Теперь покупатель не сможет обменять или сдать в магазин товар, обнаружив в нем незначительный дефект
Законом «О защите прав потребителей», который вступил в силу в начале года, вводится множество правил взаимодействия производителей и продавцов товаров и услуг с покупателями.
Надо сказать, что и предыдущая редакция этого закона, принятая еще на заре становления украинской независимости (в 1993 году), считалась достаточно совершенной. Специалисты с гордостью говорили о том, что наш закон лучший на постсоветском пространстве. Однако жизнь не стоит на месте. За 13 лет появилось много новых экономических явлений, к которым невозможно применить положения старого документа. Понадобилось также уточнить ряд понятий, по поводу которых наиболее часто возникали споры между потребителями и продавцами. В общем, замечаний к старому закону оказалось так много, что законодатели вместо того, чтобы «латать» его поправками, просто приняли документ в новой редакции.
В новом документе указываются не только права, но и обязанности
потребителей
«ФАКТЫ» знакомят своих читателей с основными правилами, по которым отныне предстоит жить потребителям, продавцам и производителям.
Итак, потребители в нашей стране теперь пользуются правами на:
защиту своих прав государством;
надлежащее качество продукции и обслуживания;
безопасность продукции;
необходимую, доступную, достоверную и своевременную информацию о продукции, ее количестве, качестве, ассортименте, а также о ее производителе;
возмещение убытков, нанесенных некачественной или фальсифицированной продукцией, а также морального ущерба;
обращение в суд и другие уполномоченные органы государственной власти за защитой нарушенных прав;
объединения в общественные организации потребителей.
Но если в предыдущей редакции закона, в полном соответствии с его названием, речь шла только о правах потребителей, то теперь парламентарии ввели понятие их обязанностей. Отныне потребители должны:
перед началом эксплуатации товара внимательно ознакомиться с правилами его эксплуатации, изложенными в инструкции;
если в инструкции что-то непонятно, то еще до начала использования товара обратиться за разъяснениями к продавцу или производителю;
пользоваться товаром в соответствии с его целевым назначением и придерживаться требований, установленных производителем товара в эксплуатационной документации;
использовать предусмотренные производителем средства безопасности с соблюдением изложенных в эксплуатационной документации специальных правил, а в случае отсутствия таких правил в документации — придерживаться обычных разумных мер безопасности, установленных для этих товаров такого рода.
Таким образом, законодатели решили, что клиент, вопреки распространенной пословице, прав не всегда. Отныне, если у вас при забивании гвоздей испортится микроскоп, то едва ли вы сможете поменять его на новый, так как не использовали прибор только по прямому назначению.
В предыдущей редакции закона наибольший интерес потребителей вызывали статьи о гарантийных обязательствах производителей. В соответствии с этими положениями, человек, обнаруживший неисправность или брак в приобретенном товаре, имел право в течение гарантийного срока по своему выбору либо отремонтировать его, либо обменять на такой же, но качественный, или на аналогичный. Он мог также просто сдать изделие продавцу, получив обратно свои деньги.
Честно говоря, реализовать эти права в отечественных магазинах было непросто. Продавцы отчаянно сопротивлялись усилиям граждан, которые отказывались от гарантийного ремонта и требовали заменить им товар. Они ссылались на то, что если при любой неисправности обменивать изделие, то продавец при этом терпит большие убытки. И для их покрытия пришлось бы значительно повышать цены.
Законодатели попытались разрешить конфликты, более четко определив и при этом значительно урезав права потребителей.
Если за время, прошедшее с момента покупки, приобретенная вещь подорожала, то доплачивать при ее замене не придется
Теперь законом разграничены понятия «недостаток» и «существенный недостаток».
Недостатком называется любое несоответствие продукции требованиям нормативно-правовых актов и нормативных документов, условиям договоров или требованиям, которые предъявляются к ней, а также информации о продукции, предоставленной производителем или продавцом.
Существенным недостатком считается только такой, который делает невозможным или недопустимым использование товара по целевому назначению. При этом возник он по вине производителя или продавца, а после устранения проявляется снова по причинам, не зависимым от потребителя.
Существенный недостаток должен обладать хотя бы одним из следующих признаков:
он вообще не может быть устранен;
для его устранения требуется более четырнадцати календарных дней;
он делает товар существенно отличающимся от предусмотренного договором.
Отныне обменять товар на такой же (или аналогичный) либо сдать его продавцу потребитель может лишь в том случае, если изделие имеет существенный недостаток. То есть испорчено настолько, что ремонту и восстановлению уже не подлежит.
Требования потребителя должны быть удовлетворены незамедлительно. Однако, когда речь идет о замене товара, а в наличии точно такого же нет, продавец обязан сделать это в течение двух месяцев со дня подачи заявления. Если за время, прошедшее с момента покупки, товар подорожал, то доплачивать при обмене не придется.
Покупатель согласен заменить свой товар на аналогичный другой модели — тогда производится перерасчет стоимости. Если изделие обменивается на более дешевое, магазин возвращает разницу, на более дорогое, — покупатель доплачивает.
Если за время, прошедшее с момента покупки, товар подорожал, то при расчете используется не та сумма, которую покупатель заплатил в свое время, а цена на момент обмена. Если же цены, наоборот, упали, то расчет производится исходя из стоимости на момент покупки.
То же правило действует и при возврате денег.
Доставка крупногабаритного товара в магазин или в мастерскую осуществляется за счет продавца или производителя
В том случае, если изделие не имеет существенных недостатков, а только простые, потребитель не имеет права ни вернуть товар, ни заменить. В таком случае человек может рассчитывать на:
пропорциональное уменьшение цены (продавец вернет потребителю некую сумму денег, на которую снизилась стоимость изделия из-за возникновения недостатка);
бесплатное устранение недостатков товара в разумный срок (старый добрый гарантийный ремонт);
возмещение затрат на устранение недостатков товара (вы обращаетесь в мастерскую, где изделие отремонтируют, а магазин оплатит счет за ремонт).
В законе указывается, что потребитель, обнаруживший недостатки в товаре на протяжении гарантийного срока, сам решает, какой из этих трех вариантов ему выбрать, и обращается с претензией к продавцу или представителю производителя (в гарантийную мастерскую). Если по какой-то причине его требование не может быть удовлетворено, он должен выбрать любой из оставшихся вариантов.
Когда речь идет о ремонте или замене крупногабаритного товара либо товара, который весит более пяти килограммов, потребитель не обязан самостоятельно его перевозить. Доставка в магазин или в мастерскую осуществляется за счет продавца или производителя.
Выбрав гарантийный ремонт, человек имеет право требовать, чтобы на время, пока он не может пользоваться товаром, ему предоставили аналогичный (такую просьбу необходимо предъявлять магазину в письменном виде). Для этого продавцы обязаны создавать при магазинах обменные фонды товаров, согласно списку, который составляет Кабинет министров.
Если же магазин отказался удовлетворить требование покупателя или затягивает с предоставлением во временное пользование аналогичного товара, то он платит покупателю неустойку в размере одного процента стоимости вещи за каждый день задержки.
Закон напрямую не устанавливает гарантийных сроков на товары. Это вопрос договоренности между потребителем и продавцом. Такой срок должен быть определен в паспорте на продукцию или ином прилагаемом к ней документе. В гарантийные обязательства должны быть включены обещания производителя или продавца, которые он дает через рекламу. То есть, увидев по телевизору, что на интересующий вас товар положена трехлетняя гарантия, убедитесь, что это обязательство зафиксировано и в паспорте изделия.
Если же производитель не установил гарантийного срока на свое изделие, это не избавляет его от необходимости отвечать за качество товара. Согласно закону покупатель в этом случае имеет право предъявить претензии в течение двух лет. В случае, когда товаром является объект строительства, претензии могут быть выдвинуты на протяжении десяти лет со дня передачи объекта потребителю.
Гарантийный срок продлевается на время пребывания изделия в ремонте. То есть если товара не было дома десять дней, то и окончание гарантийного срока отодвигается на столько же.
Потребитель может претендовать на бесплатный ремонт и после окончания гарантийного срока в том случае, если в товаре были выявлены недостатки, допущенные по вине производителя. Если же последний отказывается осуществлять ремонт, то покупатель имеет право предъявить ему другие требования из числа перечисленных выше.
На выполнение гарантийного ремонта закон отводит 14 календарных дней. Если организация, которая осуществляет ремонт, не справляется со своей задачей, тогда покупатель может требовать оплаты продавцом ремонта в другой мастерской. К тому же, если возникли проблемы, потребитель вправе поставить вопрос о том, не являются ли их причиной существенные недостатки изделия. Тогда он может требовать и его замены.
Человек имеет право обменять и качественный товар. Это можно сделать в течение 14 дней с момента покупки в том случае, если изделие не подошло по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру или по другим причинам (например, просто перестало нравиться).
Однако обмен качественного изделия производится только в том случае, если им не пользовались, сохранен его товарный вид, потребительские свойства, а также пломбы, ярлыки и выданный чек. То есть товар должен быть в таком состоянии, чтобы продавец мог его снова реализовать менее капризному покупателю. Поэтому, приобретая дорогую вещь, постарайтесь сразу после того, как она попала к вам домой, внимательно к ней присмотреться и решить, достаточно ли она хороша. Ведь прежде, чем вы начали пользоваться изделием, его еще можно беспрепятственно обменять.
Предположим, вы купили фотоаппарат за 500 гривен, и в нем обнаружились существенные недостатки. Можете обменять его или получить деньги. Придя в магазин, выясните, сколько теперь стоит ваш аппарат. Если его цена поднялась, например, до 600 гривен, то вам должны вернуть именно эту сумму, а не указанные в чеке 500 гривен. Она же должна быть принята в расчет при замене товара. То есть, выбрав модель за 700 гривен, доплатите не 200 гривен, а 100.
Если же за время, прошедшее с момента покупки, фотоаппарат подешевел, и стоит, например, 450 гривен, то продавец обязан вернуть вам не эту сумму, а ту, которую вы заплатили при покупке, — 500 гривен.
775
Читайте нас у Facebook