20-летняя ирина за полтора года перенесла три операции на головном мозге: открытую с трепанацией черепа, щадящую с применением катетера, а также выполненную с помощью гамма-ножа
Почти год назад «ФАКТЫ» и Институт нейрохирургии начали акцию по сбору средств на гамма-нож, который без крови удаляет опухоли головного мозга. Из-за того, что в Украине нет этого современного аппарата, без необходимого лечения ежегодно погибает полторы тысячи людей. А те, кому врачи делают открытые операции с трепанацией черепа, не всегда полностью восстанавливаются, некоторые становятся тяжелыми инвалидами. Если бы в стране был гамма-нож, врачам не приходилось бы рисковать. Пока операции с помощью гамма-волн доступны единицам. С 2000 года десять украинских детей бесплатно проходят такое лечение в Чехии. Операции оплачивает благотворительный фонд «Хартии 77», благодаря которому 15 лет назад в Праге появился свой аппарат — на него деньги собирали жители Чехии. Мы решили, что тоже сможем купить свой гамма-нож и лечить всех, кому он может спасти жизнь. Сегодня наши граждане, в том числе дети, которым не повезло оказаться среди тех десяти (в этом году лимит бесплатных операций уже исчерпан), могут пройти лишь платное лечение за границей. Так, в Чехии радиохирургическая операция стоит около 10-12 тысяч евро, в Германии — около 20 тысяч евро. Позволить себе такое дорогое лечение могут единицы.
«Правая рука у меня осталась нерабочей. Пишу левой»
20-летняя Ирина, у которой два года назад случилось мозговое кровоизлияние, перенесла три операции: открытую с трепанацией черепа, эндоваскулярную и радиохирургическую — с помощью гамма-ножа. Последнюю девушке сделали четыре месяца назад — после того как две предыдущие попытки удалить сосудистое образование, вызвавшее кровоизлияние, не увенчались успехом. Случай Ирины уникален: за такой короткий срок девушка испытала на себе три разных метода лечения и может сравнить каждый из них.
- Мы не знали, что у дочки в мозге есть клубок перепутанных сосудов (артериовенозная мальформация), она никогда ни на что не жаловалась, росла здоровым ребенком, — вспоминает Светлана, мама Ирины. — Мы живем в небольшом городке Калиновка в Винницкой области. После школы Ира поступила в столичный университет пищевых технологий, мы с ней созванивались каждый день. Однажды она после занятий пришла в общежитие, и, позвонив мне по мобильному, сказала, что у нее резко запекло в голове. Я настояла на том, чтобы она выпила анальгин. Когда через пару минут я стала набирать номер Иры, телефон не отвечал. Спустя десять минут трубку взяла ее соседка, сказала, что дочка потеряла сознание, ребята уже вызвали «скорую». Мы с мужем сели в машину и помчались в Киев. В дороге я постоянно перезванивала на Ирин мобильный, но его брали врачи «скорой». Они говорили, что дочка не приходит в сознание. Потом анестезиолог в больнице скорой медицинской помощи сказал, что Иру срочно готовят к операции: из-за кровоизлияния у нее образовалась в мозге гематома, ее нужно было удалить. Свою девочку мы увидели только через две недели. Все это время мы просидели с мужем под дверью отделения реанимации. Врачи выходили, видели нас, опускали глаза и уходили, на наши вопросы не отвечали. Только называли, какие препараты требовались Ире. Иногда в день мы тратили по две тысячи гривен на лекарства. Например, чтобы не переливать дочке донорскую кровь, покупали кровезаменители. Они безопасны, но один флакон лекарства стоил 1200 гривен. Ире понадобилось таких три. Мы очень благодарны родным, знакомым и сотрудникам, которые, узнав, что у нас беда, собирали деньги и передавали в Киев. А прихожане нашей церкви святой Параскевы и сегодня молятся за Ирочку. Без поддержки мы бы не прошли все эти испытания.
Ира только на четвертый день после операции открыла глаза, но не говорила, не двигалась. Лишь через два месяца девушка начала возвращаться к жизни.
- Когда пришла в себя, не понимала, где я, что со мной, почему вокруг врачи ходят, — вспоминает Ирина. — Но я не могла говорить, поэтому не задавала все эти вопросы. Почему-то решила, что нахожусь в Одессе. Когда меня перевели из реанимации, увидела маму. Она плакала, что-то говорила, но я ее не понимала. Тогда у меня многое вытерлось из памяти. Лежала и вспоминала имена родных, знакомых, которые приходили навещать меня.
Реабилитация после операции длилась много месяцев. Чтобы восстановить двигательные функции, Ире делали массажи, ее руками и ногами выполняли физические упражнения. Постепенно к девушке вернулась речь, она встала на ноги, начала ходить. Сейчас Ира выглядит здоровой, но ее правая рука так и осталась нерабочей.
- У меня был очень красивый почерк, теперь я пишу левой рукой печатными буквами, — говорит девушка. — Я еще до сих пор в процессе восстановления после первой операции. По сей день не чувствую себя так хорошо, как до болезни. Когда была в Госпитале на Гомолке в Праге, видела, как пациенты с таким же диагнозом, как у меня, приходили на операцию, а через пару дней выписывались. Это счастье, когда после лечения выходишь и чувствуешь себя здоровым.
«Перед сеансом чешские врачи меня спросили, какую музыку я хочу послушать»
Когда Иру выписали после первой операции, ее направили на обследование в столичный Институт нейрохирургии. Здесь и выяснилось, что причиной кровоизлияния стала артериовенозная мальформация. Ее нужно было удалить, иначе риск повторного инсульта был очень высок.
- Здесь дочке предложили щадящую эндоваскулярную операцию: врачи объяснили, что можно с помощью катетера через вену ввести специальное вещество прямо в мальформацию и «выключить» ее, — продолжает Светлана. — Дочка уже была на операционном столе, ей ввели наркоз, но, сделав контрольные исследования, врачи увидели, что в ту зону, где находится мальформация, вмешиваться опасно. И не стали продолжать. Может, это Бог уберег Ирочку от другой беды. Тогда с нами в палате была 22-летняя девушка, которой сделали такую же операцию. Мальформацию врачам удалось устранить, но левую половину тела у нее отняло. Нам рассказали о гамма-ноже, для нашей Иры это был единственный шанс. Но чехи делают бесплатные операции только детям, а Ире уже исполнилось 18. Мы решили, что продадим свой дом, переедем жить к родителям, но отправим дочку на лечение. Для нас стало чудом известие о том, что Ире согласились сделать операцию бесплатно. Оказалось, Франтишек Яноух — председатель фонда «Хартии 77», узнав нашу историю, решил сделать для Иры исключение. Когда мы были в госпитале, он навестил нас, подарил дочке подарок. Мы были тронуты до слез его участием в нашей судьбе.
- Когда после лечения гамма-волнами меня привезли в палату, мама удивилась, что я в хорошем настроении, — вспоминает Ирина. — Сеанс проходит в очень приятной обстановке. Перед началом лечения меня спросили, какую музыку я хочу послушать — классическую или популярную. Поставили диск, и я во время лечения наслаждалась музыкой. Врач дал мне памятку для пациента, в которой доступно рассказано об этом методе лечения, а также о том, как вести себя после сеанса. В принципе, никаких ограничений, можно заниматься всем. Но в ближайшие несколько лет придется находиться под контролем врачей.
- Гамма-волны не удаляют образование, вначале они останавливают его рост, а со временем облученная опухоль уменьшается и может полностью исчезнуть, — говорит старший научный сотрудник Института нейрохирургии АМН Украины им. А. П. Ромоданова кандидат медицинских наук Константин Костюк. — Недавно к нам пришла наша пациентка, которой три года назад в Праге сделали радиохирургическую операцию. У девушки, как и у Ирины, была мальформация, образование находилось в глубинных мозговых структурах. Пациентку согласились принять на лечение чехи. Мы ее обследовали, от образования не осталось следа. Девушка здорова. В идеале мальформацию нужно выявить до того, как случится кровоизлияние, тогда его можно предотвратить. Симптомы, по которым можно заподозрить мальформацию: частые головные боли, шум в голове, эпилептические припадки. Нужно сделать компьютерную или магнитно-резонансную томографию, чтобы подтвердить предположение. Если есть мальформация, ее нужно удалить.
- Есть такие патологии, при которых эффективно лечение только с помощью гамма-волн; и каково врачу осознавать, что больному можно спасти жизнь, а он вынужден отпускать его домой умирать, — рассказывает заместитель директора Института нейрохирургии АМН Украины им. А. П. Ромоданова профессор Виталий Цымбалюк. — Этот аппарат позволяет разрушать не только опухоли и сосудистые образования, но и метастазы. Сейчас в Украине больным, у которых в мозге есть метастазы, вообще ничего не могут предложить. Если опухоль или мальформация находится вблизи жизненно важных центров, то удалять их нейрохирургическими инструментами рискованно. В Украине ежегодно выявляют мальформацию приблизительно у тысячи человек. Эта врожденная патология может не давать о себе знать годами. Но это мина замедленного действия — в любой момент в образовании может разорваться сосуд. Около 20 процентов людей погибают из-за этого, а половина выживших остаются инвалидами. В 35 процентах случаев удалить мальформацию можно только с помощью гамма-ножа.
ГРАЖДАНЕ УКРАИНЫ УЖЕ СОБРАЛИ 3 МИЛЛИОНА 423 ТЫСЯЧИ 857 ГРИВЕН
Этой суммы, поступившей за 11 месяцев на счет столичного Института нейрохирургии, недостаточно. Аппарат стоит 30 миллионов 365 тысяч гривен. Мы благодарны всем, кто присоединяется к акции, и называем тех, кто сделал крупные вклады.
Общество «Гид» 1000
ОАО «Трест Киевгорстрой-3» 1000
ЧП «Родан» 1000
ФАБ «Южный» в г. Измаил 1000
Узловая больница ст. Коломыя
Львовской железной дороги 1010
Щорский РОВД 1058
Варвинский РОВД 1222
Киевский ТВ МТЗ ЮЗЖД 1280
«Манифест» 1300
Борзнянский РОВД 1460
Житомирская дистанция сигнализации и связи 1450
ДГУ УМВД в Донецкой области 1484
Хутор-Михайловская дистанция путей 1571
Ичнянский РО УМВД 1618
Херсонская дирекция железнодорожных
перевозок 1789
Общество «Леон-Сервис плюс» 2000
Моисеенко Т. А. 2000
Иванов И. И. 2000
Линейная больница с. Клубовка 2120
Дистанция сигнализации и связи 2340
Станция Киев-Волынский ГТГО ЮЗЖД 2563
Локомотивное депо ст. Шепетовка 2780
Военная часть 2269 в г. Александрия 3000
Вагонное депо ст. Шепетовка 3170
Чехова О. В. 3600
Киевский национальный университет
внутренних дел 3397
Белгород-Днестровский РО УМВД 3433
УМВД г. Севастополя 4292
Локомотивное депо Гречаны 7630
Вагонный участок Киев-Пасс ГТГО ЮЗЖД 8382
Коростенская дирекция железнодорожных
перевозок 10192
P. S. Названия фирм и учреждений, перечисливших деньги, мы даем так, как было указано в платежных документах. Просьба ко всем, кто присоединяется к акции, указывать данные плательщика полностью.
Собрать необходимую сумму
на покупку гамма-ножа
для всей Украины
можем только мы с вами!
Расчетный счет 35226009000051 банк УДК
в г. Киеве МФО 820019 КПК 6561020/2
ЕГРПОУ: 02011930
Получатель:
Институт нейрохирургии
АМН Украины им. А. П. Ромоданова
Для покупки аппарата
гамма-нож
2949
Читайте нас у Facebook