«прощаясь, сын стал добавлять: «мамочка, я тебя очень люблю! « хотя раньше так никогда не говорил « — вспоминает мама 9-летнего мальчика, погибшего во время взрыва дома в кривом роге
«ФАКТЫ» дважды рассказывали о взрыве дома по улице Тухачевского, 51, произошедшем в Кривом Роге 26 февраля. В то роковое утро взрывная волна разрушила два верхних этажа пятиэтажного дома и забрала жизни трех человек. Через две недели после случившегося корреспондент «ФАКТОВ» решила еще раз встретиться с пострадавшими, чтобы выяснить, как чувствуют себя люди, потерявшие своих близких и кров, какая помощь им оказывается. И, самое главное, чтобы узнать: что же послужило причиной трагедии?
«Чувствовался запах пиротехники, будто взорвалось много петард»
- До сих пор не могу прийти в себя! — рассказывает житель 53-й квартиры по улице Тухачевского, 51 Валерий Гончаренко. — В то утро я проснулся от взрыва в 4. 30. Краем глаза заметил, что на улице полыхнула какая-то синяя вспышка. Бросился к жене и ребенку: они спали в соседней комнате. Слава Богу, с ними ничего не случилось, они только очень испугались. Я выглянул из окна. Пятый этаж практически разрушен. Побежал к двери — коридор загроможден обломками, двери не видно, валит дым. И чувствовался запах какой-то пиротехники, будто кто-то много петард взорвал, как на Новый год. Только запах был более резким.
- Запаха газа не было?
- Нет. И все соседи потом говорили, что чувствовали запах, как от пиротехники.
Взрыв повредил коммуникации. В комнаты хлынула горячая вода. В то же время в квартирах, оставшихся без наружных стен, люди стали замерзать. В то утро на улице было минус десять. Жильцы боялись подойти к искореженным шкафам, чтобы взять какую-то одежду. Не знали, что делать, куда бежать. Многие пытались выбраться на улицу, но обнаружили, что заклинило двери и осел лестничный пролет.
На место происшествия прибыли подразделения Государственной пожарной охраны и специальной аварийно-спасательной службы МЧС, аварийные бригады всех коммунальных служб города. Пожарные начали срочную эвакуацию жильцов. Их спускали с помощью пожарных лестниц и подъемника, оснащенного люлькой, которая подается к окну.
- После того как жильцы были эвакуированы и мы стали обследовать разрушенные квартиры, с четвертого этажа донесся крик: «Помогите!» — вспоминает начальник караула пожарной части Ь 10 капитан Сергей Ткаченко. — Но это место мы раньше уже обследовали. Туда упали плиты с пятого этажа, и там вряд ли кто-то мог выжить. Тем не менее по пожарной лестнице мы еще раз поднялись на четвертый этаж. И увидели, что там остался единственный маленький уголок, где мог находиться человек. Бетонные плиты упали на шкаф, сплющили его и нависли над полом, образовав укрытие.
Я говорю: «Покажите, где вы находитесь?» И человек высунул руку. Я начал разгребать обломки. Отверстие стало больше. Мужик — раз! — и вышмыгнул оттуда. Он был весь в крови, у него была черепно-мозговая травма. Постоянно повторял: «Спасите жену! Позвоните ей. Где-то здесь должен быть мой мобильный».
- Вы нашли ее?
- Нашли. Но, к сожалению, уже мертвой. В ту ночь супруги спали в разных комнатах. Слава Богу, не пострадал их взрослый сын. Парень жил отдельно от родителей.
- У погибших был какой-то шанс спастись? Возможно, они были какое-то время живы?
- Кого возможно было спасти — мы спасли. Остальные погибли мгновенно. Я был наверху и видел, что спастись было нереально. Четвертый и пятый этажи дома вместе с крышей и боковыми стенами от взрыва сложились и упали внутрь. Пустот в завалах, где могли бы оказаться люди, практически не было. И все же мы не исключали, что под завалами могли оставаться раненые, поэтому разбирали завалы осторожно: вручную снимали плиту за плитой, разгребали строительный мусор. Жену того, спасенного, мужчины из 59-й квартиры мы обнаружили в пять часов вечера. В тот же день около восьми вечера достали погибшую пожилую женщину из 56-й квартиры. А
27 февраля в половине второго ночи нашли мертвым ее 10-летнего внука
«На теле сыночка не было ни царапинки»
Только спустя две недели после смерти единственного ребенка Елена Лисная, с которой мы встретились у нее дома, нашла в себе силы говорить о том страшном дне.
- Мы Ваню часто отправляли к бабушке, матери мужа Лидии Романовне, — рассказывает 29-летняя Елена. — Она жила одна: дедушка умер от сердечной недостаточности. И тоже
26 февраля. Только три года назад. Бабушка во внуке души не чаяла. Мы отправили Ванюшку к ней на несколько дней. Собирались в понедельник его забрать. Но нам сказали, что из-за карантина по гриппу каникулы в школе продлены до первого числа, и мы решили: пусть еще погостит!
Сынок будто что-то чувствовал. Когда я звонила к бабушке по вечерам, чтобы с ним поговорить, он вдруг, прощаясь, стал добавлять: «Мамочка, я тебя очень люблю!.. » Хотя раньше так никогда не говорил
- Кто вам сообщил о произошедшем?
- Наш кум. Я сквозь сон услышала телефонный звонок и встревоженный голос мужа: «Что? Как?» Мы побежали к дому бабушки. Она жила неподалеку, в пятнадцати минутах ходьбы. Квартира свекрови номер 56 находилась на четвертом этаже. Снизу нам было видно, что в ее спальне лежат упавшие сверху плиты. Бабушку раздавило такой тяжестью. А Ванюшка обычно спал в комнате на диванчике. Я до последнего момента надеялась, что он уцелел. До последнего ждала! Пусть, думаю, раненый, обмороженный, только бы живой!
Я спрашивала у врачей скорой: «Сколько может продержаться без помощи человек в десятиградусный мороз?» Мне отвечали: «Четыре-шесть, от силы восемь часов » Но пока спасатели разбирали завалы, время тянулось так долго! Муж Саша как застыл возле подъезда с пяти часов утра, так и простоял до половины второго ночи, когда Ванюшку нашли. Саша не плакал, не кричал, он просто стоял, не отрывая глаз от дома.
Спасатели достали Ванюшку. Сыночек уже был холодным. Хотя на его теле не было ни царапинки! Казалось, он просто уснул Он был отличник. Хотел идти на золотую медаль. Девчата его любили. На День святого Валентина кучу подарков надарили. Ласковый был мальчик, добрый. На футбол ходил, на джиу-джитсу. С пяти лет мечтал о компьютере. Мы говорили: «Давай позже, сыночка. Рано глазки портить». С мужем собрали деньги. Пообещали подарить на десятилетие и компьютер, и компьютерный стол. Сынок просил раньше, но мы хотели приурочить эти подарки ко дню рождения. Надо было раньше дарить!.. (Лена закрывает лицо руками. — Авт. )
- Когда ему должно было исполниться десять лет?
- 12 марта. Он так ждал этого дня! Спрашивал: «Мама, праздник будет?» «Будет!» — обещала я ему. Мы собирались пригласить деток в кафе. Но он не дожил до своего дня рождения две недели. Только я в этот день все равно понесла тортики в его тридцать пятую школу, в 4-В класс. И день рождения, и поминки в один день. (Сдавленным голосом. ) Видишь, сынок, какой получился праздник
- Он приходит к вам?
- Приходит. В последний раз снилось, что после взрыва мы прибежали в дом к бабушке, а он там сидит, замотанный в полотенце, и дрожит. Мы спрашиваем у него: «Ванюшка, ты что, в холодной ванне купался?» А он плачет: «Мамочка, можно я теперь в теплой водичке покупаюсь? Я так замерз!.. »
«Людям страшно возвращаться в дом, где погибли их соседи»
- Вы вините кого-то в том, что произошло?
- Только себя, — говорит Лена. — Я должна была почувствовать, предвидеть! У нас на работе, я работаю оператором на автозаправке, целую неделю перед этим сыч кричал. Старые люди говорят: это к несчастью Но никакой тревоги я не ощущала. Ванюшка у меня был единственным ребенком. Не хотела второго — хотела этому все лучшее дать. Теперь не могу без слез на деток смотреть. Мне их так всех жалко! Понимаешь, насколько детская жизнь хрупкая, зависимая от всего
Семьям, потерявшим близких, городские власти выделили помощь на погребение. Остальные получили материальную помощь по три тысячи гривен. Первые дни пострадавших бесплатно кормили, предложили общежитие. Но люди предпочли жить у знакомых или родственников. В общежитие поехали только две семьи.
После того как были разобраны обвалившиеся конструкции, власти приняли решение отстроить разрушенный дом. Чтобы люди побыстрее заселились в свои квартиры, строители работают без выходных, в три смены.
- Мы находимся здесь с первого дня, как случилась эта трагедия, — рассказал заместитель генерального директора ЗАО «Криворожинду-
строй» Николай Стародубец, которого я застала в выходной день вечером на стройке. — Участвовали вместе со спасателями в разборке завалов и сразу же приступили к восстановлению дома. Сегодня полностью восстановлен пятый этаж. Подано тепло на все пять этажей. Через несколько дней приступаем к благоустройству двора: восстановлению разрушенной дороги, устройству цветников.
Параллельно с этим ведутся отделочные работы внутри: укладывается два слоя ДСП, линолеум. В санузлах — плитка до потолка и плитка на полу. Плиткой будет выложена и рабочая стенка на кухне. Утеплим наружные и внутренние стены. Думаю, закончим отделочные работы 16-17 марта. Так что в сроки, которые наметил мэр Кривого Рога Юрий Викторович Любонен-ко, мы укладываемся. 25 марта планируется заселение.
Жильцы, с одной стороны, рады: дом строится быстро. С другой, опасаются, не повлияют ли такие ударные темпы строительства на качество жилья.
- Сначала хотели снести весь подъезд и на этом месте отстроить новый, — говорит глава инициативной группы пострадавших Александр Гардт. — Потом решили восстановить только разрушенные этажи. Но дому сорок два года. Как он будет реагировать, если на старые конструкции водрузить новые? А вдруг первые этажи не выдержат тяжести? В соседнем подъезде, говорят, у людей уже пошли трещины в стенах и потолках.
Нам и так психологически тяжело возвращаться в дом, где погибли наши соседи. А теперь в голове будут постоянные мысли, выдержит ли дом. Ведь он пережил такую встряску. Не знаем, насколько безопасно будет там жить нашим семьям
У жильцов еще много вопросов. Будут ли ставить металлические входные двери, возмещать стоимость ремонтов (в некоторых квартирах перед взрывом люди делали ремонты), застеклять лоджии, выделять деньги на мебель? Ведь та искореженная, залитая водой мебель, которую спасатели доставали из квартир и увезли на хранение на склад, по мнению людей, к пользованию теперь непригодна.
На вопрос о возможных причинах взрыва жильцы отвечают: «Это был не газ».
- Газ таких разрушений дать не может, — убежден Александр Гардт. — По нашему мнению, это было какое-то взрывчатое вещество. Однако знакомые шахтеры мне говорят: даже если это был тротил, для него нужна детонация. Поэтому не исключено, что все-таки произошла утечка газа, где-то возникла искра. А у кого-то лежала взрывчатка. Вот такая комбинация и могла привести к взрыву.
- У вас есть предположение, у кого могла лежать взрывчатка?
- Пусть это выясняет следствие. Но видно, что эпицентр взрыва был в квартире Ь 60, где жил шахтер. Eе полностью разнесло.
- Пока из области не получены результаты взрывотехнической, пожарной и газохимической экспертиз, какие-либо выводы о причинах взрыва делать рано, — говорит заместитель начальника — начальник следственного управления Криворожского ГУВД МВД Украины в Днепропетровской области Николай Салогуб. — Заключения будут готовы во второй половине марта. Только тогда я смогу что-то комментировать. Уголовное дело возбуждено по статье 196 Уголовного кодекса Украины «Неосторожное уничтожение или повреждение чужого имущества, которое причинило тяжкие телесные повреждения или гибель людей». Идет досудебное следствие.
- У вас есть подозреваемые?
- По данному уголовному делу никто в качестве подозреваемого не допрошен, не задержан и не арестован.
Тем не менее «ФАКТЫ» разыскали 35-летнего хозяина 60-й квартиры, где жил шахтер. Именно вокруг его имени ходит больше всего слухов. В ту ночь глава семейства и его супруга чудом не пострадали. Они работали на шахте в ночную смену. Ребенок был у бабушки. Мужчина сейчас живет у родственников. Он согласился на беседу с корреспондентом «ФАКТОВ».
- Жители говорят, что ваша угловая квартира на пятом этаже пострадала больше всего и якобы именно там находился эпицентр взрыва. Вы как-то можете объяснить этот факт?
- Насколько мне известно, еще нет официального заключения экспертиз, а только они могут определить, где именно был эпицентр взрыва, — сказал мне собеседник на другом конце провода. — И потом, если разворотило два этажа — четвертый и пятый, где, по-вашему, должен находиться эпицентр взрыва — вверху или внизу?
- Ходят слухи, что в одной из квартир могла храниться взрывчатка, вынесенная из шахты. Она будто бы и спровоцировала взрыв в доме.
- Следовательно, если я шахтер, значит, у меня обязательно должна была быть в доме взрывчатка? Да, я работаю в шахте. В данной ситуации это звучит как улика. Но покажите мне хоть один дом в Кривом Роге, где ни жил бы шахтер? Это же не значит, что во всех квартирах лежит взрывчатка, что всех надо подозревать.
- На работе вы имеете доступ к взрывчатке?
- На тот момент я работал исполняющим обязанности заместителя начальника участка шахты, осуществлял общее руководство. С 28 февраля нахожусь в отпуске. Доступа к взрывчатке я не имел. Его имеют только взрывники. Взрывчатки дома у меня не было. Это исключено. Я имею стаж работы без нарушений и выговоров и достаточно ответственно отношусь к этому вопросу.
Между тем на днях пресс-служба ОАО «Криворожгаз» сообщила результаты расследования специально созданной на предприятии комиссии. Комиссия установила, что последствия взрыва нехарактерны для взрыва газовоздушной смеси и природного сетевого газа (метана). «Никто из жильцов не чувствовал запаха газа ни в момент взрыва, ни после него, — говорится в официальном заявлении. — Не было зафиксировано воспламенения. На теле пострадавших нет следов термического воздействия. Трое погибших получили смертельные травмы от рухнувших конструкций дома. После технических расчетов, выводов судебно-медицинской экспертизы и анализа специалистов по взрывам комиссия «Криворожгаза» считает, что взрыв в жилом доме вызвал не бытовой газ».
В поддержку семей пострадавших ОАО «Криворожгаз» решилo перечислить из заработной платы рабочих и служащих пять тысяч гривен. Свои выводы «Криворожгаз» передал в правоохранительные органы. Однако только после результатов областной экспертизы станет известно, кто виноват в случившемся. «ФАКТЫ» и дальше будут информировать читателей о результатах расследования этой трагедии.
Р. S. На днях Главное управление МЧС Украины в Днепропетровской области вручило «Знак почета» и денежные премии сотрудникам пожарно-спасательной службы, наиболее отличившимся во время ликвидации последствий аварии. Это Андрей Кислов, Геннадий Ерешко, Анатолий Горошко, Сергей Ткаченко, Валерий Стрельник и Константин Биньковский. Еще 32 сотрудника были отмечены денежными премиями.
948Читайте нас у Facebook