«яйца украинских страусов не подходят для писанкарства», — считает художница татьяна коновал
Более чем тысячелетнее искусство писанки на Луганщине в советское время было практически искоренено, а самобытные традиции росписи в этом крае — восточной Слобожанщине — забыты. Сегодня в шахтерском городе Сверд-ловске старинное искусство возродилось. Произошло это благодаря усилиям очень энергичной и талантливой женщины — 33-летней художницы Татьяны Коновал.
Секрет яиц в капусте
Татьяна Коновал пока единственный автор из Луганской области, чьи работы пополнили экспонаты уникального музея писанки в городе Коломыя на Закарпатье.
- Я там рассматривала писанки со всех уголков Украины, — говорит Татьяна. — У каждой — лицо своего региона. Поэтому успехом считаю то, что мне удалось показать самобытность писанки Восточной Украины.
Однажды на выставке в Киеве Татьяна увидела писанки, выполненные в неизвестном для нее стиле — без окрашивания, как будто кто-то сделал резьбу по яйцу. Особенно ей понравилось одно гусиное яйцо: рисунок был объемный. Однако автор необычной писанки держал в секрете этот трехмерный метод росписи.
- Мастер сказал лишь, что это народный метод, а эффект достигнут посредством окисления, — вспоминает Татьяна. — И больше никаких подсказок. Вернувшись домой, я начала экспериментировать. Вначале брала всякие окислители, которые женщины используют для покраски волос, но потом вспомнила слова мастера о том, что способ народный, а значит, не должно быть никакой химии. В одной старинной книге прочитала, что на Полтавщине для писанок использовали сок квашеной капусты. Художницы рисовали воском, а на ночь клали яйца в рассол. Те участки скорлупы, которые не были защищены воском, частично разрушались, тем самым создавался эффект резьбы. Стала и я экспериментировать с капустным соком, специально даже переквашивала капусту, чтобы вышел более концентрированный рассол. Резьба получилась!
А потом появилось у художницы и свое ноу-хау. Началось все с банального дефицита: как-то накануне Пасхи в магазинах и на рынке пропали белые яйца. Оказалось, на птицефабриках не стало белых кур, одни коричневые. Тогда Татьяне поневоле пришлось перейти на яйца коричневого цвета.
- В какой-то момент меня осенило: а что если использовать для «резьбы» обычный уксус, это ведь тоже природная кислота, — говорит Татьяна Коновал. — И тут я заметила, что тон яиц в процессе окисления скорлупы меняется, становится все более светлым. Значит, если послойно снимать коричневый цвет скорлупы, то можно добиться разных оттенков.
Тогда, оперируя различными оттенками от белого до темно-коричневого, Татьяна Коновал создала свой стиль росписи писанок, до этого еще никем не используемый.
«Если рука дрогнет — весь труд пропал»
По словам Татьяны Коновал, для писанкарства подходят яйца любых птиц, включая перепелиные. Но наиболее эффектными рисунки получаются на страусиных яйцах — и размер большой, и толщина скорлупы позволяет сделать рисунок более рельефным. Заготовки приходится покупать за границей, хотя в Новопсковском районе Луганской области уже несколько лет существует страусиная ферма.
- Я пробовала работать с яйцами украинских страусов, но, к сожалению, пока не получается, — признается художница. — Цвет яиц страусов, которые были завезены к нам из Африки, темно-зеленый. И при обработке можно будет поиграть с этим колером.
Кому-то может показаться, что писанкарство — детская забава, но у Татьяны Алексеевны на этот счет иное мнение.
- Это занятие развивает усидчивость, требует концентрации внимания и точности ювелира, — говорит Татьяна Коновал. — Конечно, бывает, что юный мастер допускает ошибку. Тогда приходится начинать все сначала. Если рука дрогнет — труд пропал. Так что работа очень серьезная, даже смеяться нежелательно. Все проходит, как говорится, на одном дыхании.
В то же время, занимаясь с детьми в студии, Татьяна пришла к мысли, что учить нужно и взрослых. Ведь испокон веков писанки расписывали дома. Мамы и бабушки помогали детям выводить простые узоры-символы.
- Я очень рада, что пасхальная писанка вернулась в семью, снова стала ее живым символом, — говорит Татьяна Коновал. — Даже моя двухлетняя дочурка расписывает яйца, причем делает это с восьми месяцев. В первый раз она прямо таки вырвала у меня из рук писачок (специальная трубочка, по которой стекает воск, используемый для нанесения рисунка. — Авт. ) и стала усердно царапать по скорлупе, будто я учила ее этому.
К слову, американские ценители украинского писанкарства стали постоянными заказчиками у Татьяны Коновал. Особенно любят они «уксусные» писанки.
- Когда я была в Киеве (как раз перед визитом Виктора Ющенко в Америку) один из представителей секретариата Президента купил у меня несколько таких работ, — рассказывает Татьяна Коновал. — Он был удивлен и даже сказал, что благодаря моим работам изменил свое мнение о Луганском крае. Тогда я спросила: «А какое же мнение у вас было до этого?» И он, извинившись, признался, что всегда считал восток страны, образно говоря, суржиковым регионом, где нет своих самобытных культурных традиций. К большому сожалению, мы все еще находимся в плену стереотипов, созданных политиками, в которые они не только нас, но и себя заставили поверить
1936Читайте нас у Facebook