ПОИСК
Україна

Искусствоведы полагают, что грабители, похитившие из яготинского музея более 30 картин стоимостью сотни тысяч долларов, работали по чьему-то заказу

0:00 18 квітня 2006
Інф. «ФАКТІВ»
Особого труда для них это преступление, совершенное в ночь на 13 апреля, не составило: сигнализации в музее не было, а из охраны — только… пенсионерка В ночь на 13 апреля в райцентре Яготин Киевской области неизвестные ограбили местную картинную галерею, похитив 33 произведения, среди которых и работы известных художников-реалистов: Татьяны Яблонской, Николая Глущенко, Сергея Шишко, Анатолия Пламеницкого. Стоимость похищенного оценивается в десятки, а то и сотни тысяч долларов.

«Денег на охрану культурных ценностей не нашлось»

Беседовать с корреспондентом «ФАКТОВ» директор музея Лидия Демченко вначале отказывалась, ссылаясь на запрет органов внутренних дел давать какую-либо информацию о случившемся.

- Начальник милиции на меня орет, — говорит Л. Демченко.  — Вы, мол, всем рассказываете и этим мешаете следствию. Пускай меня уничтожат, но я буду кричать, что это ограбление было заказано и никто никого искать не будет! А всю вину за случившееся уже начинают валить на меня. Мол, не обеспечила охрану музея. До января 1997 года у нас было все, как полагается: и сигнализация, и сотрудник Государственной службы охраны круглосуточно дежурил. А после января 97-го начались проблемы. Нас тогда по распоряжению главы обладминистрации, как и все районные музеи, перевели в подчинение райадминистрации. А в их бюджетах денег на охрану культурных ценностей не нашлось. Вскоре у нас сняли сигнализацию, затем убрали «тревожную кнопку» в картинной галерее, и сколько я ни билась — без денег под охрану нас никто брать не хотел. Только в начале 2006 года я смогла добиться, чтобы нас вернули в подчинение области. Ой, сколько здоровья мне это стоило, — вздыхает Лидия Владимировна.  — Но, к сожалению, деньги из областного бюджета мы стали получать только сейчас. И только после кражи смогли восстановить сигнализацию.

- А каким образом такие ценные картины оказались в провинциальном музее?

РЕКЛАМА

- В свое время директором музея был Александр Непорожний. Он был знаком со многими художниками, которые дарили музею свои картины. Помогал ему в создании экспозиции и брат, министр энергетики и электрификации СССР Петр Непорожний. Кое-что музей приобретал за деньги. Коллекция картин в нашем музее была жемчужиной области. Посмотреть на них приезжали экскурсанты из Киева и других городов страны, специалисты из Союза художников Украины, писатели.

- Вы можете перечислить похищенные картины?

РЕКЛАМА

- Конечно. В первую очередь, это небольшая, размером 45 на 47 сантиметров, работа Татьяны Яблонской «Осенний мотив», полотна Анатолия Пламеницкого «Март послевоенный» и «Весенний ручей», картины Сергея Шишко «Лесное озеро», «В Голосеево», «Цветы весны», «Хризантемы» и «Снова весна» Николая Глущенко. К счастью (а может, у грабителей не было времени), не похитили ни одной работы из зала второго этажа, где размещена выставка нашей известной землячки, художницы-самоучки Екатерины Билокур. Нас обвинили в том, что в музее не осталось фотослайдов украденных работ. Это не так. Заведующая картинной галереей уже нашла некоторые слайды. Надеемся, что картины все же вернутся на свое место.

Охранница легко отделалась — ее всего лишь связали

Как сообщил «ФАКТАМ» начальник Центра общественных связей УМВД Украины в Киевской области Николай Жукович, ограбление произошло около трех часов ночи, когда в парковой зоне рядом с музеем было отключено освещение.

РЕКЛАМА

- Грабители разрезали прутья, закрывающие окна на первом этаже двухэтажного здания, затем вынули раму и проникли в помещение, — рассказывает Н. Жукович.  — Экспозиция находилась в трех комнатах. Когда злоумышленники в масках стали снимать картины и вынимать их из рам, на шум из коптерки вышла 60-летняя охранница. Ее связали, завели назад в комнату и, усадив на стул, приказали вести себя тихо. Когда была вынесена последняя картина, грабители связали пенсионерке ноги, заклеили скотчем рот и ушли. Женщина до шести часов утра крутилась-вертелась на стуле и, когда в конце концов освободилась, побежала в соседнее здание и оттуда позвонила в милицию. Прибывшая на место происшествия следственно-оперативная группа нашла много следов и собрала достаточно улик, позволяющих подозревать некоторых людей в совершении этого преступления. По словам охранницы, их было двое, но мы думаем, что грабителей было больше. Уехали они, скорее всего, на машине, следы которой остались неподалеку от музея.

Н. Жукович также высказал мнение, что «культурной ценности похищенные картины не представляют, а художественную определят эксперты».

Стоимостью украденных полотен «ФАКТЫ» поинтересовались у заместителя председателя Союза художников Украины Игоря Волощука.

- За каждую их этих картин коллекционеры могут заплатить от 10 до 20 тысяч долларов, — сообщил И. Волощук.  — Например, за Шишко в среде коллекционеров дают около 20 тысяч долларов, Глущенко и Яблонская идут за 15-20 тысяч. На аукционах же цена может достичь безумных высот. К примеру, в конце прошлого года обворовали одну из школ Киевской области. Среди похищенного была не лучшая работа Сергея Шишко, за которую любитель заплатил 22 тысячи долларов.

По мнению начальника отдела искусствоведов-контролеров Главного управления культуры и искусств Киевской горгосадминистрации Ольги Беспятовой, картины, скорее всего, были похищены «под заказ».

- Рынок искусства развивается постоянно, — рассказывает О. Беспятова.  — Если 20 лет назад было модно покупать передвижников, то в 90-х годах прошлого века широкая публика и коллекционеры открыли для себя авангард. А поскольку, начиная с 1998 года, стали пользоваться большим спросом работы художников-соцреалистов, вот уже два года, как рынок их произведений оскудел. Конечно, вам могут сейчас предложить полотна известного соцреалиста, но, скорее всего, это будет не подлинник, а дешевая подделка. Отдельно хочу сказать об авторах похищенных работ. Татьяна Яблонская — классик украинского соцреализма, первая и единственная женщина-академик. Николай Глущенко — один из столпов соцреализма. В свое время дружил с Пикассо. Его картины, как и полотна Сергея Шишко, — это соцреализм с оттенком импрессионизма. На работах же Анатолия Пламеницкого в свое время учились будущие художники и искусствоведы. О ценах разговор отдельный. К примеру, в 1998 году работы этих художников стоили от полутора до двух тысяч долларов, а сейчас — в десять и более раз дороже.

По мнению специалистов, похищенные полотна на некоторое время припрячут, чтобы «вылежали», а затем, когда пройдет ажиотаж, попытаются продать, хотя это будет непросто.

В прошлом году одна из работ Татьяны Яблонской ушла с аукциона «Сотбис» за 79 тысяч долларов

Дочь и правопреемница Татьяны Яблонской, известная украинская художница Гаяне Атаян сообщила «ФАКТАМ»:

- Украденная работа (ее название «Осенний мотив» я узнала от вас) принадлежит государству. При плохой охране кражи произведений искусства закономерны, ибо сегодня становится выгодно вкладывать средства в полотна известных украинских живописцев. Люди, похитившие картины из яготинского музея, одноразово заработали на выполнении заказа, но заказчики обязательно постараются перепродать полотна. Предполагаю, работы, и мамина в том числе, обязательно всплывут на аукционе или в галерее.

- А знаете ли вы о существовании интернет-сайта «Куплю работы Татьяны Яблонской»?

- Ничего не знаю. Я мамины полотна практически не продаю. Общеизвестно, что зимой прошлого года за работу Татьяны Яблонской «В мастерской», выполненную в 1954 году, на аукционе «Сотбис» заплатили 79 тысяч долларов.

Недавно на аукционе на Андреевском спуске, 3 предлагались две работы Татьяны Яблонской. Одна из них точно мамина. По слухам, они продались. Подделок под Татьяну Яблонскую тоже бывает очень много. Это ярко проявилось на выставке «Из частных коллекций» в Киевском музее русского искусства летом 2004 года. Из четырех работ с подписью Яблонской три оказались фальшивками, а четвертая — бывшей авторской, которую испортили реставраторы. Подобные выставки становятся возможными с позволения и при активном участии госструктур и высокопоставленных чиновников. Мамочка целый год жила оскорбленной…

За годы независимости Украины музеи и картинные галереи страны не раз подвергались ограблениям. Так, 6 апреля 1999 года из зала Русского музея в Одессе похитили картину Василия Петрова «Гитарист-бобыль» и эскиз его известного полотна «Тройка». Страховочная стоимость первой картины составляла на то время 700 тысяч долларов, второй — 500 тысяч. К счастью, украденные работы через некоторое время обнаружили в камере хранения Варшавского вокзала и вернули музею.

Летом 2005 года из Одесского художественного музея была похищена картина Ивана Айвазовского «Морской вид». Ее нашли в Кировоградской области при осмотре автомобиля одного из подозреваемых в массовых хищениях ценностей из музеев Украины, России, Польши, Франции, Италии, Швейцарии. Милиция также установила причастность задержанных к краже из Севастопольского художественного музея работы Василия Поленова «Монастырь над рекой», стоимость которой на Западе составляет 100 тысяч долларов.

К сожалению, не всегда похищенные художественные ценности удается вернуть. Они оседают в закрытых частных коллекциях и становятся недоступными для правоохранителей.

370

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів