ПОИСК
Політика

Виктор черномырдин: «лучше водки хуже нет! »

0:00 6 квітня 2007
9 апреля известному российскому политику, Чрезвычайному и Полномочному Послу России в Украине и автору множества крылатых фраз исполняется 69 лет

В Харькове совсем небольшим тиражом — всего три тысячи экземпляров — вышла книга политического обозревателя «Комсомольской правды» Александра Гамова «Хотели как лучше… Девятнадцать вечеров с Виктором Черномырдиным, или Как рождались крылатые слова эпохи». В книгу вошли как опубликованные статьи, так и материалы, ранее не печатавшиеся. Книга появилась как раз накануне дня рождения Виктора Степановича. 9 апреля Черномырдину исполняется 69 лет.

Спасая Леонида Кучму от вцепившегося в его палец рака, Виктор Черномырдин… укусил членистоногого агрессора за клешню

Виктор Черномырдин — политик старой закалки, работавший еще в команде экс-президента России Бориса Ельцина. Он был главой правления и председателем совета директоров российского газового концерна «Газпром», возглавлял правительство РФ. Сейчас Виктор Степанович — Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Украине и специальный представитель президента РФ по развитию торгово-экономических отношений с Украиной. Впрочем, в историю он вошел не только как политик, но и как автор афоризмов. А его фразу «хотели как лучше, а получилось как всегда», произнесенную по поводу денежной реформы в Российской Федерации, многие до сих пор используют в качестве объяснений ряда политических процессов как в России, так и в Украине.

О Викторе Черномырдине ходит немало баек и легенд. Как-то редакционное начальство журналиста Александра Гамова, узнав, что он идет к Виктору Степановичу на интервью, попросило прояснить ситуацию: правда ли, что заколка для галстука Черномырдина стоит 10 тысяч долларов? Корреспондент задал этот вопрос, что называется, с порога. Реакция Черномырдина не заставила себя долго ждать — он рассвирепел, покраснел, начал сверлить взглядом корреспондента, а потом, справившись с эмоциями, небрежно сорвал заколку: «На, Саша, возьми ее себе. Пойди в магазин и узнай, сколько она стоит, и напиши об этом». Во время интервью Виктор Степанович периодически проводил рукой по галстуку и интересовался: «У тебя совесть есть?» Журналист заколку так и не вернул, а после встречи сходил в магазин и узнал, что такие аксессуары стоят 30 долларов.

На родине Виктора Степановича — в Черном Остроге (Оренбургская область России) — о нем рассказывают такую рыбацкую байку. Как-то в 1994 году президент России Борис Ельцин пригласил в Завидово (в Подмосковье) на рыбалку Леонида Кучму, который работал тогда премьер-министром Украины, но уже собирался баллотироваться в президенты, и своего главу правительства Черномырдина. Правда, сам Борис Николаевич отправился охотиться, а оба премьера таки пошли ловить рыбу. Клевало неважно, и Виктор Степанович предложил наловить раков. Они зашли по колено в воду и стали бродить вдоль берега. Набрали ведро раков. Уже собрались было уходить, как один рак ухватился клешней за палец Леонида Даниловича. Тот закричал, сбежалась охрана, а рак так и продолжал висеть на указательном пальце. Черномырдин, не растерявшись, сказал: «Мы в детстве в таких случаях делали вот так!» И… укусил рака за клешню. Таким образом палец Леонида Даниловича был спасен. А следы от укуса промыли водкой.

РЕКЛАМА

Есть еще одна история, которую можно назвать «экспериментально-шахтерской». Будучи главой правительства Российской Федерации, Виктор Черномырдин решил отправить в Ростовскую область к бастовавшим шахтерам своего заместителя — Анатолия Чубайса. И тут же набрал по телефону начальника шахтерского управления. Между ними состоялся диалог следующего содержания. «Сейчас к вам поехал Чубайс», — сказал Виктор Степанович. «Да что вы, зачем? Сейчас не только шахтеры, но и шахтерки все вылезут!» — всполошился начальник управления. «Я тебе вот что скажу, — успокоил его Черномырдин.  — Ты мне тут сказки свои не надо. Я тебя прошу, как только приедет — и в самую глубокую шахту. Чубайса! В самую глубокую».

Рассказывая корреспонденту «Комсомолки» о результатах той поездки, Виктор Черномырдин вспомнил телекадры, когда Анатолий Чубайс выходил из шахты: «Он черный. Так-то он рыжий же, а здесь — ну ничего рыжего. Я вам должен сказать, что это для него такой был урок… Не знаю, что он там думал, когда вылазил или лез там… Я знаю, что он приблизительно там про себя говорил, особенно обо мне, наверное».

