«десять детей в семье — это счастье! « -
«Невесту я привез в дом на тракторе»
Соседи подшучивают, дескать, у Федора столько детей потому, что он любитель «этого дела», и тут же поправляются: «Хотя с таким количеством детворы он уже даже не любитель, а скорее профессионал »
Многодетным отцом-одиночкой Федор Кравцов стал в 35 лет. Три года назад Татьяна, супруга Федора, родив младшенького, Федора Федоровича, из-за послеродовых осложнений скоропостижно скончалась. Ее смерть стала для мужа ударом.
- Мы познакомились семнадцать лет назад, когда меня пригласили на проводы в армию брата Татьяны, — рассказывает Федор Кравцов. — Это была любовь с первого взгляда. Таня тогда была замужем, жила в Луганске и работала на хлебопекарне. Вскоре я узнал, что с супругом она рассталась. И понял, что это моя судьба. К тому времени у нее уже было двое детей — дочка Яна и сын Сергей. Но для меня это не стало препятствием. Детей я официально усыновил и считаю родными.
В себе я был уверен. Получал хорошую зарплату — около 400 рублей, да еще в хозяйстве что-то давали натуроплатой. Как молодому специалисту-трактористу выделили двухкомнатную квартиру (а впоследствии дали дом, в котором мы сейчас и живем). Я навел в ней порядок, сделал ремонт. Лишь после этого сел на свой трактор и поехал за невестой в Луганск. Так на тракторе и привез в Первозвановку свою будущую жену с детьми и всем их нехитрым скарбом.
Когда в семье случилось горе, мало кто верил, что тихий, мягкий Федор сможет потянуть такую нагрузку. Многие советовали сдать детей в интернат. Близкие родственники супруги, у которых нет своих детей, предложили усыновить младшего Федора. Но отец был непреклонен: «Это мои дети! И никого я никуда не отдам. Сам буду воспитывать. И поднимать их на ноги тоже буду сам!»
- На детей ежемесячно получаю государственную помощь около тысячи шестисот гривен, — говорит Федор Алексеевич. — Конечно, маловато. Гривен триста уходит на газ и свет. Остальное — наше. Но мы не унываем. Я постоянно работаю и ищу дополнительный заработок. Хожу по дворам, ремонтирую технику, начиная от мотоциклов и заканчивая тракторами. Дети летом работают на полях. Так что они тоже уже знают цену трудовой копейке. Да и сам я устраиваюсь сезонным работником на местные поля у частников. Денег платят мало, зато можно взять продуктами, а в нашей семье они лишними не будут.
А вот зимой приходится уже самому выкручиваться. Сейчас устроился на маслобойню к местному фермеру. Обещает около восьмисот гривен в месяц. Старший сын, 18-летний Сергей, тоже пошел работать. Бригада, в которой он трудится, прокладывает по селу водопровод. Конечно, трудно, но у меня ни разу даже мысли не возникло оставить детей.
Когда Татьяны не стало, тяжелее всего пришлось 13-летней Лиде (к тому времени старшая Яна уже вышла замуж, родила ребенка и жила со своей семьей отдельно). Спустя три года 16-летняя Лида стала в семье Кравцовых признанным авторитетом: распределяет семейный бюджет, организовывает ведение хозяйства, готовит, убирает и при этом продолжает оставаться в школе одной из лучших учениц.
- Татьяна настолько любила чистоту, что все в доме у нее сверкало, — рассказывает заместитель директора Первозвановской средней школы Людмила Борисенко. — И такую опрятность она смогла привить детям. Они всегда чистые, аккуратные. У нас, бывает, дети из обеспеченных семей в таком виде приходят на занятия, что приходится вызывать родителей, делать им замечание и ставить в пример Кравцовых.
Поддерживать чистоту в семействе — забота Лиды и ее 14-летней сестры Вали. Раньше девочкам приходилось стирать вручную либо в машинке «Малютка». Недавно семья приобрела стиральную машину побольше, правда, старенькую, еще советского образца. Поставить машину-автомат не получается, нет водопровода. Воду носят по очереди из колодца.
- Как-то я зашла к Кравцовым и попала на день большой стирки, — рассказывает представитель одного из благотворительных фондов Ирина Кицена. — Каждый член семьи принес кучку своего грязного белья. Лида командует: «Быстро все взяли по ведру — и к колодцу за водой! Кто не принесет, остается в грязном». И я не слышала, чтобы ей пришлось повторять это дважды. А на плите уже стояла большая кастрюля с борщом. Меня угостили, и должна признаться, не каждая опытная хозяйка сможет так сварить борщ!
Хотя бывают у юной хозяйки и просчеты.
- Хотелось побыстрее высушить постиранное белье, вот и развесила все на трубах отопления, — сокрушается 16-летняя Лида. — Белье-то высохло, но из-за повышенной влажности местами отклеились в комнатах обои. Так что весной будем делать ремонт. Но ребята не унывают. Все равно уже давно собирались обновить обои во всех четырех комнатах.
В доме у Кравцовых не богато, но всегда чисто и уютно. Вернувшись из школы, девочки первым делом становятся возле плиты и готовят обед. А продуктов такой большой семье нужно много, одного только хлеба в день уходит до семи буханок!
Двор охраняет всеобщий любимец пес Ник. Судя по внешности, среди его предков были сенбернары. Постороннего в дом Ник никогда не пустит, а вот для детворы он — лучший друг, может даже приглядеть за малышами. Если что не так — упал братик или сестричка, или собрался за пределы дома — Ник быстро оповестит своим лаем старших. Возможно, поэтому его по праву считают еще одним членом этой большой семьи.
В огороде работают все, даже трехлетний Федя
Из домашней живности в хозяйстве Кравцовых остались куры, гуси, две козочки. Поросенок недавно украсил новогодний стол. Зато подрастает телочка, так что в ближайшем будущем семья будет с молоком. За животными присматривают дети, поскольку папа с утра до вечера на работе. Однако в отсутствие главы семейства все заняты делом, у каждого свои обязанности. На приусадебном участке, где каждую весну высаживают картошку, помидоры и огурцы, работают все, невзирая на возраст, даже трехлетний Федя рвет сорняки.
Соседи не перестают удивляться сплоченности детей Кравцовых. Утром они дружно выходят со двора. Троих малышей заводят в садик, а остальные идут в школу. Старшие несут портфели младших, а те гордо шагают впереди. И в школе все братья и сестры держатся вместе.
- Пару лет назад один парень хотел сказать про нас что-то плохое, так пришлось дать ему хорошенечко, — рассказывает Лида. — Больше ни с кем никаких конфликтов не было.
В школе дети питаются бесплатно. Ребята говорят, что кормят там хорошо, однако дома все равно вкуснее. И это лучшая похвала для Лиды и Вали. Когда в семье появляется лишняя копейка, девочки заказывают по почте книги о домашнем хозяйстве и кулинарии. Изо всех сил пытаются из нехитрого набора продуктов приготовить для семьи что-нибудь вкусненькое. Ну а если денег остается чуть больше, то сестры покупают книги о любви, а для мальчишек — детективы.
- Кем буду, еще не определилась, — говорит Лида. — Закончу школу, а там решу. Хотелось бы журналистом Бываю ли я на дискотеках? Нет. Нам туда ходить некогда. Дел много по дому.
- Учатся Кравцовы в меру своих способностей, — говорит Людмила Борисенко. — У кого-то получается лучше, у кого чуть хуже. Однако все стараются. Да еще успевают управиться по хозяйству. Может, поэтому они очень трудолюбивые, ответственные.
«Если бы Татьяна была жива, мы бы завели одиннадцатого ребенка »
О том, что в Лутугинском районе есть многодетная семья, социальные службы узнали случайно.
- Наш дом относительно новый, — рассказывает Федор Алексеевич. — Но, видимо, возводили его, как всегда, в спешке, вот по стенам и пошли огромные трещины. Я понял: не сделаем капитальный ремонт сейчас, можем остаться вообще без жилья. Прикинул, сколько мне необходимо материалов, и отправился в Луганск их приобретать. Общая сумма потянула на шесть тысяч. Для нас это очень большие деньги. Но делать нечего — оформил кредит. Возвращаясь домой, стал подсчитывать, сколько же нужно откладывать из нашего скудного семейного бюджета на погашение долга? Да, думаю, семейству придется нелегко. И решил обратиться к районным властям. Семья многодетная, может, чем-то нам и помогут. Ведь никогда и ничего мы не просили для себя.
Федор отправился на прием к председателю Лутугинского районного совета Виктору Бордаеву, который был крайне удивлен, узнав, что в районе есть такая семья, и она до сих пор остается без внимания местных властей. Руководитель района, пообещав всяческую помощь и поддержку, связался с одним из благотворительных фондов. А благотворители обратились с просьбой к местным предпринимателям.
- В итоге нам удалось собрать для этой семьи игрушки, одежду, обувь, моющие средства, шампуни, мыло, бывший в пользовании, но хороший телевизор, продукты, небольшую сумму денег, — рассказывает представитель фонда Ирина Кицена. — Чтобы отвезти все собранное имущество, пришлось заказывать грузовую «Газель». А одна из лутугинских парикмахерских послала в село своих мастеров — постричь ребят, а девчонкам сделать хорошие молодежные прически. И пообещала приезжать сюда регулярно. Мы тоже будем постоянно следить за судьбой этой семьи.
Помощь оказалась кстати. По словам Федора, приятно думать, что есть на кого опереться в трудную минуту.
- Хотя мы уже привыкли рассчитывать только на себя, — говорит отец семейства. — Вот на Новый год сделал семье подарок — телевизор. Весь год откладывал деньги, чтобы его прибрести. Так что теперь в доме уже два телевизора. Меньше будет споров, кому что смотреть.
Федор Алексеевич признался, что рад бы в дом привести новую хозяйку — и ему, и детворе была бы подмога. Да и он еще не старик, без вредных привычек, не злоупотребляет спиртными напитками, даже недавно бросил курить
- Только вот где найти ту, которая не испугалась бы взвалить на себя такую обузу, — говорит мужчина. — Вот и живем пока сами. Но дети — это та ноша, которая в радость. Я и сам из многодетной семьи. Нас было пятеро у родителей. А вот многие знакомые меня не понимают. Зачем столько, спрашивают. Да, тяжело, но мы вместе, и в этом наша сила. Пусть живем мы небогато, но зато дружно и счастливо. И думаю, если бы Татьяна была жива, может, завели бы одиннадцатого ребенка
797
Читайте нас у Facebook