Церковь прикарпатского городка богородчаны сгорела от удара молнии через три дня после того, как из нее вывезли иконостас
Еще в XIX веке, когда Западная Украина входила в состав Австро-Венгерской империи, иконостас из Троицкой церкви городка Богородчаны (Ивано-Франковская область) был занесен в реестр памятников истории и искусства государственного значения. Уже тогда этот шедевр, созданный в 1705 году, нуждался в реставрации. Ее проводили, однако, не в полном объеме и не всегда умело. Комплексное восстановление памятника начали в 1998 году сотрудники Львовского филиала Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины. Им предстоял воистину титанический труд: снять наслоения лака и краски (их наносили в минувшие столетия мастера-самоучки, чтобы «обновить» изображения) с огромной поверхности (примерно 12 на 13 метров), ведь иконостас — это целая стена живописи и резных деталей. И вот теперь сложнейшая задача выполнена, причем с использованием новой технологии, разработанной в Украине. Вместо того чтобы снимать слои лака и краски с помощью химических соединений, ученые поручили эту работу биологически активным веществам. И те с ней отлично справились.
- Еще в 1972 году, когда я начал работать в музее реставратором, мы с коллегами обсуждали, не заняться ли восстановлением Богородчанского иконостаса, но нас остановили неимоверная сложность и трудоемкость этой работы, — говорит директор Львовского филиала Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины заслуженный деятель искусств Украины Мирослав Откович. — Впрочем, тогда мы сняли с одной иконы часть поздних наслоений и были потрясены тем, что яркие и сочные цвета сохранились в первоначальном изображении. Этот иконостас создал в конце XVII — начале XVIII века один из лучших в те времена в Украине иконописцев иеромонах Иов Кондзелевич. Вот какая история вышла: в 1676 году, во время очередной польско-турецкой войны, турки и татары разгромили и подожгли Скит Манявский — знаменитый монастырь, а монахов и крестьян, пытавшихся спастись в стенах обители, перебили. Спустя почти два десятилетия началось восстановление монастыря, а создание иконостаса для главной церкви поручили Иову Кондзелевичу и его многочисленным ученикам. Кстати, мы приступили к реставрации этого иконостаса ровно через 300 лет после того, как работу над ним начал этот мастер. Так вот, иконостас создали невиданной красоты. На это у артели Кондзелевича ушло семь лет.
В те времена Галичина была частью Австрии, а в 1772 году вошла в состав Австро-Венгрии, что стало роковым для монастыря. Император Иосиф II начал закрывать религиозные центры, культивировавшие аскетизм и созерцательное отношение к действительности. Всего закрыли 738(!) монастырей разных конфессий во всей империи. К счастью, иконостас, созданный Иовом Кондзелевичем, уцелел. Его продали в городок Богородчаны и установили в Троицкой церкви. Там шедевр простоял до 1916 года, пока не начался знаменитый Брусиловский прорыв русской армии. Австро-венгерские части поспешно отступали, но старались вывезти в свой тыл все самое ценное. Не забыли и о Богородчанском иконостасе, славившемся на всю империю. Специальная команда солдат и местные добровольцы разобрали его за одну ночь, погрузили на четыре грузовика и увезли. А через три дня случилась полумистическая история: в церковь ударила молния, старинный храм сгорел дотла! Впрочем, не исключено, что провидение хранило именно иконостас, ведь его вывезли накануне пожара. Шедевр доставили в Краков, затем — в Вену, а позже — в Варшаву. Но в 1924 году благодаря усилиям митрополита Андрея Шептицкого его удалось перевезти во Львов.
Вплоть до начала 1960-х годов существовала угроза уничтожения иконостаса. В Национальном музее Львова до сих пор вспоминают фразу, брошенную одним советским функционером: «Да сжечь этот церковный хлам!» Понятно, что иконостас убрали из экспозиции в запасники. Отдельные его фрагменты начали выставлять только в 60-е годы, когда власти в СССР стали лояльнее к старинным церковным памятникам.
- В советские времена иконостас хранился в неподходящих условиях, при повышенной влажности, подвергался перепаду температур. После провозглашения независимости Украины шедевр решили перевезти в здание музея, однако на это ушло десять лет! — сокрушается Мирослав Откович. — Реставрация памятника стала сенсацией, ведь прежде в Украине никто и никогда не выполнял столь большой и сложной работы. Начали со специальных исследований: делали рентгенографию и снимки в ультрафиолетовых лучах, провели биологические и биохимические анализы. Специально для этой реставрации разработали несколько новых технологий, открывших поразительные возможности. Например, при температуре от 35 до 41 градуса ферменты, которые вырабатывает поджелудочная железа млекопитающих, разлагают лак, нанесенный во второй половине XVIII века, и не действуют на оригинальную живопись.
Теперь остается собрать воедино фрагменты иконостаса, который с 1916 года находится в разобранном виде. Он будет выставлен в специально отведенном для него зале Национального музея Львова.
379Читайте нас у Facebook