РЕКЛАМА

Позже, когда Анатолия Чубайса сняли с работы, телеграмму в его защиту российскому правительству прислали ростовские шахтеры: «Что вы сделали? Чубайс, мы с тобой! Ни в коем случае его трогать нельзя!»

«По напряжению пост премьера, как столб с надписью: «Не влезай — убьет»

Виктор Степанович Черномырдин за словом в карман никогда не лез. Пожалуй, его можно назвать наиболее образным политиком. Вот некоторые примеры того, что он говорил в интервью Александру Гамову в разное время.

РЕКЛАМА

- Виктор Степанович, да вы, оказывается, макроэкономист!

- А вы меня за кого принимали?

Когда Черномырдина отправили в отставку с поста главы правительства, Александр Гамов его спросил:

- Все политические катаклизмы в России, в том числе и вашу отставку, связывают с падением цен на нефть.

- Если это повлияло, то я считаю это глупостью. Ведь не Черномырдин упал, а цены, и не конкретно у нас, а вообще в мире.

- А может, просто Черномырдин стал слишком яркой личностью? Может, президенту не нужен был такой премьер?

- Когда еще возглавлял правительство, часто задавал себе вопросы. Какой я премьер? Как ко мне относятся другие? И нашел для себя такую

формулу: премьер в России не должен быть дураком. И чтобы о нем не думали, что он — ни рыба ни мясо…

- Тяжеловато вам было премьером-то?

- Ну, по напряжению пост премьера, как столб с надписью: «Не влезай — убьет».

Журналист не раз затрагивал в беседе с Черномырдиным тему отношений между масс-медиа и властью:

- Сейчас, если власти кто-то насолил, она спуску не дает. Может придраться к любому СМИ, как к тому телеграфному столбу…

- А я так понимаю, что именно власть стала как тот телеграфный столб, к которому цепляются и по делу, и не по делу. Некоторые думают, что правительство — это тот орган, к которому каждый может прикоснуться определенным местом. Ошибаются! Мы сами себя когда-нибудь научимся уважать? Страну опустили в моральном плане!

На вопрос, будет ли возврат к прошлому, к коммунизму, Виктор Степанович ответил:

- Да нет, этот призрак… бродил где-то там, в Европе, а у нас почему-то зацепился. Хватит нам бродячих…

Как-то, готовя публикацию в первоапрельский номер, Александр Гамов разыграл Виктора Степановича. Тот, по мнению корреспондента, сразу же понял: то, что ему говорят, — «шутка юмора», но решил подыграть. В результате состоялся следующий телефонный разговор…

- Виктор Степанович, в Кремле готовится указ Путина о назначении вас спецпредставителем президента Путина по взаимодействию с бывшими руководителями России — Борисом Ельциным, Грузии  — Эдуардом Шеварднадзе, Украины — Леонидом Кучмой, Киргизии — Аскаром Акаевым.

- Ну надо же! И что я с ними буду делать? Что я у них, бригадиром буду, старшиной? Буду их выстраивать и заставлять работать?

- В указе написано: «В целях использования их опыта для дальнейшего недопущения развития кризисных ситуаций в других государствах СНГ… »

- Что они, куклы какие, что их можно передвигать?

- И еще есть идея: построить в Барвихе городок, поселить их вместе.

- Да передерутся… Я не хочу у них бригадиром!

«Какую бы общественную организацию мы ни создавали — получается КПСС»

Виктора Степановича можно цитировать бесконечно. В Интернете сейчас огромное количество сайтов, где приводятся его фразы, ставшие крылатыми. Они так и называются — «черномырдинки». Вот лишь некоторые из них:

«Я бы не стал ставить эти вопросы так перпендикулярно»

«Правительство — это не тот орган, где, как говорят, можно одним только языком. Правительство поддержать надо, а мы ему по рукам… Еще норовим не только по рукам, но еще куда-то. Как говорил Чехов»

«Надо контролировать, кому давать, а кому не давать. Почему мы решили, что каждый может иметь?»

«Надо всем лечь на это и получить то, что мы должны иметь… Секс — это тоже форма движения… У нас какой-то, где-то мы чего-то там, сзади все чего-то побаиваемся»

«Какую бы общественную организацию мы ни создавали — получается КПСС»

«На любом языке я умею говорить со всеми, но этим инструментом я стараюсь не пользоваться»

«А все те вопросы, которые были поставлены, мы их соберем в одно место… Вам здесь не тут!»

«У кого чешется — чешите в другом месте»

«Моя жизнь и специальность прошли в атмосфере нефти и газа»

«Лучше водки хуже нет!»

Анекдот о Викторе Черномырдине:

«Вызывают как-то Виктора Степановича в налоговую инспекцию и спрашивают: «Ваше место рождения?» А он в ответ: «Какое месторождение вы имеете в виду — нефтяное или газовое?»

 

639

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів