ПОИСК
Події

Оксана александрова: «до сих пор звоню андрею на мобильный… »

0:00 20 жовтня 2007
Інф. «ФАКТІВ»
Прошло 40 дней со дня трагической гибели известного украинского автогонщика Андрея Александрова Говорить с Оксаной Александровой было неимоверно тяжело. Еще слишком мало времени прошло с той страшной минуты, когда перестало биться сердце ее любимого человека. Эта молодая, хрупкая женщина была не просто женой титулованного украинского автогонщика Андрея Александрова, а штурманом в их семейном экипаже — «глазами» Андрея. Люди, знавшие Александровых, говорят, что они были единым целым. В тот роковой день, 2 сентября, смерть забрала одну половинку… Смотреть на машину Андрея и Оксаны, врезавшуюся во время гонки в Болгарии в дерево, без содрогания нельзя. И то, что Оксана выжила и даже не получила серьезных травм, можно считать чудом…

«У Андрея не было шансов выжить»

20s05 rally.jpg (29721 bytes)- Наверное, Бог для чего-то оставил меня в живых, — с трудом подбирает слова Оксана Александрова.  — Физические травмы? Знаете, после любой тяжелой аварии, первое, что страдает, — шея и позвоночник. Но все это уже практически в порядке. Остались душевные раны. Мне кажется, они никогда не заживут…

- Знаю, что спортивные автомобили максимально защищены, да и гонщики тоже. Но ваша «Субару» в той аварии очень серьезно пострадала.

- Да, конечно, в спортивных автомобилях есть и специальные анатомические сиденья с ремнями безопасности, которые максимально фиксируют тело, и каркас безопасности. Мы выступаем в комбинезонах, несгораемом нижнем белье, шлеме с подшлемником. Это просто необходимые вещи. Но я объясню метафорически: можно 350 раз стукнуться локтем и не чувствовать боли, а можно один раз попасть в такую точку, что дрожь по всему телу пойдет. В тот роковой день удар в машине пришелся в такое место, что ее просто смяло. У Андрюши не было шансов выжить.

РЕКЛАМА

- Но как выжили вы? Сам момент аварии помните?

- Я ведь ни на минуту сознание не теряла. Все помню. У меня было сотрясение мозга, но провалов памяти не было. Основной удар пришелся на Андрюшину сторону. Спасли меня маленький рост и вес. Мне ремнями безопасности порвало вот здесь, в паху. Дуга с моей стороны согнулась. Но мое место осталось как яичко, как норка. Я даже сама вышла из машины. Тут же примчались спасатели, «скорая», пожарные. Болгары сразу остановили соревнования…

РЕКЛАМА

Это уже был конец сезона. «Сливен» мы выбрали как этап подготовки к ялтинской гонке. В Болгарии я была впервые. А вот Андрей выиграл эти соревнования 13 лет назад. Он все эти годы мечтал снова туда поехать. Все 13 лет говорил, что это настоящие гонки, настоящие соревнования. И вот такой поворот судьбы…

На тренировках мы прошли эту трассу. Андрей надиктовал мне все повороты. Пилоту невозможно запомнить абсолютно все повороты, их же может быть больше сотни. Поэтому штурман — это палочка-выручалочка, напоминалочка. Я диктую ему трассу, рассказываю, куда ехать, какой поворот, какой сложности, какой градации. Рассказываю то, что он предварительно на тренировке начитал мне. Я вижу его глазами…

РЕКЛАМА

- Были ли у вас какие-то нехорошие предчувствия?

20s05 car.jpg (29535 bytes)- У меня в общем-то неплохая интуиция, и было немало моментов, когда я его предупреждала. То сон плохой приснится перед гонкой, то еще что-то… Андрюша всегда прислушивался к моим словам. А накануне того страшного дня на душе было абсолютно спокойно. Все легко и хорошо получалось. Да, ночью прошел дождь, дорога скользила местами, на ней еще такая «кашка» от листьев была. Но Андрей — мастер своего дела, и мы ничего не боялись.

Что произошло в тот момент?.. Не знаю. Может, скорость была чуть выше, и Андрей не вписался в поворот. Может быть, он выбрал не совсем правильный угол поворота. Понимаете, такие ситуации в нашем виде спорта стандартные. Нас должно было просто выбросить с трассы, как это обычно случается. Но на пути оказалось два дерева.

- Вы сразу поняли, что Андрей погиб?

- Нет. Я еще надеялась, что он в коме. Никогда не забуду, как его вытаскивали из машины… Казалось, что это длилось целую вечность, что такого просто не может быть, что это НЕСПРАВЕДЛИВО: мы вдвоем и… один удар. За секунду до того, как Андрей погиб, он крикнул: «Ксю-ша!» И вот на «ша» все оборвалось. Я кричала в «переговорку»: «Андрей, как ты? Как ты?!» Левой рукой чувствовала его правую руку. Меня зажало, я не могла вывернуться, чтобы хоть мельком взглянуть на него. Выскочила из машины, пыталась открыть его дверь, чтобы вытащить Андрея… Вот почему (показывает руки) у меня травмы были… (Плачет. ) До последнего не верила… Меня увезли в больницу, и там я увидела наших механиков. Ребята сидели на бордюре, ждали. И тогда я все поняла…

Хочу поблагодарить нашу команду. Ребята на тот момент стали моей семьей. И особая благодарность консулу Украины в Болгарии. Благодаря его стараниям мы смогли быстро вернуться домой. А вот в компании, в которой мы были застрахованы, согласились оказать помощь в обмен на… их рекламу.

«Сначала стояла на обочине как зритель. Вот тогда было страшно»

- Давно вы начали ездить семейным экипажем?

- С 2004 года. К этому времени у меня уже был опыт работы со многими гонщиками. Ездила с Валерием Горбанем, с Алексеем Мочановым, с Сергеем Коробейниковым, с Андреем Петраковым. Первым нашим с Андреем совместным ралли была «Гонка чемпионов» в Херсоне. Потом мы много раз принимали участие в Кубке Лимана в Одессе. Два раза участвовали в параллельных гонках в Херсоне и Виннице. Там, кстати, у нас было две «крыши» подряд.

- Что значит «крыши»?

- Это когда машина переворачивается на крышу. Такая работа у Андрея, понимаете? Видите, не могу заставить себя говорить в прошедшем времени… Андрей тестировал автомобиль, доводил его до совершенства. А без таких ситуаций это невозможно. «Субару» он занимался с 1999 года. Очень много внимания уделял этой машине. И я ему помогала. Почему мы раньше не ездили вместе? Ну, во-первых, я еще училась, а во-вторых, Андрей для меня был… Понимаете, сесть к Андрею в машину — это все равно что спеть с Фредди Меркури…

У меня было жуткое чувство ответственности. Знаете, я очень самокритичный человек, и мне нужно было быть готовой к уровню Андрея. Ведь он один из быстрейших гонщиков в Украине. Я проехала со многими пилотами и поняла, что смогу.

- Вы сами попросились к нему в экипаж, или он увидел, что вы доросли до этого уровня?

- Мы же были мужем и женой. Гонки — это наша жизнь. На место штурмана Андрей пробовал многих. Мы выезжали на тестовый участок на Житомирской трассе. Андрей смотрел, кто ему больше подходит. Выбрал меня. Мы очень быстро скатались. Было достаточно «да», «понял», «понял»…

- Неужели совсем не было сомнений, неуверенности и страха, когда только начали ездить вместе?

- Нет, никогда. Не могу сказать, что аварии — это обыденность. Да, мы занимаемся опасным видом спорта. Улеты, деревья, столбы — всякое бывает. Знаю, какой вопрос вы хотите задать. Я женщина, жена и мать будущих детей. Андрюша считал, что если человек чего-то очень хочет, то он должен это хотя бы попробовать. Чтобы в старости не было обидно, чтобы не жалеть, что ты что-то не сделал и даже не попытался.

- Вы тоже так считаете?

- Я должна быть всегда рядом, поддерживать и помогать. В общем-то, ничего сверхъестественного в этом не вижу. Всю жизнь ездила с Андреем на гонки. Сначала стояла на обочине как зритель. Вот тогда-то и бывало по-настоящему страшно: машина из-за поворота все не показывается, а ты не знаешь, что случилось. Я была первым человеком, который стал делать ему замечания или хвалить его езду. Я была в этом всем изначально. Поэтому сесть в боевой автомобиль — это было для меня закономерным шагом.

- Кто-то из ваших родных увлекался автоспортом?

- Нет. Исключительно Андрей. Мы познакомились с ним за неделю до того, как он выиграл «Сливен». 13 лет назад. Мне тогда было семнадцать, я заканчивала 11-й класс. Андрею — 29. Он вернулся из Болгарии с победой, и началась наша семейная жизнь. Мы уехали в Киев. 13 лет прожили вместе…

- Любовь с первого взгляда?

- Я вам по-другому скажу. Андрюша такой человек… Знаете, было достаточно секунды, чтобы он понравился. Минута — и ты хочешь с ним говорить. Час — и тебе уже не хочется от него отходить. День — и ты понимаешь, что нуждаешься в этом человеке. Вечности, наверно, не хватит, чтобы забыть его…

Я стараюсь быть сильной и благодарна Богу и судьбе, что прожила 13 лет с таким человеком, у которого многому можно было научиться. Он обладал высшей степенью мудрости — умел воспринимать людей такими, какие они есть. Многим этого не хватает. Не могу сказать, что Андрей — какой-то неземной человек. Он необычный человек, понимаете, в чем дело…

Наше с ним знакомство — неслучайная случайность. Мы в Одессе живем в одном подъезде: я на восьмом этаже, он — на седьмом… Извините, вы не курите? Я тоже не курила, начала 2 сентября… Мы, наверное, как-то не совсем правильно начали разговор. Я ведь могу рассказывать об Андрее часами…

Раньше мы познакомиться не могли, я просто еще совсем маленькой была. Андрей говорил, что заприметил меня давно. Я его видела реже, потому что Андрюша был постоянно в командировках. А познакомились мы у наших соседей, его бывших одноклассников. И с того дня уже не расставались.

- Как Андрей попал в автоспорт?

- Знаете, он долгое время хотел быть селекционером. Выращивал дома лимоны и карликовые помидоры. Он был из тех людей, которые, чем бы ни занимались, делали это профессионально. И в то же время Андрей давно мечтал попасть в гараж, в котором работал Виктор Московский. Он мне рассказывал, что много раз подходил к тому гаражу, но зайти не решался. Помогла ему мама. Она попросила, чтобы Андрюшу взяли на работу. Для него это была колоссальная школа! Многому он научился у этого великого гонщика. Для Андрея ралли — это всегда праздник. У него никогда не было мандража, который есть у многих гонщиков перед стартом.

«Теперь я знаю, как бы спела «Опустела без тебя земля»

- Знаете, мне трудно представить, что вы занимаетесь таким опасным видом спорта.

- Вообще-то, по специальности я актриса, работаю в «Театре на Грушках» — единственном в Украине женском театре. Мне легко удавалось совмещать спорт и театр. Накладок никогда не было. В театре знали, что я занимаюсь авторалли. Учиться в театральный пошла, когда мне было уже 26 лет. Но мечтала об этом с детства. Просто стеснялась. И опять же толчком было мнение Андрюши. Он сказал, что надо попробовать. Попробовала — получилось. Андрей приходил ко мне на спектакли.

- С цветами?

- Как когда. Иногда просто не успевал купить букет.

- Если вы были его критиком в автоспорте, то и он, наверное, вам что-то подсказывал?

- Мы могли просидеть дома до трех ночи за бокалом пива, обсуждая прожитый день, наши дела. Нам никогда не было скучно вдвоем. Хотя мы люди компанейские — одесситы же все-таки. У нас много друзей.

В одном из интервью меня спросили, как в одной семье уживаются две звезды. Я ответила, что не считаю себя звездой в своем деле, потому что Андрюша сделал больше в своей жизни.

- Семейные обязанности делили пополам?

- Андрей умел готовить. Он редко куховарил, зато с любовью. Я сама люблю готовить, поэтому старалась не пускать его на кухню. На завтрак, обед и ужин мы могли есть стейк и пюре. Мы, одесситы, гурманы. Выросли на фаршированных рыбах, шейках, форшмаках… Не было такого, чтобы у меня в холодильнике стояла одна кастрюлька супа. Всегда несколько блюд, несколько салатов…

- Как же вам удается оставаться такой стройной?

- Четыре раза в неделю занимаюсь тайским боксом. Это серьезная физическая нагрузка. Просто так не пошла бы к Андрею штурманом. Была подготовлена и физически, и морально, и в технических вопросах. Я вообще спортсменка по жизни. Мастер спорта по акробатике. Бурная у меня жизнь. И Андрюшина жизнь бурная. Была… Может, поэтому мы и прожили не так долго, как хотелось…

- Снится вам Андрей?

- До девяти дней снился практически каждый день. Стоит в метре от меня, улыбается, а я все никак не могу до него дотянуться… После этого только один раз приснился. Сидит за партой и что-то пишет. Я подошла, обняла его. Он говорит: «Лапочка, не мешай, мне надо многому научиться. Я сейчас очень занят. Мы с тобой позже увидимся». Андрей называл меня Лапуся, Лапочка. Оксаной — очень редко. Иногда Ксюшей…

Вы знаете, до сих пор звоню ему на мобильный. Разговариваю с его фотографией. Говорят, время лечит. Не лечит оно! До сих пор не могу принять его гибель как данность. Понимаю, что звезды не тлеют. Звезды загораются и быстро гаснут. Но не так. Не в 42 года! Понимаю, что достойнее смерти быть не может. Но когда человек мечтал о сыне, хотел передать ему свое дело и так верил, что проедет на ралли Финляндии… Мы мечтали о своей квартире в Киеве. Дом очень долго строился. Через три дня после гибели мужа мне позвонили: «Приезжайте, оформляйте документы на вашу квартиру»…

Говорят, Бог забирает лучших. Но Бог там один, а людей, которые здесь, которым Андрей нужен, очень много. Поэтому я считаю его смерть несправедливой…

На его похоронах собралось очень много людей. Был ясный день. Но как только подняли гроб, загремел гром и полил дождь. А через минуту снова солнце! Это, наверное, небеса плакали… Знаете, у меня сейчас такое состояние — публичное одиночество. Когда вокруг много друзей, а его нет. Если я осталась жива, то, наверное, должна сделать в этой жизни что-то очень хорошее. И постараюсь держать Андрюшину планку. Признаюсь, я нахожусь в состоянии какой-то растерянности… Андрей говорил, что каждый должен заниматься своим делом, просто важно найти его, почувствовать, что это за дело и что оно действительно твое.

- Будете продолжать ездить? Или оставите себе только сцену?

- Я понимаю, что жизнь моя сейчас меняется. Очень многим обязана Андрюше. С семнадцати до тридцати лет я прожила с умнейшим, грамотнейшим человеком. Не знаю, чем буду дальше заниматься. Точно знаю только одно: все, что буду делать, буду делать на «отлично». Как Андрей. Он был уникальным человеком. Человеком, у которого не было врагов. Который притягивал к себе только светлое.

Знаете, в театральном институте нам преподавали вокал, и мне нужно было сдавать песню «Опустела без тебя земля». Я пела, а Андрей говорил: «Лапуся, что-то не то, не так. Душевнее надо». И вот теперь я уже на 300 процентов знаю, как бы я ее спела…

1150

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів