«чикатило никто не давал права лишать людей жизни. А мне был голос свыше», — сказал на одном из допросов «донецкий потрошитель» юрий исайченко
В минувший четверг украинским правоохранителям удалось задержать особо опасного преступника, сбежавшего из психиатрической больницы полгода назад. На счету «донецкого потрошителя» Юрия Исайченко по меньшей мере четыре человеческие жизни. Убийца не скрывал, что симпатизирует маньяку Чикатило. Слава Богу, задержать его удалось достаточно быстро.
Чтобы выйти на убийцу, который был членом одной из религиозных сект, оперативнику пришлось представиться его жене единоверцем
22 марта 1998 года дети, игравшие на пустыре в одном из микрорайонов Донецка, обнаружили части человеческого тела. Следствие установило, что расчлененный труп принадлежит молодой женщине, работавшей тренером по плаванию.
Месяцем раньше в этом же районе с особой жестокостью была убита еще одна женщина. Неизвестный напал на нее на лестничной площадке и попытался задушить. Но кто-то спугнул убийцу, и он убежал, оставив несчастную умирать на ступеньках. Версия о том, что оба убийства совершил человек, у которого не все в порядке с психикой, вскоре подтвердилась.
- Судите сами, — говорит заместитель начальника уголовного розыска Киевского районного управления милиции в Донецке Сергей Мишук, семь лет назад принимавший участие в поисках «донецкого потрошителя», — у 22-летней женщины, тренера по плаванию, были отрезаны груди, а на теле живого места не оставалось. Вторая жертва была жестоко избита и скончалась от ран. Вот у нас и появилась мысль о том, что убийцей может быть человек с нарушенной психикой. После долгих поисков я вышел на некоего Юрия Исайченко и заподозрил, что он и есть тот самый убийца. Окна его квартиры выходили на пустырь, где дети нашли вторую жертву, а подъезд, в котором была избита женщина, находился в соседнем доме. К тому же сразу после убийства второй жертвы Юрий исчез.
Сергей Мишук выяснил, что Исайченко поставили на учет в психиатрическую лечебницу после какого-то инцидента на заводе, где он раньше работал. Вроде это был несчастный случай. А потом Юрий вступил в одну из религиозных сект. Жена Юрия говорила следователю, что не знает, где может находиться ее муж. Мол, уехал куда-то по своим делам и не вернулся. Сергей Викторович чувствовал, что женщина что-то скрывает, и стал штудировать религиозную литературу, понимая, что к членам секты, в которой состояли
Исайченко и его жена, нужен особый подход.
- Во время своего следующего визита к жене Юрия я представился кесарем, — вспоминает Сергей Мишук. — По иерархии этой секты, кесарь — это человек, которому нужно каяться в своих грехах. Того, что я нахватался, ознакомившись за короткое время с массой специальной литературы, вполне хватило, чтобы убедить жену Исайченко в том, что я их единоверец.
«В какой-то момент я понял, что избран Богом», — признался убийца
- В причастности Исайченко к совершенным убийствам я окончательно убедился после очередной беседы в качестве кесаря с его женой, — продолжает Сергей Викторович. — Вторая жертва «потрошителя» была изрезана острым, как бритва, ножом, и убийца не мог прийти домой, не испачкавшись кровью. «Почему же вы мне не рассказываете о том, что ваш муж, вернувшись с работы 21 марта, даже не поздоровался с вами, а сразу побежал в ванную комнату?» — строго спросил я у супруги Исайченко. А она в ответ: «Юра сказал, что порезался». Я понял, что нахожусь на верном пути, и предложил женщине передать мужу, что он должен покаяться кесарю, то есть мне.
Сергей Викторович в тот день задержался в райуправлении милиции дольше обычного, когда в его кабинете раздался звонок. «Это Юрий Исайченко, — представился звонивший. — Я знаю, что вы меня искали, и пришел рассказать вам, что совершил».
Беседа оперативника с «потрошителем» длилась четыре часа — с восьми вечера до полуночи.
Исайченко готов был написать признательные показания уже в начале разговора с Сергеем Мишуком, но тот предложил ему: «Погоди, давай просто поговорим, без протокола». Оперативник опасался, что, быстро признавшись в убийствах, Юрий впоследствии может так же быстро от этих показаний отказаться. Ему было важно установить с подозреваемым психологический контакт, и они долгое время беседовали о Боге. А потом Исайченко начал рассказывать о мотивах совершенных им преступлений.
«В какой-то момент я понял, что избран Богом, — признался «донецкий потрошитель» оперативнику. — Однажды, возвращаясь с работы поздно вечером, я увидел перед собой силуэт женщины, вокруг которой появился ореол. И тут же голос с неба мне сказал: «Ты должен убить ее, она нам мешает!» Я почувствовал себя исполнителем воли Божьей. Догнал женщину, когда она вошла в подъезд, и стал ее душить. В юности я занимался дзюдо и поэтому легко сделал захват сзади левой рукой, а второй наносил ей удары. Второй раз все было примерно так же. Возвращался с работы, увидел женщину с ореолом Только на этот раз задуманное удалось довести до конца. Мне никто не помешал. Моя жертва кричала, и, хотя окна многих домов выходили на пустырь (было одиннадцать вечера), никто не пришел ей на помощь. Я отрезал у мертвой женщины обе груди и зачем-то положил их в карманы. Некоторое время находился в прострации и не мог понять, что произошло, потом пошел к речке и выбросил туда отрезанные части тела».
- Вам тогда не показалось, что Исайченко сумасшедший?
- Вначале у меня создалось впечатление, что он просто прикидывается сумасшедшим, — говорит Сергей Викторович. — Обращала на себя внимание непоследовательность в его действиях. Он говорил, что выполнял волю «голоса с неба». Но ведь голос не говорил ему насиловать этих женщин. В первом случае была попытка изнасилования, а во втором Исайченко полностью довел дело до конца. На это указывало заключение экспертизы.
За хорошее поведение Исайченко перевели в психиатрическую больницу с менее строгим режимом
- В разговоре с Исайченко мы затронули тему серийных убийц, — продолжает Сергей Мишук. — Мне показалось, что мой собеседник с некоторой симпатией относится к Чикатило. Я возразил ему: «Как ты можешь оправдывать бессмысленные убийства?» Исайченко задумался, а потом сказал: «Наверное, он все-таки плохо делал. Ему никто не давал права убивать, а мне был голос свыше »
Во время следственного эксперимента Исайченко попросили показать, как он нападал на женщин. Прокуратура была против, чтобы объектом нападения «потрошителя» был манекен, поэтому эксперимент проводился с участием статиста. Правда, роль женщины сыграл высокий, довольно крепкий мужчина. Исайченко сначала говорил, что у него не получится напасть на мужчину так, как он делал это с женщинами, но потом все же согласился показать все на статисте. Левая рука подследственного была свободна, а правая прикована наручником к сотруднику милиции. За пару метров до статиста Исайченко неожиданно ускорил движение и, подпрыгнув, произвел захват. Мужчина, исполнявший роль жертвы, начал задыхаться и падать, а Юрий правой рукой в наручнике уже собирался ударить статиста в висок. Оперативники еле освободили «жертву» от захвата бывшего дзюдоиста. Когда «потрошитель» пришел в себя, Сергей Мишук спросил, почему он напал на статиста по-настоящему, и тот ответил, мол, снова увидел ореол и голос приказал ему убить этого мужчину. А вообще, Исайченко, по его словам, не любил женщин, называя их «врагами человечества».
Решением суда «донецкий потрошитель» был признан невменяемым на момент совершения убийств, и его определили на принудительное лечение в психиатрическую лечебницу строгого режима сроком на десять лет.
- Я был несколько разочарован приговором суда, — говорит Сергей Мишук. — В то время еще не была отменена смертная казнь, и маньяк мог понести более жесткое наказание. Но, как бы то ни было, после суда мы вздохнули с облегчением.
Долгое время про Исайченко не было ничего слышно. И вот в прошлом году дети, играющие на пустыре, обнаружили отрезанные женские ноги.
Сергей Мишук, который к тому времени стал заместителем начальника уголовного розыска Киевского районного управления милиции в Донецке, ознакомившись с заключением экспертизы, вспомнил об одном из увлечений «донецкого потрошителя»: он любил затачивать ножи так, что их лезвия практически не отличались от бритвы. А конечности у женщины были отрезаны очень острым ножом. Первой мыслью Сергея Викторовича было: «Исайченко вернулся!», хотя тот должен был находиться в психиатрической лечебнице.
Ответа на запрос, направленный по месту лечения «донецкого потрошителя», удивил оперативников: Юрия Исайченко за хорошее поведение перевели в Енакиевскую психиатрическую больницу с более легким режимом содержания. Стало также известно, что его видели в Донецке недалеко от того места, где были обнаружены отрезанные женские ноги!
- Исайченко шел на поправку, — объясняет Сергей Мишук. — Месяца через три Юрий должен был выйти на свободу, но, увидев во дворе больницы сотрудников милиции в форме, он выпрыгнул из окна и сбежал.
«Долго ты будешь меня преследовать?» — спросил «потрошитель» следователя
Сергею Викторовичу удалось установить, что Исайченко вполне мог покидать стены психиатрической больницы и ездить в Донецк к своим родителям и сыну (к тому времени жена с ним развелась). В палате с Исайченко находился молодой парень-наркоман, который рассказал Мишуку, якобы Юрий хвастался, что убил женщину, которую подцепил на вокзале для сексуальных утех, и делал это не впервые.
В погоне за своим «подопечным» Сергей Мишук объездил всю Донецкую и несколько смежных областей.
- Я знал, что Исайченко мог скрываться в любой из общин своей секты, и шел буквально по его следам, — вспоминает Сергей Викторович. — Приезжаю, а мне говорят: был, уехал. А примерно полгода назад Исайченко позвонил мне и спросил: «Долго ты еще будешь меня преследовать? Я все равно не вернусь в психбольницу». Говорю ему: «Но ты же должен ответить за убийство». И тогда Исайченко назначил мне встречу в районе автовокзала в Донецке, но не пришел
10 января 2005 года след Юрия Исайченко появился в Киеве. На одной из строительных площадок был жестоко избит и скончался мужчина. Свидетели утверждают, что человеком, затеявшим драку, был не кто иной, как «донецкий потрошитель».
- Исайченко очень хороший сварщик, — рассказывает заместитель начальника Оболонского районного управления милиции МВД Украины в Киеве Анатолий Статкевич. — По нашим данным, сбежав из психиатрической больницы, он работал на нескольких стройках в столице. С его квалификацией устроиться на работу легко. Сейчас на многих строительных площадках не требуют никаких документов от претендентов на рабочее место.
По словам очевидцев, между Исайченко и одним из строителей вспыхнула ссора, и они ушли выяснять отношения подальше от посторонних глаз, а потом оппонента сварщика из Донецка нашли мертвым. Исайченко неоднократно рассказывал своим коллегам по стройке, что убил нескольких человек и его разыскивает милиция. Но строители воспринимали его рассказы как байки человека, желающего привлечь к себе внимание.
666Читайте нас у Facebook