Спасая икону от сотрудников нквд, местный житель Замуровал ее в стену
Тернопольская область по плотности населения, пожалуй, самая малолюдная в Украине. Тут проживает всего немногим более миллиона украинцев — треть «народонаселения» одного только Киева. А вот по количеству исторических и духовных памятников Тернопольщина может посоревноваться не только с другими областями Украины, но и со многими странами мира. Практически в каждом небольшом городке этого региона есть если не старинный храм, то замок, построенный еще в средневековые времена. А еще область славится тем, что именно на ее территории находятся два святых для верующих места — Почаевская лавра и Храм Зарваницкой Матери Божьей. Только в прошлом месяце святую литургию в Марийском комплексе, построенном возле зарваницкого храма, посетили около ста тысяч паломников.
Зарваницу основал монах после явления ему в этом месте лика Пречистой
Современная Зарваница входит в список пятнадцати мест явления Богородицы, признанных Всемирной католической церковью. В 1867 году Ватикан присвоил Зарванице, часто сравниваемой с французским городом Лурд, статус места паломничества, и чудотворная икона была увенчана коронами. О истории возникновения Зарваницы группе киевских журналистов — участников пресс-тура, организованного Национальной туристической организацией, рассказал отец Петр-Дмитрий Квыч, миро-декан Зарваницкого деканата.
По легенде, это поселение в XV веке основал убегавший от монголо-татар монах Киево-Печерской лавры. Совершенно обессиленный после тяжелой дороги, он уснул возле речки Стрипа. Во сне монаху явилась Матерь Божья, которая подала ему свой омофор (платок). Проснувшись, монах пошел к источнику и вдруг увидел над ним сияющий лик Пречистой. Расценив это видение как знак свыше, он построил над источником часовню с иконой Матери Божьей. Позже рядом возникло поселение Зарваница. Сейчас это небольшое село находится в Теребовлянском районе Тернопольской области.
После того как монах поселился возле источника, среди людей пошла молва о целебных свойствах иконы и воды. Считают, что тот, кто помолится и выпьет воды из источника, излечится от всех хворей. По одной из легенд, местный князь, не отличавшийся благочестивым поведением, внезапно заболел. Он приказал своим слугам привести к нему монаха и принести икону и святой воды. Но божий человек велел передать князю, что тот излечится лишь в том случае, если сам придет в Зарваницу. Князь приехал, помолился, выпил воды и выздоровел
Рассказывая об истории создания Марийского комплекса, отец Петр-Дмитрий упомянул очень тяжелый для духовенства 1939 год. Тогда советские власти хотели уничтожить чудотворную икону. Но один из монахов пошил специальный чехол, в котором в случае опасности уносил ее в лес. Позже, в 1946 году, когда греко-католические священники были либо уничтожены, либо сосланы в Сибирь, икону Матери Божьей замуровали в стену. Это сделал местный житель — пан Монастырский, таким образом спасший святыню от сотрудников НКВД. Тогда же была сожжена церковь, через пару лет уничтожили монастырь, а в 1960 году — часовню. Источник ограждали колючей проволокой, ставили милицейские кордоны, но верующие все равно шли в Зарваницу. Восстановительные работы начались тут лишь в конце прошлого века, а уже к 2000-летию Рождества Христова были построены Храм Зарваницкой Матери Божьей и Марийский комплекс с певческим полем.
Кстати, именно в 2000 году в Зарванице произошло еще одно чудо. На сей раз не связанное со старинными реликвиями. Отец Петр-Дмитрий привел нас в одно из помещений комплекса, где стояли большие, выше роста человека, иконы Матери Божьей и Иисуса Христа. Выглядели они старинными, но оказалось, что нарисовал их современный художник-иконописец. Автор икон, которого отец Петр-Дмитрий охарактеризовал как человека очень скрупулезного, во всем видящего греховные проявления, показал свои работы одному греко-католическому священнику. Тот, придя в негодование от увиденного, заявил, что иконы сделаны для иноверцев и еретиков и их нужно уничтожить. Расстроенный художник взялся смывать краску с деревянного щита, решив, что использует его под другие работы. В результате стерлась позолота, грунтовка, а рука Сына Божьего осталась целой. После этого иконы и «прописались» в Марийском комплексе.
Во время ежегодных фестивалей лемков, депортированных в Тернопольскую область из Карпат, постоянно идет дождь
Впрочем, Тернопольская область — это не только многочисленные храмы и святые места. Это и исторические памятки — средневековые замки, от большинства из которых, к сожалению, остались лишь руины. Впрочем, для туристов, больше ориентированных на современность, тоже найдется что посмотреть. К примеру, ценители национальных традиций могут посетить фестиваль лемковской культуры. На первый взгляд, казалось бы, что общего у лемков, традиционно проживающих в Карпатах, и равнинной Тернопольщины. Дело в том, что в 1946 году во время операции «Висла» представители этого народа были депортированы из родных мест. Сейчас их в мире насчитывается немногим больше миллиона. Уже несколько лет лемки устраивают свой фестиваль возле городка Монастырск. В этом году собралось более тридцати тысяч участников. Что интересно — еще не было ни одного фестиваля, во время которого бы не шел дождь.
Помимо религиозных и культурных мероприятий Тернопольщина может предложить туристам и экстремальные виды отдыха. Например, сплав на катамаранах по Днестру. Такой вид отдыха становится все более популярным среди туристов. Во-первых, для этого не обязательно быть атлетом, а во-вторых, красота большого каньона, по которому протекает река, вряд ли может оставить кого-то равнодушным. Трехдневный сплав обойдется одному туристу в 300-400 гривен, а десятидневный тур — в 1600 гривен.
343Читайте нас у Facebook