Кому выгодна реорганизация сети прибыльных заправок в условиях финансового кризиса?
К новому году массовые увольнения начали достигать своих критических показателей. Так, к декабрю количество безработных в Украине составляло почти 700 тысяч человек. И, по прогнозам экспертов, к январю этот показатель достигнет 870 тысяч, а к апрелю — 1,5 миллиона(!) человек.
«Финансирование зарплат и социальных выплат может сократиться в пять раз — с 20 до 4 миллионов гривен»
В такой ситуации как никогда важной становится позиция профсоюзов. Ведь не секрет, что «антикризисные» меры работодатели нередко принимают с многочисленными нарушениями законодательства. Увы, некоторые профсоюзы оказались неспособными эффективно отстаивать интересы наемных работников в условиях финансово-экономического кризиса, разразившегося в Украине.
- Примером, когда некоторые профсоюзы работают против самих же наемных работников, является ситуация вокруг создания дочернего предприятия (ДП) «Укравтогаз» на базе филиала «Укравтогаза» дочерней компании (ДК) «Укртрансгаз» НАК «Нефтегаз Украины», — рассказывает председатель объединенной профсоюзной организации филиала «Укравтогаз» ДК «Укртрансгаз» Юрий Гришко. — На нашем предприятии сейчас тлеет трудовой конфликт, в основе которого лежат вполне обоснованные подозрения двухтысячного коллектива в том, что в ближайшем будущем на предприятии могут ухудшиться условия оплаты труда и социального обеспечения.
Дело в том, что запланированное выделение «Укравтогаза» из состава ДК «Укртрансгаз» в новое юридическое лицо фактически приведет к тому, что на коллектив этого предприятия больше не будут распространяться положения коллективного договора «Укртрансгаза». По нашим подсчетам, финансирование заработной платы и социальных выплат может сократиться в пять раз — с 20 миллионов гривен в год (по коллективному договору) до 4 миллионов гривен (согласно действующему трудовому законодательству). Кроме того, есть серьезные основания полагать, что расходы на создание нового предприятия, а также сложная экономическая ситуация приведут к ухудшению финансового положения сети автозаправок и, как следствие, к уменьшению отчислений на оплату труда и социальные программы коллективу, а также к сокращению количества рабочих мест.
- Вы пытались это предотвратить?
- Позиция нашего коллектива по поводу сложившейся ситуации была отражена в многочисленных обращениях на имя Президента и премьер-министра, народных депутатов и руководителей НАК «Нефтегаз Украины».
Более того, наш профсоюз инициировал создание примирительной комиссии с участием экспертов Национальной службы посредничества и примирения при Президенте Украины. Увы, этим планам начали противодействовать в НАК «Нефтегаз».
- Каким образом?
- В качестве орудия борьбы они тоже решили избрать профсоюз. А именно: профсоюз работников нефтяной и газовой промышленности, который принялся создавать собственную примирительную комиссию — в противовес существующей, созданной нашим профсоюзом. Его задача проста — вытеснить из трудового спора существующую комиссию — и навязать решение НАК «Нефтегаз Украины» многотысячному коллективу «Укравтогаза». В итоге нашим работникам грозит урезание зарплат, льгот, а часть коллектива могут просто выкинуть на улицу. Уже была озвучена позиция, что наш профсоюз не уполномочен разрешать данный трудовой спор. Это якобы должен делать объединенный профсоюз ДК «Укртрансгаз».
«Укравтогаз» — вполне успешная хозяйствующая единица»
- Вызывают вопросы и причины, по которым было решено выделить «Укравтогаз» в отдельную компанию, — продолжает представитель трудового коллектива Управления «Укравтогаз» в примирительной комиссии Юрий Марченко. — В частности, было указано на неэффективность хозяйственной деятельности филиала, отсутствие инвестиций в развитие, потерю доли рынка, несовершенство механизма ценообразования. Но «Укравтогаз» — вполне успешная хозяйствующая единица. Годовой доход 89 автозаправок «Укравтогаза» составляет свыше 800 миллионов гривен, а их стоимость оценивается минимум в 180 миллионов долларов. Так что возражений против создания нового предприятия более чем достаточно как в социальной составляющей, так и в экономическом плане.
Более того, создание нового предприятия «Укравтогаз» — очень дорогостоящая операция. По данным профсоюза, в результате отделения от ДК «Укртрансгаз» только на оборотные фонды предприятия придется потратить более 300 миллионов гривен. При этом позитивный результат работы будущего предприятия совершенно не очевиден.
- Зачем же тогда, тем более в условиях экономического кризиса, создается новое предприятие?
- Коллектив «Укравтогаза» уверен, что настоящей целью реорганизации является его приватизация. Именно так можно будет вывести сеть газовых заправок из-под действия Закона Украины «О трубопроводном транспорте», которым запрещена приватизация элементов газотранспортной системы Украины. По иронии судьбы, инициатором преобразований является руководство Кабмина, которое как раз два года назад приложило все усилия для принятия Закона «О трубопроводном транспорте», запрещающего подобные манипуляции с газовой трубой.
Более того, даже выделение «Укравтогаза» из дочерней компании «Укртрансгаз» грубо противоречит упомянутому закону. Ведь фактически речь идет о дроблении предприятия трубопроводного транспорта, что запрещено делать данным законом. При этом следует учитывать: автогазонаполнительные компрессорные станции (АГНКС), которые объединяет «Укравтогаз», — неотъемлемый элемент газотранспортной системы Украины.
Тем не менее руководство НАК «Нефтегаз» с одобрения правительства решило пойти на этот шаг. Впервые вопрос о создании новой «дочки» был поднят 21 января 2008 года на оперативном совещании в «Нефтегазе». А уже через две недели по итогам совещания Кабмина было решено изучить вопрос создания предприятия. С тех пор процесс реорганизации находится на правительственном контроле. А финальным аккордом перед решением создать новое предприятие стало поручение Кабмина от 9 декабря этого года подать обновленные данные для справки-обоснования. Через два дня вышел приказ Минтопэнерго «О создании дочернего предприятия «Укравтогаз» НАК «Нефтегаз Украины».
Следует отметить, что процесс создания нового предприятия пошел ударными темпами после обострения политической ситуации. Заинтересованные лица пытаются выжать максимум ресурсов из своего нынешнего положения. Есть основания полагать, что объектом их интереса являются финансовые потоки будущего предприятия, возможность фактически бесконтрольного доступа к газотранспортной системе страны, а также земля под 89 АГНКС (средняя стоимость одной АГНКС с земельным участком составляет 2 миллиона долларов). При этом от их внимания как-то ускользнуло, что на кону стоят интересы двухтысячного трудового коллектива
673Читайте нас у Facebook