«почему у меня забрали звание «заслуженный тренер украины»? Я же не преступник! « — недоумевал геннадий шеин, подготовивший многих мастеров спорта по плаванию
«Разве муж не заслужил этого за 35 лет тренерской работы?»
- Вот сейчас спортивные функционеры мне говорят, что мой муж принял все слишком близко к сердцу, — едва сдерживая слезы, говорит вдова Геннадия Шеина Надежда Григорьевна, тренер по плаванию Броварского высшего училища физкультуры и спорта. Много лет назад под ее руководством первые шаги в спорте делал наш знаменитый пловец Олег Лисогор. — Но разве он не заслужил почетного звания за 35 лет работы тренером? Когда умирал его отец, Гена пообещал, что обязательно, став заслуженным, придет на его могилу и похвастается успехами. И слово свое сдержал.
После того как в 2004 году один из его бывших учеников Сергей Бреус стал чемпионом Европы на дистанции 50 метров баттерфляем, областной комитет выдвинул Геннадия Шеина на присвоение ему звания «Заслуженный тренер Украины». И вскоре в Госкомспорте был подписан соответствующий приказ.
- Муж радовался, как ребенок, — вспоминает Надежда Шеина. — За пару часов о почетном звании знали уже все друзья и родственники. Приказ был зачитан на торжественной линейке в нашей школе плавания. Нас поздравляли. А потом Гена поехал на кладбище. Я стояла немного в стороне и смотрела, как у могилы отца он, будто бы обращаясь к нему, показывал свое удостоверение заслуженного тренера.
Радость Геннадия Шеина была недолгой. Три месяца спустя первый заместитель председателя Госкомспорта Анатолий Домашенко, который подписывал приказ о присвоении тренеру почетного звания, подписал следующий. Согласно новому документу, Геннадий Григорьевич лишался звания, так как оно было присвоено ему ошибочно. «Как же я теперь буду смотреть людям в глаза? — растерялся Геннадий Георгиевич. — Ведь звание «Заслуженный тренер Украины» по закону забирают только в одном случае: если совершено уголовное преступление. Разве я преступник?»
Геннадий Шеин тут же обратился в Федерацию плавания Украины за разъяснениями, и ему подтвердили «ошибочность присвоения звания».
- Мужу сказали, что дистанция, которую выиграл Сергей Бреус, не является олимпийской, — вспоминает Надежда Шеина. — Интересно, что в том же приказе, в котором говорилось о лишении мужа звания, следующим пунктом значилось, что заслуженным тренером Украины становится женщина-тренер из Белой Церкви, у которой Сережа тренировался еще раньше.
Геннадий Георгиевич, решив, что с ним поступили несправедливо, сначала попытался уладить все с Государственным комитетом по вопросам физкультуры и спорта, а также с Федерацией плавания Украины «мирным» путем, а потом начал отстаивать свою правоту через суд.
«Казалось, что от решения суда зависит его жизнь. Знала бы я, что так на самом деле и будет»
- Гена стал не похож на себя, для него случившееся было настоящим шоком, — продолжает вдова. — Муж стал рассеянным, постоянно твердил, что не преступник, а звание заслужил трудом. Судебная тяжба отнимала у него много сил. Спортивные чиновники и не собирались отступать, прячась за инструкциями. И муж продолжал борьбу. Казалось, от решения суда зависит его жизнь. Знала бы я, что на самом деле так и будет
Разбирательства в суде продолжались почти год. И чем ближе было их завершение, тем больше Гена впадал в депрессию. Примерно за месяц до трагедии муж предложил мне погулять по ночным Броварам. Полночи мы бродили по городу молча, а потом я предложила ему зайти к нашим друзьям — Багачам.
Александр Багач — известный спортсмен из Броваров, многократный чемпион и призер мировых первенств по легкой атлетике. До недавнего времени для многих этот знаменитый толкатель ядра оставался легендой украинского спорта. А потом его обвинили в использовании допинга и пожизненно дисквалифицировали. Теперь Александр тренирует глухонемых спортсменов.
- С Шеиными мы дружили семьями, — вспоминает Александр Багач. — Как-то поздно вечером Геннадий и Надя пришли к нам домой. Оба были сильно расстроены. Гена рассказал о своей проблеме. Я чувствовал, как он тяжело все переживает. Попытался его успокоить. Говорил, что, как мне кажется, моя проблема была гораздо более серьезной. Меня дисквалифицировали пожизненно, и никто из спортивных чиновников не вступился. Но я же нашел свое место в жизни. Казалось, что Гена понял меня правильно.
- Не могу себе простить, что в тот день не настояла на том, чтобы муж поехал со мной в Карпаты, — вспоминает Надежда Григорьевна. — Я уезжала со своими воспитанниками на отдых, а на следующий день у Гены было намечено решающее заседание суда. Говорю мужу: «Плюнь ты на это! Поехали с нами». А он в ответ: «Не волнуйся, все будет хорошо. Вот выиграю дело в суде и присоединюсь к вам».
- Получается, он не сомневался, что выиграет суд?
- У него была уверенность в том, что он прав. Уезжала я с тяжелым сердцем. Но все же не думала, что может случиться непоправимое.
Перед отъездом Надежда Григорьевна попросила Багачей не оставлять мужа без внимания. Потом уже с турбазы позвонила Александру, и тот ответил, что видел Геннадия в добром здравии, когда возвращался с тренировки.
- На следующий день, когда, по моим подсчетам, должен был закончиться суд, я позвонила домой, — рассказывает Надежда Григорьевна. — Муж бодрым голосом сказал, что суд он проиграл. Я попросила его немедленно приехать ко мне, но Гена положил трубку. Потом еще несколько раз пыталась дозвониться мужу, но безрезультатно На следующий день мне позвонила дочь и сказала, что папы больше нет. Он даже записки не оставил.
«Я просто проинформировал, что процедура была нарушена»
- Все тренеры, которые в это тяжелое время остались в спорте, достойны такого высокого звания, как «Заслуженный тренер Украины», — говорит первый вице-президент Федерации плавания Украины Андрей Власков. — Но с точки зрения нормативных документов, на то время, когда Геннадий Георгиевич принес документы на присвоение ему звания, он не соответствовал этим положениям. Летом 2005 года Сергей Бреус, которого Шеин тренировал в свое время в интернате, выиграл бронзовые медали на чемпионате мира. Вот тогда уже Геннадию Георгиевичу можно было присваивать звание, но он не стал собирать документы. Почему он ушел из жизни, я понять не могу.
- Я слышал, что именно вы доложили в Госкомспорт о том, что Шеин получил звание незаконно?
- Когда Геннадий Георгиевич в первый раз принес документы о присвоении ему звания, они официально в Госкомспорт не были представлены и в Федерации плавания Украины не рассматривались. Вот я и проинформировал руководство, что процедура была нарушена.
- А могли закрыть на это глаза?
- Это было бы служебным нарушением. Ведь звание должно присваиваться в соответствии с какими-то правилами.
- Вы не пробовали поговорить с Геннадием Георгиевичем? Вы же видели, как близко к сердцу он воспринял потерю звания?
- Я встречался с Шеиным во время соревнований, и мы обсуждали с ним эту ситуацию. Постарался объяснить ему, как получить звание легальным путем, но он со мной не согласился.
- Сейчас в смерти Шеина обвиняют и коллег, и спортсменов, — рассказывает «ФАКТАМ» известный тренер по плаванию Виктор Турчин. — А я уверен, что причины его самоубийства кроются в чем-то другом. Может быть, в личной жизни.
- Но ведь он же повесился на следующий день после решения суда.
- Это могло быть просто совпадением. О мертвых либо хорошо, либо ничего. Так что лучше промолчу. Произошла ошибка. А что касается бывшего ученика Шеина Сергея Бреуса, так он даже бросил спорт после занятий с ним.
- Я тренировался у Геннадия Георгиевича почти пять лет, — вспоминает чемпион Европы по плаванию Сергей Бреус. — Честно говоря, дальше заниматься по его методике не захотел. Не видел перспектив. Переговорил с Турчиным, и он взял меня в свою команду.
- Сергей, правда, что вы отказались подписать заявление Геннадия Георгиевича о том, что он был вашим тренером?
- Это не так. Я просто решил, что сначала звание заслуженного тренера должна получить Валентина Вашека — мой первый детский тренер.
- Вы не были на похоронах у Шеина?
- В тот момент я готовился к соревнованиям. К тому же было неприятно, что в смерти тренера обвиняли и меня.
Смерть Геннадия Шеина наделала много шума в спортивных кругах. Об этом трагичном случае стало известно министру Украины по делам семьи, молодежи и спорта Юрию Павленко, который пообещал вдове Геннадия Георгиевича вернуть ее мужу звание «Заслуженный тренер Украины» посмертно. Он пообещал присвоить такое же звание и самой Надежде Григорьевне — за успехи ее бывшего воспитанника Олега Лисогора.
- Уже прошло немало времени после того, как я встречалась с министром, — говорит вдова. — Звание мужу так и не вернули. Хотя Сергей Бреус успел выиграть чемпионат Европы, стал третьим на первенстве мира. Понимаю, что получить звание было мечтой мужа. Буду добиваться его возвращения. А вот от присвоения подобного звания мне я отказываюсь. Так и напишите в газете.
P. S. Когда верстался номер, в редакцию пришло сообщение из Министерства по делам семьи, молодежи и спорта: тренеру-преподавателю по плаванию Броварского высшего училища физической культуры Шеину Геннадию Георгиевичу присвоено спортивное звание «Заслуженный тренер Украины». Посмертно.
2006Читайте нас у Facebook