«до сих пор помню душераздирающие крики женщин, хоронивших своих дочерей, и мучаюсь вопросом: в чем мы прокололись?.. »
Как уже сообщали «ФАКТЫ», в минувшую пятницу в райцентре Пологи Запорожской области был задержан 52-летний мужчина, подозреваемый в совершении десятков убийств на территории Запорожской, Днепропетровской, Харьковской, Полтавской областей, в Крыму, а также в Российской Федерации. С ноября 2003 года в райцентре произошло девять изнасилований с убийствами и два изнасилования без убийств. У милиции есть все основания полагать, что задержанный в Пологах и печально знаменитый так и не пойманный «павлоградский маньяк» — одно и то же лицо. В архивах павлоградской милиции до сих пор хранятся более 700 томов следственных материалов, собранных за пять лет охоты на маньяка. Когда его жертвами стали две несовершеннолетние девочки, в город была направлена беспрецедентная по своему составу и количеству следственно-оперативная группа, которую возглавил заместитель министра МВД УССР генерал Алексей Чистяков. Около семисот лучших сыщиков из всех областей Украины пять лет прочесывали город и его окрестности, но неуловимый маньяк умудрился задушить ребенка даже в трехстах метрах от отделения милиции. Неужели почти через двадцать лет после тех трагедий удастся, наконец, приоткрыть завесу тайны?
У убитой девочки пропала нотная тетрадь
Работающий сегодня начальником службы безопасности «Приватбанка» полковник запаса Анатолий Белый помнит события двадцатилетней давности так четко, словно это было вчера.
- 29 октября 1984 года (я тогда был заместителем начальника областного УВД по оперативной работе) мне сообщили из павлоградской милиции, что пропала 12-летняя девочка, — рассказывает Анатолий Павлович. — Регион этот считался довольно криминогенным, за год там происходило по 10-20 изнасилований, поэтому то, что орудует маньяк, мы даже не заподозрили. Олю нашли через три дня в подвале бывшего маслозавода, который давно уже не действовал. Девочку изнасиловали, удушили и присыпали шелухой от семечек. Родители сказали, что пропали дешевенькие часики и нотная тетрадь, и это показалось нам странным. Позднее стало ясно, что такова одна из особенностей почерка убийцы — с каждого места преступления он забирал какой-нибудь пустяк: трусики, пуговицу, дешевые сережки, даже книги и журналы
Для поиска убийцы в Павлоград была направлена следственно-оперативная группа областного управления милиции. Вместе с местными операми они неделю дежурили на дороге, ведущей от Олиного дома через маслозавод к музыкальной школе, опросили более сотни прохожих. Но никто не припомнил ничего подозрительного.
Следующая девочка, тоже Оля, погибла в феврале 1985 года. Мама в окно видела, как ее дочь-второклассница идет домой, но прошло полчаса, а девочки все не было. Родители, обежав окрестные дворы, заглянули на всякий случай в подвал их пятиэтажки. Там и нашли истерзанного убитого ребенка.
- Стало ясно, что мы имеем дело с серийным убийцей, — говорит Анатолий Белый. — Милиция начала опрашивать школьных учителей, родителей, детей. Всплыло несколько эпизодов, когда девочкам удалось вырваться из рук маньяка. На одну из них он напал, хотел изнасиловать, но когда увидел, что у нее критические дни, убежал. У оперативников были теперь его приметы: мужчина 35-40 лет, одет в черный полушубок из искусственного меха и кепку, ездит на велосипеде. Был изготовлен фоторобот, листовки развесили по всему городу.
Для откомандированных в Павлоград сыщиков в гостиницах не хватало мест
Возле всех школ выставили посты наблюдения, проверяли ранее судимых лиц, людей с психическими отклонениями, гомосексуалистов. Был создан оперативный городской штаб, куда ежедневно поступало по 150-200 звонков от жителей Павлограда. По просьбе милиции они сообщали обо всех подозрительных мужчинах.
- Благодаря этому мы раскрыли сотни преступлений, ликвидировали несколько притонов, — вспоминает Анатолий Белый. — Город был разбит на восемь зон, в каждой работала своя группа. Применялась так называемая система-шахматка: изучали жильцов каждого подъезда, каждой квартиры. По нашим материалам можно было даже перепись проводить. А уж сколько выявили извращенцев: отчимы сожительствовали с падчерицами, один дедушка растлевал свою внучку. Но убийца как в воду канул.
Город лихорадило. Родители боялись отпускать детей на улицу. После того как в поселке Приточиловка на окраине Павлограда какой-то мужчина пытался затащить девочку под путепровод, а мать, вышедшая встречать дочку, его спугнула, городской комитет женщин обратился в ЦК КПСС. Письмо попало к Михаилу Горбачеву, и уже через несколько дней в город приехала комиссия из Москвы. Однако как ни старались сотрудники МВД и Генеральной прокуратуры СССР найти хоть один просчет в действиях областной милиции, им это не удалось. Единственной рекомендацией высоких столичных чинов было усилить следственно-оперативную группу представителями других областей. За короткое время в Павлограде было сконцентрировано около 700(!) лучших сыщиков — в основном начальники отделов уголовного розыска. Для такого количества командированных даже не хватило мест в павлоградских гостиницах, поэтому на железнодорожную станцию пригнали три вагона, подключили их к водоснабжению и расселили часть сотрудников там, а часть — в окрестных пионерских лагерях. Такая масса специалистов была привлечена к раскрытию преступлений впервые в истории уголовного розыска Украины. По нескольку месяцев не уезжали из Павлограда министр МВД УССР Иван Гладуш, заместитель Генерального прокурора УССР Михаил Потебенько, заместитель начальника Управления уголовного розыска СССР генерал Комиссаров, возглавлял следственную бригаду заместитель министра МВД УССР Алексей Чистяков.
Маньяка ловили на «живца»
Учитывая то, что убийцу, как правило, тянет на место преступления, сотрудники милиции вели фото- и киносъемку на похоронах погибших девочек, установили посты наблюдения везде, где мог появиться маньяк. Задерживали и проверяли на причастность даже тех, кто заходил в кусты по нужде. Как-то прошла информация, что к девочке приставал мужчина с бородой и усами, — и всех, кто носил бороду, окружили в городе таким пристальным «вниманием», что мужчины стали бриться наголо! Имелся и полный список владельцев велосипедов, одного из них проверяли особенно тщательно, узнав, что он перекрашивал раму. Потом оказалось, что велосипед мужчина украл, потому и маскировался. Обращались сыщики даже к гадалкам и ясновидящим. Но и прославленная целительница Ванга, к которой повезли в Болгарию вещи пропавшей девочки, не смогла вывести на след убийцы. Люди не уходили с постов по 10-12 часов. На пустырях выкосили всю амброзию, даже вырубили посадки в поселках Приточиловка и Бельбек.
- Это напоминало крупномасштабную армейскую операцию, — рассказывает Анатолий Павлович. — В ней были задействованы не только оперативные сотрудники, инспекция по делам несовершеннолетних, но и патрульно-постовая служба, разведка, постоянно работала группа экспертов-криминалистов. Найденный на теле одной из жертв лобковый волос, сперму, собранные на месте преступления окурки направляли в Англию для определения ДНК, что по тем временам было роскошью. Кстати, поскольку дело находилось тогда на контроле ЦК КПСС, именно в тот год Павлограду дали деньги на строительство дамбы
В соответствии с законами армейской операции весь личный состав разделили на четыре группы. Самая мощная, состоящая из следователей Генеральной прокуратуры, разрабатывала стратегию и тактику поиска, обобщала материалы, вела хронологию преступлений, отслеживала, что между ними общего и какие отличия, старалась найти мотивы и закономерности. Еще одна группа занималась профилактикой — в школах беседовали с детьми, объясняли, как нужно вести себя на улице, просили не ходить поодиночке. Самое многочисленное подразделение вело скрытое наблюдение в местах вероятного появления маньяка — лесопосадках, на поросших камышом берегах, пустырях, окраинах. Решили приманить убийцу, так сказать, на живца. Отобрали с десяток худеньких невысоких девушек-офицеров (была среди «подсадных» даже пара юношей в париках), одели в школьную форму, и те по вечерам прогуливались в безлюдных местах. Но маньяк не клюнул.
Летом он снова вышел на охоту. В селе Варваровка Павлоградского района пропала девочка, ее нашли потом задушенной на кукурузном поле. За три года жертвами маньяка стали девять девочек из Павлограда, Синельниково, Вербок и поселка Лозовая в Харьковской области, расположенного неподалеку.
В июле 1989 года недалеко от своего дома была убита девятилетняя девочка, ехавшая на велосипеде за хлебом. Оперативникам показалось подозрительным поведение ее отца, и они стали «копать» в этом направлении. Старшая сестра погибшей, а также мать девочек признались, что отец проявлял к дочкам нездоровый интерес. Экспертиза подтвердила причастность этого человека к убийству собственного ребенка, и многие решили тогда, что «павлоградский маньяк» наконец-то найден. Милиции даже пришлось защищать его от самосуда, который хотели учинить местные жители.
При переводе в днепропетровское СИЗО задержанный повесился на дверной ручке. Его причастность к другим преступлениям так и не была доказана. Впрочем, косвенным доказательством послужило уже то, что в течение года ни одной новой жертвы в Павлограде и окрестностях не было. Но многие сыщики сомневались, что повесившийся мужчина и был тем самым маньяком-убийцей. Можно предположить, что изверг просто воспользовался ситуацией и уехал из города. Спустя некоторое время следственно-оперативная группа свернула свою работу.
- Этот вопрос до сих пор не дает мне покоя: почему мы его не нашли, где прокололись? — говорит Анатолий Белый. — И сейчас в ушах стоит душераздирающий крик матерей на похоронах. Эти погибшие девочки сегодня уже сами могли бы быть мамами
Спустя год после описанных событий в Павлограде при аналогичных обстоятельствах погибла 15-летняя девочка, а еще через девять лет в одном из районов мужчина пытался задушить ребенка ремешком. Его спугнули. Он вскочил на велосипед и уехал
1048Читайте нас у Facebook