«я готова пройти тест на кровное родство, чтобы подтвердить: в таллинне, в том месте, где до недавних пор стоял памятник воину-освободителю, похоронен мой дядя, уроженец полтавщины степан хапикало»
Сотрудникам секретариата Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека удалось разыскать родственников советских солдат — выходцев из Украины, похороненных в братской могиле в Таллинне. Там, где еще недавно стоял памятник воину-освободителю (речь идет о бронзовой скульптуре солдата, перенос которой вызвал громкий международный скандал). «Примерно четверть погибших в Великую Отечественную войну были уроженцами Украины, — заявила на пресс-конференции омбудсмен Нина Карпачева. — Поэтому мы и решили, что в этой братской могиле может быть похоронен хотя бы один человек из Украины. Таковых оказалось двое. Сведения о них сохранились. Это 19-летняя старшина медслужбы Лена Варшавская и 24-летний старший сержант танкист Степан Хапикало. Оба они с Полтавщины».
- Мы организовали поиски родственников этих солдат, к которым подключились даже школьники, — говорит Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека Нина Карпачева. — В результате разыскали двоюродного брата Лены и запись о том, что она родилась в Полтаве в январе 1925 года. Лена была замечательной девушкой, я как-то сразу почувствовала с ней духовную связь. В свои 19 лет она имела две боевые награды (кстати, в детстве ей довелось общаться с вождем СССР Иосифом Сталиным. — Авт. ).
- А у Степана Хапикало нашлось сразу пятеро близких родственников, — продолжает Нина Карпачева. — Судьба у него тоже оказалась особенной — он из семьи репрессированных. Самая близкая его родственница, племянница Наталья Однойко, сейчас находится в зале, сидит рядом со мной. Она готова пройти ДНК-тест (тест на кровное родство. — Авт. ), чтобы подтвердить, что в Таллинне покоятся останки ее дяди. Мы хотим, чтобы Степан и Лена были перезахоронены на родине.
Мэр Полтавы Андрей Матковский предлагает место — Аллея Героев на центральном кладбище города. Но удастся ли это сделать, пока не известно.
- Дело в том, что проживающий в Москве двоюродный брат Лены Варшавской Ким хочет перезахоронить ее прах в Израиле, — рассказал президент Еврейского совета Украины, ветеран войны Илья Левитас. — Поначалу Ким утверждал, что Лена родилась в Москве. Но, извините, у нас есть запись о ее рождении в Полтаве. Кстати, семья у них была интеллигентной: папа Моисей служил бутафором в местном театре, мама Адель играла в этом театре на виолончели. Когда девочке исполнилось девять лет, они переехали в Москву. Вам, наверное, интересно, как Лена встречалась со Сталиным? Это было в 1935 году во время одной из демонстраций. Десятилетней Леночке поручили вручить ему от имени школы цветы. Семейное предание, которое мне рассказал Ким, гласит, что вождь якобы спросил: «Как дела?» — «Хорошо, — ответила девочка, — только вот крыша протекает». Иосиф Виссарионович дал ей 30 рублей, а через месяц семье Варшавских выделили квартиру. Лена хотела, как и мама, стать виолончелисткой. Поэтому ходила в школу при знаменитом Гнесинском училище. Когда началась война, девочке исполнилось 16. Ее семья попала в списки первоочередной эвакуации. Они поехали в Среднюю Азию, но по дороге, на одной из станций, Лена пересела в эшелон, шедший на фронт. Мама поначалу подумала, что дочь просто отстала от поезда, но затем нашла у себя в кармане записку: «Сейчас нужна другая музыка». Вскоре, впрочем, на войну пошел и Ленин отец. Он выжил. А дочь погибла. Заметьте, что одна из ее наград — орден Боевого Красного Знамени, его вручали за личное мужество. За две недели до смерти Лена вышла замуж за хорошего парня Юру Горбатого. Ему и довелось хоронить молодую жену. Вот такая история.
Теперь Ким настаивает на перезахоронении Лены в Израиле по религиозной традиции. Право на его стороне, но я надеюсь все же переубедить его.
О том, как искали родственников Степана Хапикало, рассказал сотрудник секретариата омбудсмена Василий Радько:
- Мы подключили к поискам на Полтавщине сельских школьников, которые ходили по дворам с перечнем интересовавших нас вопросов. И вот одна из старушек вспомнила Степу. Она рассказала, что он был из голодавших и что государство определило его в патронат. В такие заведения при колхозах помещали детей раскулаченных крестьян. Одно из отличий патроната от интерната в том, что ребят там обязывали самим зарабатывать себе на пропитание, то есть там следовало и учиться, и работать. Свидетельства старушки направили нас по нужному следу, и в последний день нашей командировки в Полтаву все же удалось найти адреса и телефоны родственников Степана.
- Я родилась после войны, — говорит племянница Степана Хапикало Наталья. — Пока я была ребенком, родители и другие родственники не рассказывали мне о бедах, обрушившихся на нашу семью в предвоенные годы. Только мама время от времени предостерегала, чтобы я не говорила ничего лишнего. Но о чем не говорить? Правду незадолго до смерти рассказала мне бабушка Татьяна. Она прожила 90 лет. Так вот, оказывается, в 1929 году нашу семью раскулачили, деда Макара расстреляли, отняли все имущество, бабушку с тремя детьми выгнали на улицу. Дело было зимой. Младшему из детей едва исполнилось три года. Бабушка с малышами то у одного соседа переночует, то у другого, но долго так продолжаться не могло. Пришлось ей отвести детей к порогу патроната, а самой спрятаться в кустах и наблюдать. Наконец из здания вышел какой-то военный и забрал детей: Степана, Илью, Александру. Бабушка навещала их, но строго-настрого приказывала: «Не называйте меня мамой». Она боялась, чтобы их не отправили куда-нибудь далеко от родных мест
- Мы нашли дело репрессированной семьи Хапикало, — говорит Василий Радько. — Оказалось, что их раскулачили лишь за то, что они владели коровой, лошадью, пятью овцами да десятью гектарами земли.
- Только сейчас от сотрудников секретариата украинского омбудсмена я узнала, что членов нашей семьи реабилитировали, — продолжает Наталья. — Оказалось, что я самая близкая Степану Хапикало кровная родственница, поэтому, если нужно, готова пройти ДНК-тест, чтобы его прах был перезахоронен в Украине.
Останки похороненных в Таллинне воинов эксгумированы. Судмедэксперты провели их ДНК-экспертизу. Эстонские власти до 7 июня принимают заявки от родственников солдат для проведения экспертиз на кровное родство.
247Читайте нас у Facebook