего транспортного лайнера в мире пока нет. Евросоюз создает аналогичную машину, но она только разрабатывается. А «семидесятка» уже успешно прошла большую часть госиспытаний. На киевском заводе «Авиант» начата подготовка к серийному выпуску. Первый серийный Ан-70 должен быть построен в 2010 году.
- В создание «семидесятки» уже вложено более 1 миллиарда 100 миллионов долларов, — заявил генеральный конструктор Авиационного научно-технического комплекса имени Олега Антонова Дмитрий Кива. — Для завершения программы испытаний и модернизации авиационного оборудования (оно будет соответствовать последним мировым требованиям) предстоит истратить еще порядка 132 миллионов долларов.
- Прежде этот проект был совместным, украинско-российским, — говорит начальник департамента Министерства обороны Украины Владимир Грек. — Но Россия отказалась от дальнейшего участия (рассчитывая на самолет одного из своих конструкторских бюро. — Авт). Однако теперь в Москве приходят к пониманию, что выгоднее возобновить участие в проекте Ан-70. Сейчас вопрос об этом рассматривается в заинтересованных российских ведомствах.
245Читайте нас у Facebook