ПОИСК
Україна

Первый заместитель министра финансов вадим копылов: «налоговый кодекс должен быть удобным, простым и понятным, а количество налогов нужно сократить с 42 до 35»

0:00 26 липня 2007
Інф. «ФАКТІВ»
Правительство подготовило согласованный проект этого важнейшего для страны документа Пошел десятый, юбилейный, год работы над Налоговым кодексом. Каждое правительство пыталось овладеть этой вершиной бюджетной политики, но пока еще ни одному не удалось довести дело до победного конца. Все поданные в Верховную Раду проекты парламентарии рассматривали, переписывали, переделывали, иногда переименовывали (например, в Малый налоговый кодекс), разбирали постатейно и собирали в новой конфигурации… И все неудачно — Налогового кодекса в Украине до сих пор нет (кстати, среди стран СНГ такого документа нет только в Таджикистане и Украине). Впрочем, не исключено, что страна таки получит унифицированный свод налоговых законов: Кабинет министров при участии профильных министерств и ведомств, научно-методических групп, международных экспертов, аудиторских и бухгалтерских ассоциаций, а также представителей бизнеса и общественности, разработал очередную редакцию Налогового кодекса. Об основных положениях этого важнейшего для страны документа «ФАКТАМ» рассказал первый заместитель министра финансов Украины Вадим Копылов.

«Если часть прибыли инвестируется в покупку нового оборудования или ноу-хау, применяется льготная ставка налога на прибыль — 20 процентов»

- Вадим Анатольевич, какая это уже попытка подготовить и утвердить Налоговый кодекс — четвертая?

- Попыток на самом деле было гораздо больше. Действительно, десять лет назад наша команда — а мы тогда работали в налоговой службе — поставила перед собой задачу — создать Налоговый кодекс. Ведь систематизация и единообразие налоговых законов, их унификация и гармонизация по отношению к другим сферам отечественного законодательства, адаптация к европейскому законодательству — важнейшее условие для устойчивого развития экономики и успешной работы бизнеса.

Концептуальные подходы к совершенствованию налогового законодательства правительство определило еще в начале года, на их основе была создана первая редакция Налогового кодекса, которая после рассмотрения в Кабинете министров в течение трех месяцев дорабатывалась. За этот период в проект было внесено много изменений. Так что соавторами кодекса по праву можно считать и отечественный бизнес, и народных депутатов, которые были активными членами рабочей группы: Сергея Клюева, Николая Круглова, Петра Порошенко, Тариэла Васадзе, Виталия Хомутынника, Бориса Колесникова, Виталия Майко…

РЕКЛАМА

То есть было несколько подходов, но на этот раз планка будет взята. Тем более что нынешнее правительство успешно проводит курс на повышение конкурентоспособности страны, и государство становится все более привлекательным для инвестиций. Поэтому система налогообложения должна соответствовать этим целям, иметь понятные и удобные нормы, которые бы заинтересовали потенциальных инвесторов и способствовали развитию бизнеса в стране. Так, в проекте есть норма, что если часть прибыли инвестируется в покупку нового оборудования, машин, приборов или изобретений, полезных моделей, ноу-хау и так далее, тогда применяется льготная ставка налога на прибыль — 20 процентов, предусмотрена ускоренная амортизация, стимулирование производства интеллектуальных продуктов, например, программного обеспечения.

- Но стандартная ставка налога на прибыль останется на нынешнем уровне — 25 процентов?

РЕКЛАМА

- Да. Но в результате применения вышеназванных льгот, тот, кто производит продукцию, практически всегда будет уплачивать налог на прибыль по льготному режиму. А 25 процентов будет для занимающихся торговыми и спекулятивными операциями.

Кроме того, очень важно было решить вопрос по налогу на добавленную стоимость.

РЕКЛАМА

- Действительно, этот налог вызывает немало нареканий, и в первую очередь из-за того, что процедура его возмещения из бюджета несколько затянута…

- Хочу подчеркнуть ключевое слово «возмещение». То есть речь идет о том, что либо начислено, либо уплачено государству. Чтобы проверить, насколько обоснованно то или иное требование о возврате НДС, налоговой службе нужно проделать достаточно трудную и скрупулезную работу по сопоставлению всей цепочки. Да, у нас в стране есть мошенники, которые хотят вытянуть из бюджета то, что туда никогда не поступало. Но их мало! А проверять приходится всех. И это существенно затягивает сроки возмещения.

«Планируется на протяжении трех лет снизить ставки НДС с нынешних 20 до 17 процентов»

- И что делать?

- В проекте предлагается ввести электронный учет оборотов по налогу на добавленную стоимость, который (в случае нарушений) дает возможность быстро найти разрыв в цепочке и сделать локальную проверку одной конкретной фирмы в течение двух-трех дней, не занимаясь проверкой остальных — добросовестных — предприятий. Это позволит перейти к процедуре автоматического и своевременного возмещения НДС.

- А эта схема включает в себя создание специальных НДС-счетов, как уже было?

- Нет! Ни о каких НДС-счетах речь не идет. Только электронный учет.

- И, соответственно, введение электронной отчетности…

- Абсолютно правильно. В проекте есть решения, как сделать этот механизм доступным не только для тех, у кого есть компьютер, но и для тех, к кого все обороты фиксируются в обыкновенном — бумажном — виде. И налоговая администрация готова к работе и с теми, и с другими.

Кстати, одним из положений проекта кодекса является сближение бухгалтерского и налогового учета. Ведь мы уже дошли до того, что наши бухгалтеры вынуждены менять сферу деятельности: им просто не под силу угнаться за изменениями, которые происходят то в секторе бухгалтерского учета, то в налоговом. Именно поэтому необходимо было унифицировать эти два процесса в единый с едиными же правилами.

Еще одной важной задачей было сделать так, чтобы кодекс могли понимать даже те люди, у которых нет специальных знаний. Налоговый кодекс должен быть удобным, простым и понятным. Поэтому после учета всех замечаний, разъяснений и директив (в том числе Европейского Союза, украинского отделения Мирового банка, рабочей группы по вступлению Украины в ВТО), мы отдали текст… литредакторам и юристам. Более сорока специалистов на протяжении двух с половиной месяцев занимались исключительно переводом этого документа на простой и понятный язык.

- Это как речи президентов США, которые готовят так, чтобы поняли ученики выпускного класса колледжа?

- Ну, что-то вроде того. Это было достаточно трудно, но нам удалось. По крайней мере, так сказали все эксперты (в том числе европейские) и представители бизнеса, которых мы ознакомили с проектом.

- Такой вопрос: ставка НДС будет снижаться? А то ведь этот налог, по сути, приходится платить нам — потребителям. Всем тем, кто покупает хлеб, молоко, одежду, оплачивает услуги…

- Предусмотрено постепенное — на протяжении трех лет — снижение ставки НДС с нынешних 20 до 17 процентов. По проценту за год.

«Мы предлагаем при продаже квартир, купленных после 1 января 2004 года, облагать налогом не «лишнюю» площадь, а полученную прибыль»

- Еще один налог — на доходы физических лиц. Он так и останется 15-процентным? Ведь обсуждалась возможность снова ввести дифференцированные ставки, в зависимости от дохода: чем выше зарплата, тем выше ставка…

- Нет, механизм взимания налога с доходов физических лиц кардинально меняться не будет. Мы внесли некоторые изменения, с учетом того опыта, который получили после внедрения в 2004 году новых правил, но чисто технические. Например, ставка налога на дивиденды в проекте снижена с 15 до 5 процентов. Продлен мораторий на налогообложение процентов по депозитам — как минимум до 2010 года.

Кроме того, предусматривается, что операции по купле-продаже недвижимости будут облагаться налогом по прибыльному принципу.

- Это как?

- Сейчас при продаже квартир большинство людей если и платят налог, то только за площадь, которая превышает льготную.

- То есть 100 квадратных метров.

- Да. За каждый метр свыше этой «сотни» уплачивается по 1 проценту налога. Есть еще ряд условий: сколько раз за год человек продает квартиру и так далее. В зависимости от этих условий может облагаться налогом вся площадь жилья и применяться ставка 5 процентов.

Мы же предлагаем при продаже квартир, купленных после 1 января 2004 года, облагать налогом не «лишнюю» площадь, а полученную прибыль — разницу между суммой покупки и суммой продажи.

- Значит, если я купила квартиру в 2005 году за 40 тысяч долларов, а продам в 2008 году за 80 тысяч долларов, налог нужно будет уплатить с разницы — гривневого эквивалента 40 тысяч долларов?

- Несколько сложнее, но, в принципе, верно.

- А ставка?

- Обычная — 15 процентов с полученной прибыли. В системе налогообложения одно из самых важных условий — это справедливость. Если условия рынка одинаковые для всех участников того или иного бизнеса, то соблюдается правило конкурентоспособности.

- Но социальные льготы останутся?

- Само собой. Все они останутся в той редакции, которая действует и сейчас. Ведь это часть государственной политики по поддержке людей, которые действительно в ней нуждаются: учащихся, молодежи, семей с детьми, инвалидов, пенсионеров, ветеранов войны…

- Кстати, налог на саму недвижимость вводить планируется? А то там были какие-то колебания: его изначально предусмотрели, потом вроде убрали…

- Теперь его в проекте нет. Мы много дискутировали по этому поводу. Дело в том, что сейчас постепенно идет легализация доходов. Большинство людей осознало, что строить свой бизнес на теневых оборотах как минимум некомфортно. И постепенно они стали переходить в легальный сектор экономики.

- Процесс первичного накопления капитала закончен? Как говорится, не спрашивайте, где я взял свой первый миллион…

- Да-да. Сегодня большинство уже созрело для того, чтобы жить по правилам, установленным государством. И очень многие эксперты высказывали мнение, что на данном этапе введение налога на недвижимость может вызвать реакцию оттока капитала в «тень».

- Вот как… Тогда такой вопрос: а «упрощенцы» останутся?

- Останутся. Хотя система упрощенного налогообложения и претерпит некоторые изменения.

- Какие?

- Что касается наиболее распространенного единого налога, то были изменены его ставки. Сейчас они составляют 6 процентов (для плательщиков НДС) и 10 процентов, и в них уже включены социальные страховые выплаты. Предлагается снизить ставки вдвое — до 3 (для плательщиков НДС) и 5 процентов. Но при этом все социальные платежи выведены в отдельные.

- Выходит, помимо единого налога им придется платить взносы в социальные фонды, а также в Пенсионный?

- Да. Ведь это, по своей сути, платежи страховые, индивидуальные, от которых впоследствии зависят все социальные выплаты каждому конкретному работнику такого предприятия: оплата больничных, пенсия, пособия. Поэтому их нужно индивидуализировать.

Параллельно вводится требование обязательного учета всех операций. И это справедливо. Сейчас этот сектор часто используется не для того, чтобы начинающий субъект постепенно влился в бизнес-ряды, а для того, чтобы достаточно крупный бизнес мог вести свой учет по упрощенной схеме. А налогообложение, еще раз подчеркну, должно быть справедливым.

- И еще такой вопрос: количество налогов осталось прежним? Или какие-то предлагается упразднить?

- Налогов станет на семь видов меньше. Например, мы предлагаем изъять три сбора с ипподромов: сбор за участие в бегах, за выигрыш на ипподроме, за участие в тотализаторе и некоторые другие малоэффективные платежи. Так что вместо нынешних 42 налогов останутся только 35.

- Проект кодекса уже прошел общественное обсуждение. Что дальше?

- А дальше начинает работать Верховная Рада. Мы планируем вынести этот проект на рассмотрение в самое ближайшее время. И я скажу, что нам впервые удалось достичь такой высокой степени готовности Налогового кодекса. Эта редакция качественно отличается от прежних. Все нормы кропотливым трудом сотен специалистов были собраны воедино и унифицированы. Спорные нормы, которые доводились до ума путем разъяснений и ведомственных писем, абсолютно четко описаны в проекте. Кроме того, нормы адаптированы к европейскому законодательству, что немаловажно для нашей страны, которая взяла курс на европейскую интеграцию.

Принятие Налогового кодекса — это, пожалуй, одна из наиболее важных задач, стоящих сейчас перед Украиной. Он может стать реальным шагом к общественному согласию. Ведь в программе практически каждой политической партии содержатся цели, реализуемые в этом кодексе. Его ждет экономика, его ждет бизнес, его ждут наши граждане.

 

424

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів