ПОИСК
Події

«за пару дней до беды сын вдруг спросил: «пап, а как правильно спасать тонущего человека? « потом он все инструкции выполнил в точности… »

0:00 22 липня 2006
Інф. «ФАКТІВ»
Выпускник Великоалександровской школы на Херсонщине Володя Портной погиб, спасая 13-летнего подростка

22s08 Reka1.jpg (11069 bytes)В райцентр Великая Александровка на лето к бабушке Люде съезжаются внуки.

- У меня три дочери, — рассказывает пенсионерка, — и у каждой — сыновья. Не успеет отзвенеть последний звонок в мае, как жду сорванцов в гости.

Только старшим, Саше и Вовке, никуда ехать не нужно, — они жили здесь же, на соседней улице.

- Считалось, что мальчишки гостят у бабушки, хотя на самом деле племянники постоянно толклись у нас, объясняет Володина мама.  — Младшие души не чаяли в Вове, он был у них затейником-организатором, иначе не скажешь. Каждое лето ведь вместе! Эта дружба была лучшей наградой за долгие месяцы учебы. Так ждали пацаны встреч, так скучали! Вот и в этом году первые дни оттащить их друг от друга совершенно невозможно было, даже спали в одной кровати.

РЕКЛАМА

«Мне показалось, что брат оживает: его посиневшее тело приобрело обычный цвет, в груди хрипело, он откашливался»

Идея отправиться в тот знойный день на речку принадлежит самому младшему, десятилетнему Коле.

- Взгляните на термометр: 50 градусов на солнце! — водил он всех подряд за руку к ртутной нитке.  — Ну, баня!

РЕКЛАМА

Походы на пляж в семье, прямо скажем, не поощрялись, ведь никто из мальчишек плавать не умел, один только 13-летний Леша в это лето едва-едва научился держаться на воде.

- Я сама в детстве четыре раза тонула, поэтому воды боюсь, — говорит Татьяна, мама Володи.  — А в селе как? За работой головы не поднимешь, когда учить детвору плавать?

РЕКЛАМА

Но разве действуют запреты в такую жару. У мальчишек одна дорога, одни мечты — к речке! Вот только 17-летний Вова в тот день «тянул резину» и до самого вечера упирался — никак не хотелось ему вести двоюродных братьев на пляж.

- Я, помню, пришел с работы, и Вовка прямо у калитки встретил меня вопросом: «Ты не мог бы с ребятами сходить покупаться? Они с утра зовут, а мне что-то так не хочется!» — вспоминает Саша, родной брат Володи.  — Какая речка, устало махнул я рукой, дома полно работы, да и время уже к вечеру, седьмой час. Завтра пойдем на рыбалку, там и искупаемся. Кто мог догадаться, что у Вовки никакого завтра не будет, что это его последний день…

- Ну что, Саша нас поведет? — не отставали от Вовы Коля с Лешкой.

- Ладно, пошли, — как-то обреченно согласился Вовка.

- Вова в воду даже не заходил, — вспоминает Алеша.  — Мы с Колей плескались у берега, брызгались, дурачились. Я потом чуть глубже поплыл, там уже по грудь было. И вдруг понял, что течение стало сносить меня на глубину. Барахтаюсь-барахтаюсь, а берег все дальше. «Вова, я тону!» — закричал. Он в одну секунду подлетел, схватил меня за руку, но не смог вытащить. Потом зашел сзади, положил руки мне на бедра и изо всех сил толкнул к берегу, на мель. В это время к нам уже бежал какой-то мужчина, меня выбросило прямо ему в руки. Я оглянулся и не увидел Вову. «Его доставайте! — попросил.  — Он же плавать не умеет». Мужчина тотчас вернулся на глубину — нырял за братом, нырял! На берегу собралось уже человек десять. Помню, я схватил Колю за руку и потащил домой: казалось, надо скорее сообщить Вовкиным родителям о беде.

Забежав во двор и увидев Сашу, я выпалил: «Вова утонул!» Он подумал, что я шучу, засмеялся. Но рядом стоял Коля с Вовкиными шортами, футболкой, шлепанцами, и лицо Саши вытянулось от ужаса. Мы вместе ринулись обратно к речке, а это далеко — минут 20 ходу. Когда примчались, Вову еще не вытянули. Тут приехала на машине тетя Таня и давай на нас с Колей кричать: «Это все вы! Зачем его потащили?! Из-за вас Вова утонул!» Велела нам уходить домой. А тут и брата, смотрим, достали. Его тянули за ноги, а голова находилась под водой, и Саша стал ругать спасателей: «Голову поднимите!» Он думал, Вова живой. Да и мы надеялись.

Тот дядя, что меня помогал спасать, положив Вову на колено, пытался вылить воду из его легких. Потом Саша, тетя Таня и дядя Коля, Вовкин папа, по очереди делали утопленнику искусственное дыхание. Мне показалось, брат оживает: из синего он вновь становился розовым, захрипел, даже откашлялся, вроде немного приоткрыл глаза! Но вскоре приехала «скорая», доктор сказал: пульса нет, зрачки расширены, и вообще парень пробыл под водой целых 40 минут, это конец!.. Не хотелось верить. Нас с Колей увезли к бабушке. Знаете, Вову ведь нашли совсем не в том месте, где он меня спас, а в другой стороне. Его руки по локоть и ноги по колено были в черном иле — это он полз по дну, пытаясь сориентироваться, найти берег. Но, видно, не хватило сил. Брат хоть и не научился еще плавать, но умел задерживать дыхание под водой надолго, это давало ему шанс спастись.

«Я Вову больше всех на свете любил!»

22s08 Reka.jpg (17544 bytes)Вова утонул 28 июня, а днем раньше — 27-го у парня был выпускной вечер.

- Мы с Колей тоже ходили в школу на линейку, когда брату вручали аттестат, — вспоминает Алексей.  — Он был такой красивый, веселый!

Для Леши жизнь поблекла без Вовки. Он сразу уехал домой, в Цюрупинск. Какие уж теперь каникулы.

- 17 июля мне исполнилось четырнадцать лет, — говорит Лешка.  — А без Вовы могло и не быть этого дня рождения. Его подарок, выходит. Если бы брат растерялся, то на кладбище не его, а моя могилка выросла бы. Я понимаю тетю Таню, потому что и сам себя так корю! Она потом, правда, извинялась. Это, говорит, не я, а горе мое кричало там, на берегу. Приглашала приезжать. Но что там без Вовы делать? Я его больше всех на свете любил!

Уехал домой, в Кривой Рог, и Колька. Опустел бабушкин сельский двор.

- Мне каждую ночь снится, как мы втроем дурачимся — все живые, смеемся, — тяжко вздыхает Лешка.  — Я теперь к воде даже близко подходить боюсь! И зачем мы, в самом деле, потащили тогда брата на Ингулец?! Как ему идти с нами не хотелось, я видел. Но он, добрая душа, решил подарить нам эту радость — искупать.

Лешка за считанные дни после похорон повзрослел, будто навеки оставил свое детство на прибрежном песке коварной реки.

- В день, когда погиб Вова, в Великоалександровке на той же реке утонула 27-летняя девушка, но мы об этом не знали, — печалится Лешка.  — Там почти каждую неделю тонут дети! Но нас, казалось, это не коснется…

- Я в тот вечер была дома, — говорит мама утонувшего паренька Татьяна.  — Работаю пекарем и, чтобы в магазин утром завезли свежий хлеб, вставать мне приходится в два часа ночи. Вот и прилегла отдохнуть на пару минут. Будто сквозь сон слышала разговоры о речке, о купании. Проснись в ту минуту, может, беда и не случилась бы!

Несколько лет назад в Ингульце утонул шестилетний племянник моего мужа Артемка. Мне в тот день сердце с утра несчастье предсказывало, знала: что-то нехорошее произойдет. А тут даже не екнуло, верите? Когда Вову вытащили, я не сомневалась: он оживет. Уже доктор сказал везти тело в морг, а все равно я ждала чуда. Мы с мужем положили сына на заднее сидение своего старенького «жигуленка» — голова Вовы у меня на коленях покоилась, и направились в морг. Оказалось, там ремонт, нужно ехать в соседний райцентр за 60 километров. И всю дорогу я держала на руках утонувшего сына и разговаривала с ним, по руке гладила. Казалось, он в ответ тоже пожимает мне руку. Я даже просила мужа вернуться домой: Вовка живой, зачем нам морг?

- Вы не поверите, — хмурит брови Николай, отец Володи, — но буквально за пару дней до беды сын ни с того ни с сего спросил у меня: «Пап, а если человек тонет, как правильно спасать?» Нужно подойти сзади, ответил я, спереди опасно. Он так в точности и поступил.

Николай Иванович водит автобус, и его транспорт несколько десятков раз на день пересекает мост через Ингулец.

- В реке постоянно купаются дети, — горестно качает головой мужчина.  — Я буквально зажмуриваюсь, видя такое. Мы хотя и не пускали своего младшего одного на пляж, но в то же время не переживали, что, уйдя без спроса, он утонет. Никогда Вова не лез на глубину. Только ответственность за жизнь Леши заставила его нарушить это правило.

Родители похоронили сына на самом дальнем от их дома кладбище.

- Специально так, — дрожит сигарета в руке Николая Ивановича.  — Чтобы Таня не бегала туда по десять раз на день. Когда у жены несколько лет назад умер отец, она на могиле больше времени проводила, чем дома. А теперь так и вовсе уйдет жить на кладбище.

«Вовкину душу можно вернуть обратно»

Смерть выпускника шокировала весь райцентр.

- Володя после торжественной выпускной линейки не пошел вместе с одноклассниками в кафе праздновать, — говорит директор Великоалександровской средней школы Ь 2 Наталья Петрик.  — Мы и рассвет встречали без него. Володина семья всего три года назад переехала в наш райцентр из села, за это время сменила здесь много квартир, и только в мае им удалось купить дом, за который Портные еще не рассчитались. Отец дал сыну 200 гривен на вечеринку, но Вова, зная цену деньгам, решил распорядиться ими иначе: купил несколько баллонов газа в хозяйство. Это был такой, знаете ли, маленький мужичок — рачительный, домовитый. Хозяин, одним словом. Собирался вместе со старшим братом ехать поступать в Николаевское железнодорожное училище. Так больно говорить об этом в прошедшем времени!

Школа по своей инициативе организовала поминальный обед — одноклассники, еще вчера счастливо кружившие в прощальном вальсе, с Володей простились теперь уже навсегда. А небольшой подарок, который классная руководительница на выпускном вечере сделала каждому своему ученику, положили Вове в гроб…

- Сын из крошечной колючки вырастил огромный кактус и возил его за собой по квартирам, — говорит Николай Иванович.  — Однажды хозяйка запротестовала: не пущу в дом эту колючую проволоку! Что делать? Посадил своего любимца в палисаднике, где его съели кролики. Как Вова горевал! Он и рыбок развел — посмотрите, сколько у нас в хате огромных аквариумов. Только на следующий день после трагедии почему-то все вуалехвосты лежали на дне мертвые. Говорят, рыбки даже теснее связаны с хозяином, чем собака.

Но, кажется, тяжелее всех смерть брата перенес Саша.

- Они у нас такие разные! — рассказывает отец.  — Вовка — технарь, без железок жить не мог. Из ничего, бывало, соберет игровую приставку к телевизору. Любую технику знал, как свои пять пальцев. А Саша — гуманитарий: закончил музыкальную школу, пишет прозу, фантастику. Первым его читателем был Вовка. И вот теперь старший, крепко верящий в космическое переселение душ, просит нас… родить ему брата. Верит, что в малыша вселится Вовкина душа. У тебя самого скоро дети будут, отговариваем, а он знай свое: мои дети — это другое, а Вовкину душу вернуть мне можете только вы.

- А он от нас и не ушел пока вовсе, — вздыхает Татьяна.  — Я постоянно чувствую присутствие своего младшенького в доме. В день смерти сына где-то на улице потеряла золотой кулончик. Бог с ним, сравнимы ли потери? И вдруг спустя несколько дней нахожу украшение в комнате рядом с портретом Володи. Медальон в грязи, видно, что со двора только-только принесли. Думала, это Саша, но нет, божится, что не приносил в дом находкуЙ А на днях в нашем телевизоре «перепутались» все кнопки: где был первый канал, там теперь «Интер», где «плюсы» — там местные программы. Прошу сына поставить их на привычное место. «Мы не умеем», — в один голос мои мужчины. Этим, и правда, Вова всегда занимался. «Ну вот, — расплакалась.  — Нет Вовы, так и каналы никто не настроит». И вдруг… все само стало на свое место. Я не верю в мистику, но как могут такие случайности происходить?..

Вы спрашиваете, не держу ли я зла на Лешу, чью жизнь ценой своей спас Володя? Господь с вами, думать так — значит, оскорблять память Вовы. Пусть Лешка живет сто лет! И пусть помнит брата, который его очень любил, не пожалел для него своей маленькой жизни.

612

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів