Владимир хапикало: «когда я подписывал документы о передаче праха дяди, у меня дрожали руки»
В минувшую пятницу пассажиры авиарейса Таллин-Киев были, пожалуй, несколько удивлены: самолет, миновав все стоянки, остановился напротив зала официальных делегаций международного аэропорта «Борисполь». Прямо на взлетном поле была расстелена красная дорожка, стоял почетный караул, встречающие с цветами и траурными венками. Мало кто знал, что вместе с пассажирами самолет вез «груз 200». Так закончилась многомесячная работа уполномоченного Верховной Рады по правам человека Нины Карпачевой и сотрудников офиса омбудсмена по возвращению на родину останков украинского воина — гвардии старшего сержанта полтавчанина Степана Хапикало. Также в Киев была привезена капсула с землей, взятой с места первого захоронения в небольшом городке Ныме его землячки, старшины медицинской службы Елены (Ленины) Варшавской. Они погибли в 1944 году во время боев за Таллин.
Напомним, что весной этого года во время демонтажа памятника воину-освободителю на площади Тынисмяги в Таллине были обнаружены останки двенадцати солдат. Тогда Нина Карпачева предположила, что среди них могли быть похоронены и наши соотечественники. Вскоре предположение подтвердилось — в захоронении есть прах двух уроженцев Полтавской области.
«ФАКТЫ» уже писали (2 июня 2007 года. — Авт. ) о том, как сотрудникам офиса омбудсмена удалось найти родственников погибших. Неделю назад племянник и племянница Степана Хапикало уехали в Таллин, чтобы пройти окончательную процедуру, подтверждающую их родство с погибшим. Примечательно, что Владимир Хапикало и Наталья Однойко живут в Полтаве, но до лета этого года ничего друг о друге не знали. Дело в том, что дедушки Натальи и Владимира — двоюродные братья, один из которых, Макар, был расстрелян в 1929 году. Семью раскулачили лишь за то, что у них в собственности были корова, лошадь, пять овец и десять гектаров земли Родные, лишившись дома и имущества, опасались за судьбу детей. Поэтому оставили их на пороге школы-патроната. Эти учреждения отличались тем, что воспитывающиеся в них дети должны были не только учиться, но и зарабатывать себе на жизнь.
- О том, что у меня есть родственники по отцовской линии, я узнал 22 июня этого года, — говорит шестидесятилетний Владимир Хапикало. — У меня просто шок случился! Жить в Полтаве и не знать, что рядом живут твои родные люди Да я до сих пор еще не со всеми познакомился. Вот с Натальей встретились, поговорили, даже общих знакомых нашли. Дело в том, что мой отец ничего не рассказывал о детстве. О войне — пожалуйста, а о том, какая у него была семья, где жила, есть ли у нас родственники — ни-ни. И вот только теперь я узнал почему. Оказывается, его родные были репрессированы.
- А я как раз знала о репрессиях, — подключается к разговору Наталья Однойко. — Мой дедушка Макар был расстрелян в 1929 году. А вот о том, что семья была реабилитирована почти двадцать лет назад, узнала только недавно. Оказывается, такое решение было принято еще в 1989 году. Моя бабушка рассказывала, что, приходя в школу-патронат, строго-настрого запрещала детям называть себя мамой.
Позже, уже после того, как прах солдата передали родственникам, Владимир Хапикало признался, что, когда подписывал документы, у него дрожали руки
А вот родственники Елены Варшавской нашлись в Москве. Ее двоюродный брат Владимир Паренес, несмотря на просьбу украинской стороны, не захотел хоронить родственницу в Полтаве. Сначала он перевез ее останки в Москву, а затем в Израиль, где 4 июня 2007 года прах Елены Варшавской был предан земле
- Аппарат уполномоченного Верховной Рады по правам человека за короткий срок провел титаническую работу по поиску родственников наших погибших соотечественников, — рассказала «ФАКТАМ» Нина Карпачева. — Согласно международному законодательству, эстонская сторона, решив демонтировать Бронзового Солдата и перезахоронить найденные под ним останки, должна была заранее поставить перед Украиной вопрос о возвращении праха погибших на родину. В соответствии с Первым дополнительным протоколом к Женевским Конвенциям 1949 года, на подобные мероприятия отводится пять лет. А нам дали пару месяцев
После траурного митинга в аэропорту «Борисполь», закончившегося прохождением почетного караула, останки Степана Хапикало увезли в офис омбудсмена. В ближайшее время они будут перевезены в Полтаву, где 28 октября, в день освобождения Украины от фашистских оккупантов, состоится захоронение праха на Аллее Героев. Таблички с именами наших соотечественников также будут установлены на полтавской Аллее Славы.
434
Читайте нас у Facebook