ПОИСК
Події

«в день рождения владимир путин получил в подарок мою работу — золотой парусник «меркурий». Такой крошечный, что без микроскопа не рассмотреть… »

0:00 11 листопада 2006
Для народного художника Украины Николая Сядристого, автора самых маленьких в мире ювелирных изделий, нет ничего проще, чем… подковать блоху

Выставка микроминиатюр, созданных Николаем Сядристым, открылась в Киеве, в здании Центра семейного досуга «Дивосвіт» возле станции метро «Оболонь». В зале вдоль стен стоят стеклянные колпаки с микроскопами, ведь невооруженным глазом представленные здесь шедевры не разглядишь. Исключением является разве что золотой комарик, выполненный в натуральную величину. Его длина шесть с половиной миллиметров. По сравнению с другими экспонатами это гигант. Но и его без оптики с 65-кратным(!) увеличением как следует не рассмотришь. На носу насекомого, словно на скамеечке, сидит крошечная девочка с зонтиком в руке!

«Предметы из сервиза, поместившегося на крупинке сахара, меньше дырочек в ткани»

Под следующим колпаком — булавка. Смотрю в микроскоп: на ее головке стоит шахматная доска с фигурами, расположенными так, будто партия в самом разгаре.

- Это самые маленькие в мире шахматы, — объясняет автор уникальных микроминиатюр народный художник Украины Николай Сядристый. Кстати, он придумал и само слово «микроминиатюра», которое теперь вошло и в словари, и в обиходную речь.  — На доске я запечатлел эпизод одиннадцатой, решающей, партии в борьбе за звание чемпиона мира между знаменитыми гроссмейстерами Алехиным и Капабланкой. А вот одна из очень сложных работ: арабский золотой сервиз (кувшин, две чаши, ваза) и яблоко. Все это размещено на крупинке сахара! Если любую из этих чашек положить, например, на мой галстук, она провалится в микрозазор между нитями, из которых соткана ткань. Для изготовления столь мелких вещей стальной инструмент не подходит — только из алмаза, сапфира или рубина. Кстати, по сравнению с этим сервизом подкованная блоха — сущий пустяк. Давным-давно, когда я только начинал заниматься микроминиатюрами, подковал блох. И золотую, сделанную в натуральную величину, и настоящую.

11s05 shugar.jpg (14980 bytes)Обратите внимание: как и большинство художников, я часто ставлю на микроминиатюрах свой автограф. На крупинке сахара он тоже есть. Буковки такие маленькие, что на поперечном срезе спички поместится аж 70 таких! Но и это не предел. На срезе человеческого волоса я выполнил самую мелкую надпись в мире: «Siadristy Nikolai». Буквы сделаны из платины. Самая маленькая в мире книга — тоже моя работа. Это «Кобзарь» Тараса Шевченко. Площадь его обложки — 0,6 квадратного миллиметра. На маковом зерне можно было бы разместить две такие книжки. В микроскопическом «Кобзаре» 12 страниц, сшитых… паутиной. Обложка сделана из лепестка бессмертника, а листы — из стеклокерамики. На них выгравированы тексты стихов и портрет Шевченко.

РЕКЛАМА

Микроскопические акварельные рисунки мастер делает на 11s05 komar.jpg (12463 bytes)высококлассной бумаге «Астролюкс», прочной, словно кость. Свой автопортрет Николай Сядристый выгравировал на еле заметной глазу капельке стекла. Тетиву лука и стрелу в руках древнеегипетского воина сделал в 400(!) раз тоньше человеческого волоса. Трех верблюдов, пирамиду и пальму поместил в… ушко тончайшей швейной иголки, а самые маленькие действующие электрические часы — в голову миниатюрной золотой стрекозы.

В свои 69 Николай Сядристый выглядит лет на 60, держится уверенно, бодр, энергичен, остроумен, артистичен. Читает по памяти стихи Шевченко, Франко, Ахматовой и многих других поэтов. Кстати, к своим работам сочиняет великолепные стихотворные эпиграфы.

РЕКЛАМА

- Это правда, что во время работы каждое движение вы делаете между ударами сердца? — обращаюсь к мастеру.

- Да. Нужна неимоверная точность движений, а пульс мешает этому. Вот и приходится ловить моменты между ударами сердца. Но самые тонкие штрихи выполняю, не прилагая усилий — использую силу пульса. Приходится задерживать дыхание, чтобы не сдуть или не вдохнуть микроскопическую деталь. И вот еще что важно: нельзя концентрировать внимание на своих движениях, иначе возникнет психическое напряжение, делающее манипуляции неравномерными. Как с этим справиться? Работать спокойно, без страха испортить изделие.

РЕКЛАМА

«Никита Хрущев сказал мне: «Боже, да ты изобразил меня лучше, чем я есть!»

- Почему вы решили выставить портрет лидера СССР Никиты Хрущева? Рисунок обычных размеров, что в нем примечательного?

- Его надо разглядывать через увеличительное стекло, — отвечает художник.  — На листе ватмана размером 48 на 36 сантиметров я написал речь Хрущева, которую он произнес во время визита в США. Высота букв — один миллиметр. Я слегка изменял в разных местах толщину линий и ширину букв, за счет чего получился портрет Никиты Сергеевича. То есть это одновременно и стенограмма речи, и картина. Эту работу я выполнил в 1960 году, будучи студентом Харьковского сельхозинститута. О ней узнали в обкоме партии, меня вызвали туда, предложили передать портрет Хрущеву. Я сказал, что желаю вручить лично. Хотелось увидеть Никиту Сергеевича, ведь тогда началась «оттепель» и лидер СССР был всенародным кумиром. Вскоре он посетил Харьков, возвращаясь из Крыма в Москву. Меня пригласили на встречу с ним. Предупредили, что в моем распоряжении ровно 15 минут, проинструктировали, что говорить, даже вручили текст.

Я очень переживал, зашел в туалет умыться и выбросил ту бумажку, ведь и без чиновников тщательно продумал, что скажу Никите Сергеевичу. Меня ввели в зал, а там за длинным столом сидело харьковское начальство. Хрущев за что-то ругал чиновников, энергично ударяя кулаком по столу. Взглянул на меня, протянул руку, представился: «Хрущев». Я ему: «Мыкола». Он внимательно рассмотрел мою работу, улыбнулся: «Боже, да ты изобразил меня лучше, чем я есть! А речь-то какая длинная, неужели я столько наболтал?» А я ему: «Никита Сергеевич, вы сделали великое дело, миллионы осужденных выпустили из лагерей. Это никогда не будет забыто». Хрущев расчувствовался, начал рассказывать о скульпторе Галине Кальченко (автор установленных в Киеве памятников Ивану Котляревскому и Лесе Украинке.  — Авт. ). Затем говорил о себе и о власти. Запомнилась его фраза: «Радикальные политические перемены в обществе могут делать либо гении, либо сумасшедшие». Меня так и подмывало спросить, к какой группе он относит себя, но не рискнул. Прошло довольно много времени. Думаю: «15 минут истекло, пора уходить». Стал двигаться к выходу. Но не тут-то было! Охранник наступил мне на ногу и на ухо прошептал: «Стой!» Хрущев проговорил со мной больше часа. На прощание сказал: «С вашим трудолюбием и культурой труда вы объездите весь мир, но меня к тому времени уже не будет». Я опять хотел задать крамольный вопрос: не будет в живых или на посту генерального секретаря? Но сдержался.

На этой выставке висит фотокопия портрета, подаренного Никите Сергеевичу. Оригинал сгорел. Это случилось, когда Хрущева освободили от всех постов и он начал писать мемуары. Пытался работать тайно, записи прятал. Думаю, КГБ решил не унижать его негласными обысками, поэтому дом подожгли. Впрочем, Хрущев оказался хитрее и все равно переправил мемуары на Запад. Об этом мне впоследствии рассказала его дочь Рада.

«За 19 работ государство заплатило 10 тысяч советских рублей»

- Беседа с Никитой Сергеевичем очень помогла мне в жизни, скажем, я без проблем поступил в художественное училище, — продолжает Николай Сядристый.  — В 1967 году благодаря лидеру Советской Украины Петру Шелесту впервые поехал за границу, причем сразу в капиталистическую страну — Канаду. Там мои микроминиатюры имели невероятный успех. Их увидел Рудольф Кликс, главный художник Торгово-промышленной палаты СССР. Затем он постоянно приглашал меня участвовать в выставках за границей. Интересные были времена! Перед поездками нас собирали в Москве, читали лекции о стране, в которую мы отправлялись, вплоть до подробностей частной жизни ее лидеров.

Со многими из них мне доводилось встречаться. Оказалось, что среди высшего руководства, как в СССР, так и за рубежом, немало скучных людей. Скажем, во время беседы с министром иностранных дел Советского Союза Андреем Громыко я чуть было не уснул. Зато блестящим умом, ассоциативным мышлением обладают бывший лидер Польши Войцех Ярузельский, глава ООН Перес де Куэльяр, экс-президенты Австрии Томас Клестиль и Германии Иоханнес Рау, бывший президент Ирана Мохаммед Хатани. Кстати, мысль Хрущева о том, что радикальные перемены творят либо гении, либо сумасшедшие, мне довелось услышать из уст Михаила Горбачева и Бориса Ельцина.

- Заказывали ли вам миниатюры на подарок высокопоставленным лицам, руководителям иностранных государств?

- Очень часто, но я дипломатически уклонялся: душа к этому не лежала. Однажды, впрочем, уговорили сделать портрет Брежнева. Я тогда немного пошутил: тыльную часть головы сделал, как у Сталина. Этот портрет демонстрировали в закрытом показе.

Мои работы есть у нескольких монархов и двух президентов — Путина и Назарбаева. Один мой влиятельный знакомый подарил в день рождения президенту России микроскопический парусник «Меркурий», который я изготовил из золота, а Назарбаеву — его портрет, сделанный по фотографии.

Кстати, на выставке демонстрируется другой парусник, «Санта-Мария». Его длина меньше четырех миллиметров, а состоит он из 256 деталей!

- В институте вы осваивали далекую от искусства профессию агронома. Как получилось, что еще в студенческие годы занялись творчеством?

- Вдохновил пример мастеров миниатюры, — говорит Николай Сядристый.  — Помню, первую работу я выполнил на человеческом волосе. Это была надпись: «С Новым годом, товарищи студенты!» Кстати, после института я еще семь лет работал главным агрономом по семеноводству в областном управлении сельского хозяйства в Закарпатье. Но и в те годы создавал микроминиатюры. Написал две книги — «Легко ли подковать блоху?» и «Тайны микротехники». Последняя в 1970 году на Всесоюзном конкурсе научно-популярной литературы была удостоена первой премии.

- Сколько стоят ваши миниатюры?

- Тридцать лет назад в Киево-Печерской лавре открылась выставка моих микроминиатюр, она работает там и сейчас. Ее посетили сотни тысяч людей. За выставленные 19 произведений государство когда-то заплатило около 10 тысяч советских рублей (цена двух автомобилей «Жигули».  — Авт. ). А других работ я не продавал: не хочу «распылять» коллекцию.

754

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів