С учетом времени, проведенного лазаренко под арестом в сша, павлу ивановичу грозит не более пяти лет тюрьмы
Когда в 1997 году Павел Лазаренко уходил с поста премьер-министра Украины, он наверняка планировал вернуться на властный Олимп. Но жизнь распорядилась иначе. Павел Лазаренко стал вторым крупным иностранным деятелем после экс-президента Панамы Мануэля Норьеги, представшим перед правосудием США. Американская Фемида обвинила бывшего панамского диктатора в отмывании денег и торговле наркотиками. В 1992 году Норьега получил 40 лет тюрьмы, но позже срок ему уменьшили до 30. Как известно, по злой иронии судьбы Павел Лазаренко тоже пользовался панамским паспортом
Панамский паспорт Лазаренко получил еще в 1994 году
На выборах Верховной Рады в 1998 году «Громада» преодолела 4-процентный барьер и сформировала оппозиционную фракцию в парламенте, которую возглавил ее лидер Павел Лазаренко. Выполняя депутатские обязанности, он часто бывал за рубежом, так как входил в состав делегации Украины в ПАСЕ. Но однажды Павел Иванович не вернулся из командировки в Страсбург (Франция), где расположена штаб-квартира ПАСЕ
3 декабря 1998 года информагентства Украины распространили сенсационную новость — в Базеле (Швейцария) при пересечении швейцарско-французской границы за нарушение правил въезда в страну задержан народный депутат Павел Лазаренко. Он предъявил таможенникам паспорт гражданина Панамы, в котором отсутствовала швейцарская виза. За это правонарушение по законам Швейцарии Павлу Лазаренко грозило выдворение из страны. Но этого не произошло. Спустя 48 часов после задержания парламентария правоохранительные власти Швейцарии объявили, что бывший премьер Украины будет допрошен в связи с подозрениями в отмывании денег. Поэтому из Базеля Павла Лазаренко перевели в тюрьму в Женеве. Там народный депутат пробыл недолго. Через 13 дней его освободили под залог в 3 миллиона долларов, которые внес неизвестный. Сам Павел Иванович этого сделать не мог — в то время народный депутат декларировал скромные доходы. В частности, согласно заполненной им в 1997 году декларации, семья экс-премьера тогда заработала и потратила не более 9 тысяч гривен
Впрочем, Павел Иванович таки предстал перед швейцарским судом. Но заочно. В конце июня 2000 года экс-премьер был признан судом Женевы виновным в отмывании денег и заочно приговорен к 18 месяцам тюремного заключения, а также штрафу в
6 миллионов долларов. Правительство Швейцарии также конфисковало 6,6 миллиона долларов, находившихся на двадцати швейцарских счетах Лазаренко, и вернуло их Украине. Залоговые три миллиона долларов были перечислены в бюджет страны. А сам Павел Иванович признал свою вину перед швейцарской Фемидой. На тот момент он находился под арестом в США.
Дело в том, что, вернувшись из Швейцарии в Украину, Павел Иванович столкнулся с еще одной неприятностью. Отечественная Генеральная прокуратура обратилась в Верховную Раду с представлением на дачу согласия о привлечении к уголовной ответственности экс-премьера, так как заподозрила его в мошенничестве с госсредствами. Сам подозреваемый на пресс-конференции в январе 1999 года пытался доказать, что все это — происки украинской власти, которой он объявил непримиримую оппозиционную войну. На вопрос о происхождении панамского паспорта, с которым его задержали в Базеле, не отвечал. Лишь позже выяснилось, что экс-премьер получил его еще в 1994 году
В Грецию Павел Иванович вылетел на самолете, принадлежавшем корпорации ЕЭСУ
Когда 17 февраля 1999 года Верховная Рада рассматривала представление Генпрокуратуры, Павла Ивановича в Украине уже не было. Накануне чартерным рейсом на самолете, принадлежавшем корпорации ЕЭСУ, он вылетел из Днепропетровска в Афины (Греция). Коллегам-депутатам оставил лишь заявление, в котором попросил в связи с ухудшившимся состоянием здоровья перенести слушание по поводу лишения его депутатской неприкосновенности на более поздний срок. Тогдашний спикер Александр Ткаченко даже зачитал справку из областной больницы в греческом городе Асклепиогулас, в которой утверждалось, что госпитализированному господину Лазаренко поставлен предварительный диагноз: психоэмоциональный стресс, гипертония, сонливость второй степени с выделением пота и нестабильность стенокардии. Однако 310 парламентариев все же проголосовали за привлечение Павла Лазаренко к уголовной ответственности. А через три дня узнали, что их коллега находится вовсе не в Греции.
20 февраля 1999 года при въезде в США в нью-йоркском международном аэропорту имени Кеннеди 46-летний Павел Лазаренко был задержан, как прибывший по просроченной визе в дипломатическом паспорте гражданина Украины. Властям он заявил, что прилетел для воссоединения со своей семьей, проживающей в штате Калифорния, и тут же попросил политическое убежище, утверждая, что его преследуют украинские власти. О заявлении стало известно не только в Службе иммиграции и натурализации США, но и в Федеральном бюро расследований. До выяснения всех обстоятельств экс-премьера поместили в местную камеру предварительного заключения. Но выйти из нее на свободу Павел Лазаренко уже не смог. По тогдашним сообщениям в прессе, при досмотре у экс-премьера обнаружили действующие паспорта девяти стран мира. Но ни в одном не оказалось визы для въезда в США. К тому же американцы без труда выяснили, что в декабре 1998 года Павел Лазаренко уже задерживался властями Щвейцарии по подозрению в отмывании денег. И заинтересовались экс-премьером серьезно. Вскоре им стало известно, что семья Лазаренко проживает в штате Калифорния вблизи Сан-Франциско в особняке, выкупленном у голливудской звезды Эдди Мерфи. Покупатель выложил за имение с пятью бассейнами и вертолетной площадкой 6,75 миллиона долларов наличными. После этого кроме ФБР личностью Павла Ивановича заинтересовалось налоговое ведомство США, которое заподозрило его в отмывании средств на территории Соединенных Штатов
Прокуратура штата Калифорния не спешила с предъявлением обвинения бывшему премьеру Украины.
Как сообщила 5 июня 2000 года влиятельная американская газета «Financial Times», «обвинительное заключение в адрес Павла Лазаренко может вызвать замешательство в высших украинских кругах, поскольку вице-премьер правительства (в 2000-2001 г. г. ) Юлия Тимошенко фигурирует в нем как одна из ключевых фигур в схемах Павла Лазаренко по отмыванию денег».
Прогнозы журналистов отчасти сбылись. Но замешательство не столько в высших кругах, сколько в украинском обществе вызвало другое. Экс-премьеру Украины американцы предъявили обвинения в отмывании денег, коррупции и мошенничестве на общую сумму 300 миллионов долларов. Сообщалось также, что Павел Лазаренко обвиняется по 53 статьям американских законов. Ему грозит заключение более чем на 20 лет. В случае обвинительного приговора он лишится своего имущества, в том числе и фешенебельного дома вблизи Сан-Франциско.
Суд над экс-премьером начался летом 2001 года. А в сентябре того же года Генеральная прокуратура Украины расширила список своих претензий к Лазаренко — помимо расхищения государственных средств в особо крупных размерах экс-премьера заподозрили еще и в причастности к организации заказных убийств, в частности Евгения Щербаня и Вадима Гетьмана. Павел Лазаренко через своих адвокатов в Украине добивается снятия данных подозрений.
Все это время Павел Иванович находился под арестом в калифорнийской тюрьме для нелегальных мигрантов. Обвинение несколько уменьшило сумму, которую ему предъявили, как незаконно полученную. Лазаренко инкриминировали отмывание 114 миллионов долларов через американские банки. Имея на руках такую предварительную информацию, в 2002 году парламент Украины досрочно прекратил депутатские полномочия экс-премьера. А международная организация «Transparency International» включила Павла Ивановича в десятку самых коррумпированных политиков мира.
Между тем в июне 2003 года экс-премьера выпустили из тюрьмы под залог. Как тогда сообщала агентству «Интерфакс-Украина» его украинский адвокат Марина Долгополая, Павел Иванович поселился неподалеку от Сан-Франциско в «жилом помещении, согласованном с судом». Там он находится под круглосуточным наблюдением сотрудников ФБР и полиции. Затраты на аренду дома и охрану покрывает сам подследственный, которому для облегчения работы охранников на руку надели электронный браслет и запретили удаляться более чем на 50 метров от места его квартирования. За свою «свободу в браслетах» Павел Лазаренко заплатил около 65 миллионов долларов. До этого в истории американского правосудия подобные суммы, внесенные в качестве залога за подследственных, не фигурировали.
Кстати, обвинение в процессе рассмотрения вопроса об освобождении экс-премьера под залог требовало 100 миллионов долларов — исходя из суммы, которую инкриминировали экс-премьеру в качестве незаконно отмытых. Сошлись на 65, которые Павел Иванович взял со своих счетов в банках Антигуа. Поскольку суд на тот момент не признал его виновным, счета в банках, расположенных за пределами США, были доступны украинскому политику.
«Я работаю с каждым по принципу «50 на 50»
Процесс «США против Лазаренко» длился более пяти лет. В апреле 2004 года в суде выступил главный свидетель обвинения — выходец из Днепропетровска, в прошлом работник советской торговли и экс-советник Лазаренко Петр Кириченко. Он сообщил суду, что, начиная с 1993 года, Павел Лазаренко заключил договоренности о 50 процентах прибыли компании и 50 процентах прав собственности на нее с бессчетным количеством торговцев, которые хотели иметь дела в богатой Днепропетровской области. «Я работаю с каждым по принципу «50 на 50», — так, по словам Петра Кириченко, сказал ему бывший премьер-министр Украины во время встречи в одном варшавском отеле в 1993 году. Как утверждали тогда журналисты радио «Свобода», Павел Лазаренко получил более 35 миллионов долларов от Кириченко и его компании «Агроснабсбыт», от Юлии Тимошенко и ее компании «Куб», фирмы Алексея Дитятковского «Днепронефть», а также от Александра Коха и фирмы «Накоста»
Подробностям лазаренковских договоренностей с Кириченко и Тимошенко было посвящено свыше трех часов свидетельств, преимущественно о разнообразных счетах и операциях, с помощью которых бывший премьер пропускал полученные деньги. Среди них были и четыре перевода через счета Кириченко в американских банках. Как утверждает обвинение, это самые первые преступления Лазаренко с точки зрения американского законодательства — отмывание денег.
Петр Кириченко также рассказал о своих приятельских отношениях с бывшим премьер-министром, частых с ним встречах и совместном отдыхе. Как-то партнеры вместе побывали в Панаме, где по 100 тысяч долларов заплатили за панамские паспорта, чтобы им как гражданам Украины не приходилось оформлять визы.
Однако адвокаты Павла Лазаренко заявили, что свидетельские показания Кириченко дает предвзято, поскольку сам он находится в США под следствием, и его выступление в суде — это часть официальной договоренности с американскими судьями, сулящая облегчить его собственную участь.
Через год, летом 2005-го, суд присяжных признал экс-премьера виновным по всем предъявленным обвинениям. Но адвокатам Павла Лазаренко удалось убедить судью в необходимости отменить несколько пунктов обвинительного заключения из остававшихся на тот момент 14 (вначале подозреваемый обвинялся по 53 пунктам. — Ред. ). В итоге судья оставил в силе обвинения в отмывании денег и вымогательстве — самые «тяжелые» из оставшихся в силе. Защитникам также было предоставлено время для того, чтобы подготовиться опротестовать это решение. Тем не менее сам обвиняемый счел достигнутое победой и пообещал вернуться не только в Украину, но и в политику.
Во время предвыборной парламентской кампании 2006 года в Украине Павел Иванович даже предпринял попытку зарегистрироваться кандидатом в народные депутаты. Но Центральная избирательная комиссия отказала ему в этом. Как объяснил председатель ЦИК Ярослав Давыдович, «комиссия располагает информацией Генпрокуратуры, МВД и Государственной пограничной службы, согласно которой Лазаренко на протяжении последних пяти лет не проживал на территории Украины. А это противоречит нашему избирательному законодательству».
Между тем Павел Иванович таки стал депутатом. Но не народным. По спискам партии «Громада», которую Лазаренко возглавляет с 1997 года, он прошел в Днепропетровский областной совет. Однако к выполнению своих обязанностей Павел Иванович приступит еще не скоро.
25 августа 2006 года окружной суд в Сан-Франциско (штат Калифорния, США) вынес решение — приговорить Павла Ивановича Лазаренко к 9 годам лишения свободы и штрафу размером в 10 миллионов долларов. «Этот строгий приговор уместен», — сказал окружной судья Мартин Дженкинс. Как сообщает агентство Rueters, Павел Лазаренко пришел на заседание в строгом темном костюме, делал пометки в блокноте, слушая русский перевод слов судьи в наушниках. Он заметно нервничал перед слушанием. Но после оглашения приговора своих эмоций не демонстрировал. «Я буду подавать апелляцию. В течение последних полутора лет мы полностью подготовились к апелляции, разобравшись во всех стенограммах и деталях», — сказал после приговора Павел Лазаренко. А его адвокат добавил: «Мы надеемся, что апелляция будет результативной. Если же апелляционный суд не отменит приговор, то с учетом трех с половиной лет, проведенных Лазаренко под арестом (с 1999 по 2003-й), Павлу Ивановичу грозит не более пяти лет тюрьмы».
Впрочем, Павлу Ивановичу, если можно так сказать, повезло. Ведь американские прокуроры требовали для экс-премьера 18 лет заключения и конфискации 66 миллионов долларов, поскольку они считают, что подсудимый использовал свое служебное положение для вымогания денег и создания подпольной международной сети банковских счетов с целью отмывания незаконных доходов Скорее всего, такого же мнения придерживается и Генпрокуратура Украины, которая по-прежнему подозревает Лазаренко в расхищении государственных средств в особо крупных размерах.
444
Читайте нас у Facebook