Пока суда-мусоросборщики ждут улучшения погоды, чтобы выйти в море для сбора разлившихся нефтепродуктов, в керченском проливе массово гибнет рыба
Как сообщали «ФАКТЫ», в воскресенье и в ночь на понедельник в 16 областях Украины и в Крыму из-за непогоды были обесточены свыше 2300 населенных пунктов. К утру вчерашнего дня, по данным МЧС Украины, без электроснабжения находились 1015 сел и поселков. Наиболее пострадавшие регионы — Запорожскую область и Крым — посетил вчера премьер-министр Виктор Янукович.
Разрушенные стихией дома в Бердянске снесут и на их месте построят новые
В Бердянске под руководством премьера состоялось рабочее совещание по вопросам ликвидации последствий стихийного бедствия. Курортный Бердянск — наиболее пострадавший в Запорожской области. Мощные волны, обрушившиеся на прибрежную часть города, подтопили дома жителей Бердянской косы, микрорайонов Матросская слободка, Лиски, улиц центральной части. В зону подтопления попали около 600 домов.
По информации диспетчера Бердянского морского торгового порта, около полудня в воскресенье сильной волной сорвало со швартовых и выбросило на берег два сейнера. К счастью, никто не пострадал.
По предварительным подсчетам, общий ущерб может составить от 10 миллионов до 20 миллионов гривен.
Общаясь с жителями Бердянска, Виктор Янукович заявил: «Ни одного человека мы не бросим в этой беде. Обязательно будем помогать. Вначале сделаем более-менее, как говорится, человеческие условия для того, чтобы можно было жить. Тех, кто отселены, мы сейчас расселяем по базам отдыха. В тех домах, где остались люди, будем срочно ремонтировать крыши».
По словам премьера, разрушенные и полуразрушенные дома снесут, а их хозяевам будет предложена помощь по строительству на тех же местах, отмечает УНИАН.
Как сообщил заместитель главы Запорожской обладминистрации Николай Фролов со ссылкой на министра по чрезвычайным ситуациям Нестора Шуфрича, из резервного фонда Кабинета министров Бердянску в ближайшие дни будет выделено 5 миллионов гривен, а после уточнения размера нанесенного стихией ущерба сумма будет увеличена. По информации агентства УНИАН, мэрия Бердянска намерена направить выделенные средства в первую очередь жителям города, пострадавшим в результате урагана. Сейчас к ликвидации последствий стихии в Бердянске привлечены аварийно-спасательные подразделения из Запорожской, Херсонской, Харьковской, Донецкой, Луганской и Днепропетровской областей.
Россияне пытаются не пустить нефтяное пятно в Азовское море
Вчера же в Анапе (РФ) Виктор Янукович провел встречу с премьер-министром России Виктором Зубковым, на которой обсуждался ход ликвидации последствий катастрофического шторма в Керченском проливе. Там из-за ухудшения погодных условий вчера были приостановлены поисково-спасательные работы. В настоящее время пропавшими без вести считаются пятеро моряков с затонувшего в проливе российского сухогруза «Нахичевань» и 15 членов экипажа грузинского судна «Хаш Измаил», потерпевшего крушение вблизи Севастополя. По факту гибели второго судна Севастопольская транспортная прокуратура возбудила уголовное дело. Всего, по словам Нестора Шуфрича, во время шторма пострадали 13 судов: пять затонули, восемь сели на мель.
- Во вторник с самого утра с помощью вертолетов МЧС и пограничной службы, а также самолета МЧС Украины была проведена разведка ситуации, которая сложилась в Керченском проливе, — сообщил «ФАКТАМ» помощник начальника ГУ МЧС Украины в Крыму Владимир Иванов. — На российской стороне пролива в районе затонувшего танкера «Волгонефть-139» обнаружено пятно нефтепродуктов размером до одного километра в длину и 200 метров в ширину. Вокруг частично затопленной кормовой части судна также имеется густое пятно мазута размером 200 на 300 метров. В районе судна «Ковель» полоса нефтепродуктов распространилась в сторону мыса Малый на два километра. В средней части косы Тузла имеются загрязнения побережья нефтепродуктами до 100 метров в глубину косы. 62 человека — сотрудники МЧС, пограничники и работники Керченского порта — осуществляют сбор мазута, выброшенного на побережье острова. Составлена схема движения пятен нефтепродуктов. Проведено обследование частично затопленной носовой части танкера «Волгонефть-139». Сейчас возле нее находится нефтесборщик «Светломор», который будет проводить сбор разлившегося мазута.
Полностью готовы приступить к работе четыре украинских специализированных судна с боновыми заграждениями — они должны собрать разлитые нефтепродукты. Но ввиду ухудшения погодных условий и объявленного на сегодня Гидрометеоцентром штормового предупреждения работы могут быть временно прекращены.
Между тем россияне начали вчера под вечер откачку мазута из затонувшего танкера. «Ветер стих до 10 метров в секунду, и это позволило нам направить буксир «Капитан Задорожный» с аварийным оборудованием и насосами в район, где находится кормовая часть танкера «Волгонефть-139», — сообщили агентству РИА «Новости» в пресс-службе Министерства транспорта РФ.
В Керченском проливе российские специалисты вчера устанавливали также дамбу, чтобы не пустить нефтяное пятно в Азовское море. Как сообщила РИА «Новости» руководитель пресс-службы Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю Татьяна Кобзаренко, «дамба, как планируется, будет установлена между мысом Тузла на Таманском полуострове России и украинским островом Тузла, там же выставят боновые заграждения». Расстояние между мысом и островом составляет около 10 километров.
В ближайшие годы крымчан ждут «нефтяные» шторма?
По словам руководителя Центра общественных связей Государственного комитета РФ по рыболовству Александра Савельева, в море наблюдается массовый мор рыбы — пеленгаса, бычка, хамсы. Кроме того, в зоне разлива нефтепродуктов погибли кормовые организмы — фито- и зоопланктон. По словам Александра Савельева, реальные масштабы последствий экологической катастрофы можно будет полностью оценить через десять дней после окончания шторма.
Ряд российских экологов считает, что последствия разлива нефтепродуктов в Керченском проливе будут ощущаться на протяжении от полугода до нескольких десятилетий. По словам научного сотрудника Росгидромета Российской академии наук Александра Минина, мазут, который вытек из расколовшегося танкера, может держаться в воде в течение шести месяцев, затем часть его рассеется, испарится, а отдельные фракции, осев на дно на глубинах, где содержание кислорода минимально, могут сохраняться десятки лет.
«Значительная часть мазута, скорее всего, окажется на дне. Однако дальнейшую судьбу его представить сложно. Вероятнее всего, большая его часть со временем будет выбрасываться штормами на берег», — считает координатор по сохранению природного фонда Всемирной природоохранительной организации Василий Спиридонов.
Вице-президент Российского национального геокриологического товарищества Сергей Голубчиков назвал катастрофу «долгоожидаемой», поскольку, по его словам, «состояние судов неудовлетворительное, а объемы перевозки нефтепродуктов, в частности c российской стороны, значительно возросли». Ежегодно Россия будет провозить танкерами через Черное море из Туапсе, Новороссийска, порта «Кавказ» примерно 100 миллионов тонн нефти. В связи с этим, подчеркнул он, не исключено, что из-за аварий на танкерах «мы можем потерять Черное море, если будем ориентировать его на экспорт нефти», сообщает УНИАН.
Как считают экологи, для упреждения такого рода происшествий в акватории Азовского, Черного морей необходимо запретить использование устаревших танкеров, учитывая то, что, в частности, Керченский пролив природоохранными организациями возведен в статус «особо чувствительного». Однако для того чтобы подобное свершилось, «нужна добрая воля России и Украины».
Материал подготовлен корреспондентами «ФАКТОВ» Еленой ОЗЕРЯН (Симферополь), Юрием ГАЕВЫМ (Запорожье)
и Ярославом МОКРЕНКО
355Читайте нас у Facebook