ПОИСК
Культура та мистецтво

Василий из фильма «любовь и голуби» александр михайлов: «в сцене, где я ныряю в костюме, а выплываю в плавках, меня под водой раздевали водолазы, но никак не могли развязать галстук. Чуть не утопили. Пришлось с ними

0:00 6 жовтня 2007
Сегодня известный актер отмечает день рождения, а ровно 25 лет назад начались съемки знаменитой комедии режиссера Владимира Меньшова, которая принесла артисту всенародную любовь

Александр Михайлов пришел в кино достаточно поздно: в 30 лет. Правда, быстро наверстал упущенное, снявшись в трех десятках картин (»Мужики», «Карнавал», «Змеелов»). Пожалуй, самая известная роль актера — Василий из комедии «Любовь и голуби», которую только за год посмотрели 45 миллионов зрителей. Сейчас история о семействе Кузякиных и разлучнице Раисе Захаровне стала просто-таки культовым фильмом. Одни только фразы: «Сучка ты крашена», «Людк, а Людк!», «Инфаркт микарда: во-о-от такой рубец» чего стоят!

«Перед началом съемок Гурченко сказала режиссеру: «Володя, бери меня!»

- Александр Яковлевич, вы, наверное, и представить не могли, что комедия «Любовь и голуби» станет настолько популярной?

- Даже не предполагал, что фильм ТАК «выстрелит». Я очень люблю свою роль. На съемочной площадке была просто удивительная атмосфера взаимной доброты, доверия, юмора и легкости. Конечно, это благодаря режиссеру Володе Меньшову. По сценарию события происходят в глухой сибирской деревушке, хотя снимали мы в Карелии. Замечательное место — маленький городишко Медвежегорск, на окраине которого раскинулся небольшой поселок. Его название сейчас уже и не вспомню. Съемки продолжались в течение трех месяцев: большую часть лета и осень захватили.

- Представляю, как местные жители реагировали на московских знаменитостей.

РЕКЛАМА

- Без ажиотажа. Такого не было, чтобы толпы народа от нас фанатели. Все было достойно, скромненько и элегантно. Правда, подкармливали: приносили пирожки, свежую картошку, домашнюю колбаску…

- Вас на роль сразу утвердили?

РЕКЛАМА

06s09 kadr.jpg (22159 bytes)- Что вы! Володя Меньшов вначале очень скептически ко мне отнесся. Я пришел на пробы в галстуке, костюме, а ему нужен был простой деревенский парень Вася Кузякин… Это помощник режиссера настоял: «Попробуйте Михайлова, я чувствую, в нем что-то есть такое». Тогда Володя психанул: «Ну ладно, пойдем со мной в какое-нибудь злачное место, в пивнуху, посмотришь там типажи». Зашли в одну забегаловку, походили, в другую. Я говорю: «Володя, зачем тебе пивные? Расскажи, что тебе надо, а я подумаю, предложу тебе акцент свой сибирский». Попробовали, он говорит: «Интересно, давай дальше». И я так увлекся, пошел по тексту и раскрылся. Естественно, сбросил с себя все городские атрибуты. Я сам-то родился в поселке Оловянное Читинской области. Поэтому мне сельская жизнь знакома. Таких чудиков, как мой герой, в нашей деревне много было.

- А партнерш вам долго подыскивали?

РЕКЛАМА

- Долго. Даже приглашали на роль моей жены Надюхи Любовь Полищук. Она вроде бы прошла пробы, но у нее в то время очень много предложений было и в кино, и в театре, так что Любе пришлось отказаться. А вот с Ниной Дорошиной, которая сыграла Надюху, я не был знаком. После одной из ролей она лет 17 не снималась. «Любовь и голуби» стали для нее вторым началом актерской карьеры. У нас были пробы с Ниной — сцена за столом. Дорошина оказалось просто уникальной актрисой.

- Как вам Гурченко? Говорят, характер у нее не сахар!

- Отношения с Люсей были замечательные! Она правда очень жесткая, но только по отношению к бездарям. Гурченко стала для меня полным открытием. Перед началом съемок сказала Меньшову: «До меня доходят слухи, что я устраиваю сцены режиссерам. Не верь, врут! Вот я — чистый лист перед тобой. Володя, бери меня!» И действительно, за все время ни одного каприза, ни одного конфликта не было.

- Может, у вас еще и служебный роман с партнершами по площадке завязался?

- Нет, что вы. Во-первых, у меня и с Ниной, и с Гурченко разница в возрасте — 10 лет! А во-вторых, я не гулящий человек. Однолюб, мне ЭТОГО не надо. К тому же в кино действует закон парадокса. Когда актеры на площадке влюбляются, им настоящие чувства играть очень трудно.

«Меньшову палец покажи, и он начинает хохотать»

- Престарелую парочку — дядю Митю и бабу Шуру — сыграли достаточно молодые тогда Сергей Юрский с женой Натальей Теняковой.

- Они потрясающие актеры. Наташе тогда было чуть больше сорока, а она играла 70-летнюю старуху. Гримерша над ее образом основательно поработала. Наташе накладывали сложнейший пластический грим. Юрскому под пятьдесят было, а мне вообще 35!

- Перед съемками вас обучали, как обходиться с голубями?

- Нет. Я известный голубятник! С детства держал голубей, так что мы с птичками привыкли друг к другу очень быстро.

- Знаменитая фраза Василия «ешкин кот» откуда появилась? Импровизация?

- «Ешкин кот» был в сценарии. Я считаю, что это лучший мат в России. Сейчас нравственной планки нет, а эта фраза безобидно звучит.

- Говорят, из фильма вырезали много сцен?

- Картину снимали в разгар антиалкогольной кампании, а моментов с выпивоном было много. Помните, когда дядя Митя приходит с бутылкой вина, чтобы провести в дорогу Василия. Но выпить нам ее не удается, потому что бутылка разбивается. Так что пили мы только чай. Вино на съемках себе не позволяли! Я человек непьющий, Юрский тоже этим не страдает.

Кстати, наснимали много материала, который не вошел в картину. В фильме есть сцена, когда Василий сидит в баре, а Раиса Захаровна перед ним танцует. Он с сигарой и коктейлем, который так мечтал попробовать. Изначально мой герой поворачивал голову влево, где стояли баба Шура и дядя Митя и тоже пили коктейль. А справа — коктейли потягивала вся семья Кузякиных. И в этот момент кто-то бил Василия по щекам. Он поворачивался, а там голубь. Потом монтаж обрывался, и Вася уже лежал в постели Раисы Захаровны в ее городской квартире, а рядом щенок. Пес воет, а Василий плачет. Такой был классный кадр. И вдруг раздается какой-то шум. Мой герой со словами «ешкин кот» вскакивает. Оказывается, он заложил белье в стиральную машину, а ее трясти начало. Кузякин кидается на эту машину, она по комнате скачет… Это было очень смешно. Но кадры вырезали, иначе получились бы все две серии.

- Весело было на площадке?

- Очень. Володька больше всех смеялся. Меньшов очень смешливый. Ему палец покажи, и он начинает хохотать. «Ну, давайте, ребята, вот эту сцену разыграйте», — говорил нам. Мы начинали с Люсей, а он ухохатывался. Потом поднимался и говорил: «Ладно, давайте еще одну сцену». И снова начинал кататься по полу. Он любит актеров и ко всему относится с юмором.

«Фарш для пельменей готовлю из трех видов мяса: говядины, курятины, медвежатины»

- А как же сцена, во время которой вы чуть не погибли?

- Это случайность, просто стечение обстоятельств. Собираясь на юг, мой герой падает в воду в костюме, с вещами, а выныривает в одних плавках. Снимали эту сцену без монтажа, одним планом от начала до конца. Это такие у Меньшова режиссерские фишки. Так вот. Я падал в воду, а там меня поджидали два водолаза, которые помогали мне раздеться. Во время первого дубля они меня схватили, начали раздевать. Все нормально, но долго. Я когда всплыл, Володя был в ужасе: «Ребята, это бездарно, надо в десять раз быстрее. Чего вы там ковыряетесь?» Меня переодели в новый костюм, рубашку, трусы, а галстук был один. Сухим его легко можно было снять, а вот мокрым… Да еще костюмерша затянула узел потуже. И когда во время второго дубля водолазы рванули за галстук, он затянулся и дальше не пошел. А у водолазов же задача быстрее меня раздеть. Отбиваюсь от них, а они вцепились мертвой хваткой. Я стал уже драться по-настоящему. Одного ударил, затем второго — жить-то хочется. А они не понимают. У меня воздух закончился, я уже стал захлебываться. Гурченко поняла: что-то не то и начала кричать: «Спасайте его!» Никому и невдомек, что у нас под водой война идет. Галстук шерстяной, его не порвешь. Потом я увидел нож у одного из водолазов и стал по нему бить. Он сообразил, разрезал галстук, и я выплыл. Так меня чуть не утопили. В комедии могла бы произойти драма, трагедия. Но, слава Богу, обошлось…

- За такие мучения гонорар хоть приличный заплатили?

- Копейки получали. «Любовь и голуби» и сейчас по разным каналам крутят несколько раз в месяц, но я не получаю за это ни рубля. Обидно. Я цену деньгам знаю, ведь в детстве жил в нищете. Мама у меня была уборщицей, посудомойкой.

- Отчего же вы тогда в актеры подались? Есть много более денежных профессий…

- Я моряком хотел быть. Жалею, что не стал. Море меня всегда тянуло. В фильме «Одиноким предоставляется общежитие» с Натальей Гундаревой в главной роли я сыграл боцмана. А еще  — старпома в картине «Гангстер в океане» вместе с моими любимыми друзьями Леонидом Куравлевым, Арменом Джигарханяном, Левой Дуровым. Я после школы ведь поступил в мореходку, отучился и даже плавал. Но по желанию матери вынужден был списаться на берег. Уже будучи взрослым, пошел в студенческий театр миниатюр. Из-за высокого роста мне дали роль героя по имени Люсик Эйфелев. У моего персонажа даже не было слов. Я всегда был высоким и худым — одни кости, меня дразнили Скелетом, Кащеем. Театром я увлекся. Как-то спросил у художественного руководителя: «Может, мне стоит поступить в театральный институт?» Он ответил: «Близко даже не прикасайся к этой профессии. Тебе не дано туда лезть — не твое». Ну я и не лез. А потом случайно пошел и сдал экзамены…

- Вы родом с Забайкалья. Чем для вас детство пахнет?

- А-а-а (улыбается). Кедром, смолой, рекой Гальян… А еще помню запах черемухи. Какие потрясающие пирожки с черемухой делала моя мама.

- Как это с черемухой?

- Перемалывала черемуху на мясорубку и делала из нее фарш… Вкуснее я ничего не ел.

- Да вы гурман, Александр Яковлевич!

- Нет, хотя люблю вкусно поесть. Правда, сам готовить не умею. Разве что сибирские пельмени. Делаю их по своему фирменному рецепту из трех сортов мяса: говядины, курятины, медвежатины. Главный секрет: фарш нужно вымешивать с молоком!

1216

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів