«просто решила отомстить моим приемным родителям »
«Есть человек, чистосердечно сознавшийся в совершении этого преступления»
При всей достоверности информации, она просто не укладывалась в голове. Первая мысль во время осмотра места происшествия: мир сходит с ума. Не может нормальный человек громить надгробия, разорять чужие могилы!
- На сегодняшний день доподлинно установлено, что совершила это деяние именно 17-летняя Марина (имя изменено. — Авт. ), — сказал мне следователь Белгород-Днестровского городского отдела ГУ МВД Украины в Одесской области Арсен Швага. — Оперативно-следственная группа, увидев поваленные и разбитые памятники, тоже не могла сначала поверить, что здесь «хозяйничал» один человек. Но несколько дней спустя местный участковый Игорь Граждан доложил: «Есть человек, чистосердечно сознавшийся в совершении этого преступления». Все поразились: неужели один, кто он? «Не он, а она, — уточнил участковый — это девушка, причем несовершеннолетняя!»
Кое-кто из коллег, помнится, счел, что участковый просто шутит. Однако Марина даже не стремилась скрывать свой «героический поступок» и на первой же беседе с нашим сотрудником заявила: «Хотела, чтобы на меня обратили внимание».
Корреспондент «ФАКТОВ» встретился с девушкой, которую отпустили домой, взяв подписку о невыезде.
- Никто меня не любит, никому я не нужна, — сердито хнычет Марина, обвиняемая по статье «Надругательство над могилами» (она предполагает до 3-х лет лишения свободы). — У ребят жизнь, как жизнь, а у меня — сиди с этой (руками «рисует» в воздухе силуэт женщины, которая является ее приемной матерью. — Авт. ). В тот день я в очередной раз поругалась с ней, потому и выбежала из дому
- На кладбище зачем пошла?
- Так ведь живем мы рядом с кладбищем, я мимо шла, к знакомым, — кратко и достаточно четко формулирует свой ответ Марина. — Памятники ломала просто потому, что решила отомстить моим приемным родителям.
Похоже, она уже наизусть выучила, что и как следует говорить «по делу». У Марины короткая, мальчишеская стрижка, на ней спортивный костюм, кроссовки. Манера держаться скорее мужская, походка тоже. Несколько позже я услышал от председателя сельского совета: «Смотришь на нее и непонятно: то ли девка, то ли парень!.. »
- Далеко не все в показаниях Марины можно воспринимать однозначно, — считает следователь. — По некоторым сведениям, приемные родители стремились сделать все, чтобы девочке жилось нормально. У Марины есть отдельная комната с телевизором, видиком. Согласитесь, для сельской, далеко не зажиточной, семьи это совсем неплохо.
«Подросток ловко пользуется положением воспитанницы в приемной семье»
- Марина, по-моему, ловко пользуется положением воспитанницы в приемной семье, — говорит участковый инспектор, старший лейтенант Игорь Граждан. — Отсюда ее россказни о нелюбви и невнимании к ней со стороны родителей. Это, по ее мнению, оправдывает неадекватное поведение: дескать, в такой ситуации остается лишь как-то выражать протест и несогласие с «родительскими притеснениями».
Дома постоянные скандалы. В основном с приемной матерью, ведь муж этой женщины почти всегда на заработках. Таким образом подросток добивается максимальной свободы и материальных благ. Девушка гуляет где угодно, в том числе и на кладбище. Меня поразило, что в густых кладбищенских зарослях Марина ориентируется, как у себя дома.
Кстати, в день, когда случилось ЧП, на кладбище было очередное захоронение. Не исключено, что, поругавшись с родственниками, Марина намеренно пошла сюда, чтобы взять оставляемую на могиле еду
- Она, словно дикий зверек: напакостит и прячется подальше с глаз людских, — убеждена одна из соседок девушки. — Однако предыдущие ее выходки были мелкие, а здесь Такое сотворила, что прятаться пришлось, когда милиция искала виновных. Сейчас рассказывает, что у подружек была. Но ведь и подружек постоянных, настоящих у нее нет.
Старожилы поведали о том, что родители Марины живы-здоровы. Отец, оставив еще маленькую дочку своей родне, укатил в Молдову. Там он проживает по сегодняшний день, с другой семьей. Приезжая погостить к матери, навещает дочь, которая воспитывается в доме своей двоюродной бабушки. Эта дальняя родственница взяла девочку к себе, поскольку сама детей не имела. Пока Марина была маленькая, все было нормально, а вот с наступлением переходного возраста — пошло-поехало
- Марина то ведет себя нормально и спокойно, то вдруг «взрывается»: хамит, дерзит, всякие гадости говорит, — рассказывают сельчане. — В соседнем селе проживает, также с другой семьей, родная мама Марины. Именно там и скрывается, в случае чего, провинившийся подросток.
«Нам не верится, что такое сотворила именно Марина, еще и в одиночку »
Как сложную жизненную ситуацию, наихудшим образом отражающуюся на ребенке, охарактеризовала ситуацию с Мариной директор местной средней школы Светлана Таран:
- Взаимоотношения взрослых в этой семье не заладились. Это и сказалось на физическом и умственном развитии девочки, которую отдали в чужие руки, даже не оформив над ней опекунство. Женщина, у которой практически постоянно находится Марина, не в состоянии уделить подростку должное внимание. Как результат — ссоры, уходы подростка из дому. Причем далеко не всегда по собственной воле. Случалось, ее просто выгоняли на улицу, и девочка ночевала у учителей.
Я лично связывалась с училищами в Белгороде-Днестровском, подыскала вариант дальнейшего профессионального обучения Марины. Однако ее двоюродная бабушка выступила категорически против. Она настояла, чтобы Марина после девятого класса продолжила обучение в школе. Надо сказать, Марина стремилась — в меру своих возможностей — тянуться за одноклассниками. Однако, поссорившись в очередной раз с двоюродной бабушкой, Марина сбежала к своей маме, в соседнее село. Школу посещать и вовсе прекратила. Мы обратились в тамошний сельсовет, встретились с мамой девочки. Она сказала (а затем написала в своей объяснительной записке), что не рискует отпускать дочь в школу в другое село. Тогда мы оформили ученицу на экстернат, сейчас она числится у нас в 11-м классе. Тем временем Марина поссорилась с мамой и опять сбежала из дому.
Светлана Петровна говорит, что девочка часто приходила в школу, показывала учителям тетрадки, получала задания. Вот только после кладбищенского ЧП стала редким гостем в учебном заведении. А в один из последних своих визитов явилась обутой в калоши, вся одежда в соломе. Наверное, опять довелось ей ночевать где-то «на природе»
- Что до разбитых памятников, то нам не верится, что такое сотворила именно Марина, еще и в одиночку, — считает директор школы. — Я разговаривала с ней сразу же после случившегося. Девушка уверяла, что ничего подобного не делала. Через несколько дней заявила, что причастна к погрому на кладбище, правда, добавила, что, как ей пояснили, никакого существенного наказания она не понесет, поскольку несовершеннолетняя
Но, помимо криминальной ответственности, есть еще и человеческие чувства. Надгробия, установленные родными и близкими с болью и памятью о покойных, стали просто спортивными снарядами для искателей развлечений. Некоторые памятники выломаны целиком и брошены, другие — перекошены или надбиты, но больше всего — раздробленных. Видимо, вывернув надгробия, потом их доламывали
- Многие местные жители не верят, что виновата девушка, — говорит участковый Игорь Граждан. — Хотя до девятого класса Марина и состояла на учете в детской комнате милиции, я и сам с трудом верил в ее причастность к разбитым надгробиям. Потом она сказала, что знает, кто это сделал, но не выдаст этого человека. Позже девушка созналась, что совершила все сама. В ходе следственного эксперимента показала все: какой дорогой шла, как разбивала надгробия — те, что не поддавались, разбивала камнями
- Уничтожены 29 надгробий, из которых 12 не подлежат восстановлению, — рассказывает «ФАКТАМ» сельский голова Валерий Агарков. — Многие памятники дорогостоящие — из гранита, мрамора Сейчас думаем, как и за счет чего восстанавливать те, которые можно отреставрировать.
Прокурор Белгород-Днестровского района Владимир Жигун считает преступление практически раскрытым:
- Девушка созналась в содеянном, указала точное время — после 17 часов, а также то, что самостоятельно рушила надгробия. Граждане, считающие себя потерпевшими, вправе заявлять, в судебном порядке, исковые требования.
- В данном случае не обязательно речь идет о психической патологии, — комментирует ситуацию заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии Одесского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор Валерий Битенский. — Подобные акции на кладбище совершают, как правило, не взрослые, а подростки или молодые люди — представители поколения, которое выросло за последние 10-15 лет. Кто ими занимался? Никто. С экрана телевизора — насилие, идеалов нет. Потому это, скорее, не психическая, а социальная патология.
Однако во всем должно разобраться следствие, с учетом выводов соответствующих экспертиз, включая и психиатрическую.
442
Читайте нас у Facebook