Одно пассажирское кресло в самолете с салоном, сделанным по индивидуальному заказу, стоит до 100 тысяч долларов
«Для оформления интерьеров у нас есть ткани 15 тысяч оттенков»
- Самолеты с VIP-салонами — не роскошь, а необходимость, — рассказывает начальник отдела эскизных и технических проектов Авиационного научно-технического комплекса имени Олега Антонова Сергей Федоров. — Судите сами: предприятие находится, скажем, в Новосибирске. Вечером его руководители садятся в самолет, а наутро им предстоят важные переговоры в Москве. Представьте, если бы люди ночевали в обычном авиалайнере, прилетели бы невыспавшиеся, усталые, небритые, в помятых костюмах и несвежих рубашках Как в таком состоянии и виде являться на деловую встречу? А после ночи, проведенной в VIP-салоне, человек будет свежим и бодрым. На борту лайнера ему обеспечен такой же уровень комфорта, как дома или в первоклассной гостинице. В VIP-салоне можно, например, снять деловой костюм, повесить его в гардероб и переодеться — хоть в домашний халат. Есть возможность принять душ, посидеть в гидромассажной ванне, заказать ужин по вкусу (для этого предусмотрен большой набор кухонного оборудования), в уютной обстановке поработать за столом с документами или же просто собраться с мыслями, послушав приятную музыку. Пассажир ложится спать в кровать или на диван с постельным бельем. Впрочем, кровати есть далеко не в каждом VIP-салоне, во многих из них просто установлены раскладные кресла. Нажатием педали или рычага они превращаются в удобные спальные места. Кстати, кресла в VIP-салонах — это зачастую шедевры инженерной и дизайнерской мысли. Каждое может стоить, как дорогой автомобиль, — до 100 тысяч долларов.
- Получается, что с ними не идут в сравнение даже кресла для пассажиров бизнес-класса?
- Безусловно. К тому же уровень комфорта в салонах бизнес- и эконом-классов зачастую не очень отличается. Бывает, что в бизнес-классе точно такие кресла, как в эконом, так же установлены по три в ряду. Разница лишь в уровне сервиса и в том, что среднее место в бизнес-классе оставляют пустым. Гардероба там либо нет, либо он очень маленький. Однажды, когда мне по долгу службы пришлось лететь в самолете итальянской авиакомпании, я стал свидетелем интересной сцены: пассажир бизнес-класса оставил контрабас в ручной клади и, поднявшись на борт, попросил стюардессу где-нибудь пристроить инструмент. Но в салоне место для такого большого предмета не предусмотрено, поэтому стюардессе пришлось положить контрабас в свое кресло и дремать с ним в обнимку.
Начальник отдела интерьеров антоновского КБ Сергей Филь пришел на интервью с несколькими десятками образцов ковровых покрытий, а также альбомами с кусочками кожи всевозможных цветов. Там была даже специальная пористая кожа для кресел с вентиляцией. А в двухтомном каталоге собрано примерно 15 тысяч(!) оттенков, в которые можно покрасить обивочные ткани.
- Впрочем, основной цвет, как правило, бежевый: выполненные в нем интерьеры кажутся более объемными, — говорит Сергей Филь. — VIP-салон просторнее еще и за счет того, что в нем нет багажных полок. А вот так мы делаем столы (Сергей Андреевич демонстрирует образец. — Авт. ): сверху — тончайший шпон красного дерева или карельской березы, а внутри — почти невесомый материал, напоминающий пчелиные соты. Стол получается очень легкий, будто сделан из пенопласта.
«На борту пассажирского лайнера такое давление, как на высоте 2400 метров»
- Мы можем оснастить VIP-салон практически всем, чего пожелает заказчик, — продолжает Сергей Филь. — Вопрос в том, во сколько это обойдется. На салон самолета Ил-96-300, на котором летает президент России Владимир Путин, пошло 40 миллионов долларов. Наши заказчики (среди них частных лиц пока не было, только компании, например «Газпром») выбирают, конечно же, не такие дорогие варианты, но за них все равно нужно выложить не один миллион долларов. Работу с клиентами начинаем так: рассказываем, какой уровень комфорта сколько стоит, и заказчики выбирают то, что для них приемлемо. После этого за дело берутся дизайнеры. Затем эскизы дорабатываем в соответствии с пожеланиями клиента. Все элементы интерьеров делают на украинских предприятиях, а вот большинство материалов пока приходится покупать за рубежом. Когда интерьер, наконец, собран и установлен, начинаются государственные летные испытания: проверяем, как самолет поведет себя с нестандартным оборудованием. Например, обеспечивающим перепад давления, что позволяет не допускать неприятных ощущений в ушах (они возникают при взлете и посадке. — Авт. ).
- На борту обычных пассажирских авиалайнеров поддерживается такое давление, как на высоте 2400 метров, — объясняет Сергей Федоров. — Этот уровень признан оптимальным. Он остается неизменным вплоть до того, как самолет приземлится и салон разгерметизируют. В лайнерах с VIP-салонами давление регулируется в зависимости от высоты, а базовое давление может быть таким, как на высоте 1800 метров над уровнем моря.
Недавно антоновское КБ участвовало и в создании VIP-салона для правительственного авиаотряда «Украина». Эту работу выполняли на самолете Ан-74ТК300 совместно с харьковскими авиазаводом и дизайнерской фирмой «Интер-АМИ».
- Видели ли вы в телерепортажах, как бывший президент Украины Леонид Кучма или нынешний — Виктор Ющенко — выходят из вашего самолета?
- Нет. Дело в том, что в течение первых двух лет эксплуатации новых самолетов руководители государств на них не летают, — отвечает Сергей Федоров. — Считается, что за этот срок самолет проходит обкатку, проявляются возможные конструктивные недостатки. «Карантин» для нашего Ан-74ТК300 истекает в конце нынешнего года, так что, возможно, в 2006-м увидим Виктора Ющенко, выходящего из самолета, созданного в Украине.
В отделке его салона преобладают светлые тона. Облицовочные панели и столы сделаны из легкого композитного материала, покрытого шпоном красного дерева, и украшены инкрустациями. Металлические детали — ручки, ободья светильников — желтые, словно позолоченные. Это придает интерьеру торжественность. Вещей в салоне довольно много, но дизайнерам удалось сохранить впечатление, что помещение объемное. Тесное пространство угнетающе действует на человека, а в нашем салоне все работает на создание хорошего настроения.
- В комнате для первого лица есть два широких удобных кресла, обтянутых светлой кожей, складывающийся стол, бар, аудио- и видеоаппаратура, — продолжает Сергей Федоров. — В другом помещении — рабочий кабинет. Для главы государства оборудован отдельный блок обслуживания, в него входят кухня и санузел. Помещение для сопровождающих лиц тоже комфортабельное, с широкими креслами, расположенными на расстоянии 32 дюйма (80 сантиметров) друг от друга — это международный стандарт. А дверь сделана с раскладывающимся трапом, который пригодится, если лайнер сядет на плохо оснащенный аэродром.
Кстати, мы разрабатываем VIP-салоны и для новейшего пассажирского реактивного самолета Ан-148. Его государственные сертификационные испытания должны завершиться в начале будущего года. По своим летным и экономическим характеристикам он не уступает лучшим турбовинтовым авиалайнерам. Не удивительно, что уже поступило 60 заказов на Ан-148 с обычным салоном и 5 на тот, который с элитным.
- Есть ли в самолетах для высокопоставленных лиц парашюты?
- Вряд ли. Безопасность обеспечивается за счет высочайшего уровня обслуживания техники и, конечно же, тщательного подбора людей. При этом учитывают как уровень профессиональной подготовки, так и личные качества: умение адекватно действовать в стрессовых ситуациях, сообразительность, находчивость, развитое чувство ответственности Первоклассные летчики могут управлять самолетом даже при отключении на борту света — вслепую. Стюардессы имеют навыки действий при всевозможных осложнениях, например, могут быстро справиться с возгоранием.
- На каком самолете летал лидер советской Украины Владимир Щербицкий?
- На Ту-134. В те времена самолеты высокопоставленных лиц называли литерными. Для полетов в пределах Советского Союза использовали, как правило, Ту-134, а для визитов за рубеж — Ил-62. Мне доводилось бывать на борту самолета Щербицкого. Кроватей там не было — только рабочий кабинет.
В музее авиации американского города Дейтона я видел самолеты четырех президентов США: Рузвельта, Эйзенхауэра, Кеннеди и Никсона. Рузвельт летал на четырехмоторном С-6. Салон в нем довольно скромный, но оборудован специальной комнатой для курения. Как известно, Рузвельт перемещался в инвалидном кресле, поэтому его самолет оснащен лифтом. Небольшая комнатка отдыха для президента находится в хвостовой части машины. Поразил кухонный блок — это, по сути, каморка с электроплиткой. В салонах самолетов других президентов США намного комфортнее.
782Читайте нас у Facebook