«на своем «бьюике» я без опаски могу ездить только на охоту или рыбалку»
Спортивный «Buick Skylark» Юрия Чичи — единственный в Украине. И в этом вся проблема. Был бы это массовый автомобиль, вопрос с его оформлением давно бы решился — для легализации ввезенных из-за границы машин в законодательстве существует множество лазеек. А купишь техпаспорт на такой автомобиль — контрабанду пришьют, ведь ни в одной компьютерной базе Украины подобная машина не значится. Поэтому иного выхода у жителя Полтавской области Юрия Чичи, кроме как идти честным путем, нет. Но честностью, оказывается, невозможно ничего добиться, потому что чиновники у нас тоже очень честные и сделать для инвалида исключение из правил не могут.
Таможня поставила инвалида на «счетчик», и цена подарка за восемь лет увеличилась еще на 10 тысяч долларов
- Если бы у меня была альтернатива: иметь здоровые ноги и никогда не иметь автомобиля или иметь автомобиль и больные ноги, я, не раздумывая, выбрал бы первое. Всю жизнь на велосипеде ездил бы, пешком ходил бы — говорит 60-летний предприниматель Юрий Чича. — Но выбирать не приходится. Машина — это мои ноги. Мне еще восемнадцати лет не было, когда попал в аварию, пришлось делать пересадку тазобедренного сустава. С тех пор на группе инвалидности. Слава Богу, у меня сила воли есть, поэтому не спился, не опустил руки и не сижу на шее ни у семьи, ни у государства. Получил высшее образование, многие годы проработал в кооперации, занимаюсь собственным бизнесом. Четыре года назад приобрел хорошую «Таврию» — еще в состоянии заработать себе на автомобиль. Поэтому даже не надеюсь, что мне когда-либо удастся получить машину с ручным управлением. Когда в 1993 году меня ставили на очередь, был в списке 463-м, сейчас — 109-й. Пусть лучше ту машину получит кто-нибудь, кто нуждается в ней больше. Единственное, чего хочется, так это без страха садиться за руль подаренного мне «Бьюика».
Шикарный подарок от родственницы из США, сделанный от чистой души, — головная боль Юрия Чичи на протяжении вот уже восьми лет. Увы, подарок опоздал буквально на полгода. Ранее такого рода презенты из-за границы не облагались налогами. Но не зря же говорится, что бедному жениться — так и ночь коротка.
- За растаможку в Полтаве мне насчитали семь тысяч долларов, — вздыхает Юрий Иванович. — Таких денег на тот момент у меня, во-первых, не было, а, во-вторых, в голове не укладывалось: почему за подарок я должен платить государству, которое, в общем-то, не имеет к нему никакого отношения? Формально все было по закону, ведь объем двигателя у «Бьюика» большой — 3,1 литра. Это только в следующем, 1999 году (благодаря председателю комитета по делам инвалидов Верховной Рады Валерию Сушкевичу), был принят закон, освобождавший от таможенной пошлины автомобили не старше восьми лет, получаемые в качестве подарка, с объемом двигателей до 1,8 литра. Знать бы это — попросил бы подарить более скромную машину
А между тем Полтавская региональная таможня «включила счетчик». Каждый день простоя «Бьюика» обходится его владельцу в 0,05 процента стоимости автомобиля (трехлетняя машина в 1998 году была оценена в 19 тысяч долларов). Знакомые посчитали недавно — «американец» вырос в цене до 27 тысяч евро! Конечно, Юрий Иванович никому ничего не платит, но и хозяином роскошного авто себя не чувствует.
«Вывезти машину за границу и продать!» — постановил Кабинет министров
Привыкший всегда добиваться намеченной цели, Юрий Чича дошел, опираясь на свои две палки, до самых высоких кабинетов. Люди с известными всей Украине фамилиями выслушивали его и, как водится, обещали помощь. А те, что крутились около них, посмеивались и рекомендовали попросить родственников о более дешевом подарке. «Решу ваш вопрос — мои дети останутся без куска хлеба», — ответил один из бывших руководителей государственной таможни.
- Если бы я не знал о том, что за взятки в Украину ввозятся тысячи автомобилей без таможенных сборов, мне, возможно, не было бы так обидно, — говорит Юрий Иванович. — В общем, мне объяснили, что помочь в данном случае может только Кабинет министров. И вот вынесли мой вопрос на обсуждение комиссии по вопросам гуманитарной помощи Кабмина, и меня на его заседание пригласили. Человек тридцать ломали голову в поисках выхода из ситуации. И решили, что нужно вывозить машину за границу, там продавать, покупать другую — с объемом двигателя до 1,8 литра, и опять ввозить. Однако для этого потребуется распоряжение главы правительства.
Но поскольку премьеры в нашей стране меняются гораздо быстрее, чем они успевают решать конкретные проблемы простых людей, практическое выполнение принятой рекомендации Юрию Чиче пришлось отложить еще на год. К Виктору Януковичу он уже обратился как однопартиец к руководителю партии, и
27 августа 2003 года тот наконец поставил заветную подпись на распоряжении Кабмина о разрешении на вывоз «Бьюика» из Украины с применением нулевой ставки таможенного сбора за пребывание автомобиля под таможенным контролем. И Юрий Чича, все еще не веря своему счастью, отправился избавляться от подарка на границу с Белоруссией. А там говорят: «По закону сначала нужно внести финансовый залог». А это ни много, ни мало — 1800 долларов. Подумал-подумал мужчина и вернулся домой.
- Не стоила овчинка выделки, — объясняет Юрий Чича. — На тот момент «Бьюику» было уже свыше восьми лет. Если бы я его не продал, то обратно бы уже не ввез. А выгодно продать устаревшую модель, к тому же не зарегистрированную в Украине, весьма проблематично.
- И что, совсем нет выхода?
- Выход был найден давно. В областном управлении ГАИ мне выдали справку о том, что машина не украдена и что не числится в розыске по Интерполу, — смеется мой собеседник. — Иногда, ради прикола, показываю то самое разрешение на вывоз за границу с подписью Януковича. Кто-то из дорожных патрулей отдает честь, желая счастливой дороги, а кто-то не преминет напомнить, что ездить на такой машине нельзя. «Да мне и ходить нельзя, отвечаю, а что делать?».
«В Киеве меня принимают за консула»
В остальном, за исключением этого «нюанса» с оформлением, черный «Бьюик» с серебристым низом — замечательная машина. Мощная: до 200 километров разгоняется с места всего за четырнадцать секунд. Даже «мерсы» последних моделей «отдыхают» рядом с творением американской «Дженерал-моторс». У нее великолепный дизайн салона: все приборы на панели развернуты к водителю, мягкий черный кожаный салон с велюровыми вставками, кондиционер Но для инвалида самое важное то, что машина оборудована автоматической коробкой передач, ведь это очень удобно для его больных ног. «Едешь — и отдыхаешь», — коротко характеризует преимущества «американца» Юрий Чича. Только это чудо техники его не признанный официально владелец использует уже не для поездок в Киев «за правдой», а в основном на рыбалку и охоту. Надевает на свои две палки специальные приспособления, сделанные кумом, чтобы по болотам было удобно ходить, и — в путь.
- Как народ воспринимает ваши вояжи?
- Конечно, в Киеве никого не удивишь таким автомобилем, — отвечает Юрий Иванович. — Тамошняя милиция, например, меня никогда не останавливала, хоть и проскакивал на хорошей скорости мимо патруля. Думают, наверное, что консул какой-нибудь, ведь у меня висят польские номера на желтом фоне. А «крутые», бывает, обгоняют по трассе, поскольку я езжу обычно со скоростью не более 120-130 километров в час, и просят посидеть в салоне, посмотреть на двигатель.
- А сколько вы наездили на этой «неучтенной» машине?
- Наталья (это жена брата моей супруги), подарившая мне «Бьюик», ездила на нем три года. Больше трех лет на одной машине американцы, замечу, не ездят. Когда я забирал свой подарок в польском Гданьске, на спидометре было 42 тысячи миль, а теперь он показывает 54 тысячи (около 86 тысяч километров). То есть, за восемь лет добавилось всего 12 тысяч моих миль.
- Что-то приходилось менять за это время? Машина дорогая в обслуживании?
- Совсем недавно ездил «Бьюиком» в Борисполь встречать Наталью с детьми. И на обратной дороге, в Пирятине, попал камушек в радиатор. Его ремонт вместе с заменой антифриза обошелся почти в тысячу гривен. Чуть раньше поменял четыре фильтра, топливные и масляные, заменил масло. Еще минус тысячу двести. Поставил на передние колеса хорошие гудиеровские шины А как же — за машиной нужно ухаживать, как за женщиной, только еще лучше. Хотя некоторых замен можно было бы избежать, если бы авто было постоянно на ходу.
- Сознайтесь, неужели за все восемь лет вы не искали хотя бы какой-то лазейки в законе, чтобы все-таки иметь основания без опаски ездить на подаренном автомобиле?
- Пытался. И даже отдал одному аферисту полторы тысячи долларов (кстати, ровно столько Наталья заплатила, чтобы отправить груз в польский порт Гданьск). Он обещал, что машину конфискуют, затем выставят на продажу, и ее выкупит за бесценок подставное лицо. Это, кстати, довольно распространенная схема легализации незаконно ввезенных в Украину автомобилей. Я отдал деньги, и человек с ними исчез
321Читайте нас у Facebook