ПОИСК
Події

В годы великой отечественной войны самой большой подводной могилой советских бойцов стал теплоход «армения»

0:00 24 лютого 2005
Украинским ученым удалось найти документы, проливающие свет на тайну затонувшего корабля, на котором погибло более 5500 человек. В марте начинается поиск остатков судна

Сведения о трагедиях, произошедших с советскими судами в годы Великой Отечественной войны, прежде официально не обнародовались — были лишь короткие сообщения в мемуарах военных моряков. Сотрудникам созданного в прошлом году в Институте археологии НАНУ департамента подводного наследия Украины удалось разыскать в российских архивах, в том числе в архиве ФСБ, данные о ряде крупных морских катастроф в годы войны.

24s15 Voronov.jpg (15540 bytes)- Мы сейчас занимаемся сбором сведений о четырех наибольших морских кладбищах времен Великой Отечественной,  — говорит руководитель департамента морского наследия Украины Сергей Воронов.  — По непроверенным данным, самая большая трагедия советского Черноморского флота произошла с теплоходом «Ленин», затонувшим при перевозке из Севастополя 9200 человек. Но документов, где указано количество погибших на «Ленине», мы не обнаружили. Зато удалось найти сведения о том, что вместе с санитарным транспортом «Армения», вышедшим из Ялты 7 декабря 1941 года, на дно ушло около 5500 человек. Это были в основном раненые из четырех госпиталей Севастополя и Ялты. Спасти удалось только восьмерых — их подобрал небольшой сторожевой катер, сопровождавший «Армению». Среди уцелевших не было ни одного медика — они погибли вместе со своими пациентами. Торпеду в судно «всадили» с немецкого самолета-торпедоносца «Хейнкель-111». Сохранился радиоперехват доклада пилота об этой атаке. Взрывом разворотило пространство посередине судна. Оно было разделено на отсеки, поэтому корабль мог остаться на плаву. Но люки между отсеками, похоже, открыли — судно было переполнено ранеными, и для них следовало обеспечить хорошую вентиляцию. Только этим можно объяснить тот факт, что уже через четыре минуты после взрыва «Армения» затонула. Сторожевой катер немцы не тронули, поэтому уцелели свидетели трагедии. Только их отчеты, к сожалению, немногословны и скупы на подробности. Известно лишь, что первоначально планировался переход «Армении» в ночное время, но капитан решил выйти утром, «под прикрытием» тумана. Никто за случившееся советскими властями наказан не был. А вот за гибель «Ленина» расстреляли лоцмана. Но, по нашему мнению, он был невиновен — судно, похоже, налетело на случайную мину, а не попало на минное поле, как это утверждало следствие. К тому же этот человек был реабилитирован посмертно. Гибель «Армении» стала самой крупной трагедией за годы Второй мировой войны со стороны антигитлеровской коалиции.

К сожалению, немецкий летчик и радист «Армении» передали в эфир разные (хотя и близкие) координаты места гибели судна. Мы планируем начать в марте поиск этого корабля с использованием американского подводного аппарата с дистанционным управлением стоимостью 30 тысяч долларов. Предстоит исследовать квадрат площадью в несколько километров с глубинами от 250 до 1100 метров. Если поиск будет успешным, то 9 мая мы проведем прямую трансляцию со дна Черного моря: с подводного аппарата телесигнал по проводу поступает на борт корабля, а оттуда — в телецентр.

РЕКЛАМА

393

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів