Олимпийская чемпионка по гандболу зинаида турчина: «у игоря были периоды хорошего грузинского вина, качественной водки и вкусного самогона»
«Бриллиантовые серьги и колечко Игорь подарил мне после олимпийской победы»
- Жаль, конечно, что наша команда завоевала только «бронзу» чемпионата Украины. Но на то есть свои причины, — начала свой рассказ Зинаида Турчина. — Вчера и эту победу отметили, и мой день рождения. Душевная компания собралась. Друзья организовали для меня концерт. Натанцевались, да и сами напелись. Весь репертуар любимой Софии Ротару знаем.
- Зинаида Михайловна, после такого трудного дня, веселья до полуночи и раннего подъема вы выглядите так, будто только что из салона красоты вышли.
- Ой, девочки, не поверите: я ни разу в жизни не была у косметолога. Хотя, чувствую, уже пора. Но все времени не хватает. Даже никакими кремами не пользуюсь. Помадой вот могу губы подкрасить да тушью — ресницы. И то, если не надо поплакать. Когда-то думала: «Боже, мне уже 40 лет. А когда 50 будет?!» А теперь считаю, что любой возраст нужно ценить. Главное — душа.
- Но украшения, как поглядим, вы любите. Это бриллианты? Уж больно блестят!
- Здрасьте вам! Конечно, бриллианты. А что ж вы думали? Без украшений не могу. Сережки и два перстенька — подарки Игоря. Он мне их сделал еще в советские времена. Вот этот наборчик — серьги и колечко — Игорь купил по моему заказу после нашей победы на Олимпиаде-76. А вот это кольцо с сапфирчиком, кажется, после рождения дочери Наташи
- Ведь это же, наверное, было безумно дорого и сложно достать в советские времена?
- Недорого. Сережки и кольцо с бриллиантами обошлись нам всего в две с половиной тысячи долларов. Игорь пошел в ЦК партии, написал заявление. Там специальный человек «отвечал за бриллианты». Учли заслуги мужа и выдали разрешение на покупку.
- А Игорь Евдокимович просил вас побаловать его чем-то вкусненьким?
- Он вообще любил вкусно поесть, был настоящим гурманом. Говорил: «Моя жена лучше всех готовит!» Очень любил вареники с вишнями и маком, политые медом. Творожную бабку или творожную пасху с изюмом. Цыплят, тушенных в сметанном соусе, обожал. Раз пять в году мы выезжали в Баку на игры чемпионата Союза. Там нас всегда очень гостеприимно принимал местный «Спартак»: шашлыки из осетрины, шашлыки из севрюги, баранина
- А под шашлычок что?
- У Игоря были периоды. То он пил только хорошее грузинское красное сухое вино, потом начался период качественной водки. А когда родился сын, муж на радостях выставил команде 3 литра и еще 800 граммов отличного армянского коньяка: с весом 3 килограмма 800 граммов родился наш Миша. Были периоды шампанского. Потом мы купили дом в селе, неподалеку от Киева, а там председатель колхоза гнал очень вкусный самогон. Часто приглашал продегустировать Игоря
- 17 мая, насколько нам известно, у вас двойной праздник: именно в ваш день рождения тренер сделал вам предложение.
- В 1965-м мы были на соревнованиях в Кишиневе. И вдруг вечером возле гостиницы Игорь предложил мне выйти за него замуж. Это было так неожиданно! Понимаете, в тренера тогда была влюблена вся наша команда. Но почему он именно за мной стал ухаживать, я до сих пор не знаю. Наверное, это судьба. Девчонки мне даже бойкот объявили за то, что он меня выбрал. Каждый день я домой в слезах возвращалась, пока Игорь не пресек все это.
Я тогда только школу закончила. Ни о каком замужестве и не помышляла. Правда, за мной уже ухаживал мой одноклассник. Но что он по сравнению с Игорем Евдокимовичем? На свиданиях я слушала Игоря с открытым ртом. Он мне казался таким умным, начитанным, образованным. Мама Игоря работала библиотекарем, а отец в министерстве служил. В жены ему прочили генеральскую дочь. И вдруг он хочет жениться на девчонке из простой семьи. Моя мама работала на табачной фабрике, а папа шоферил. Мама очень переживала, что Игорь старше меня на целых 10 лет. В те времена это была огромная разница в возрасте.
Любил он меня безумно! Часто говорил: «Зина, так, как я люблю, тебя никто любить не будет!» Уже 12 лет, как Игорь ушел. И я сейчас думаю: «Вот дура! Как я могла еще за что-то на него обижаться?» Начинаешь ценить только тогда, когда потеряешь
- Свадьба, небось, пышной была? В каком ресторане гуляли?
- Ой, девочки, о чем вы? Какая там пышная! — запротестовала наша собеседница. — Скромная свадьба. А организовали мы торжество в Ленинской комнате. Может, помните про такие? Я жила тогда в переулке Декабристов, он как раз за нынешним магазином «Юность», что на проспекте Победы. Так вот, в торце нашего двухэтажного дома располагалась Ленинская комната. Вернее, это были две небольшие комнаты. На свадьбу собрались почти все мои родственники и одноклассники, команду нашу пригласили. Все приготовили сами, девчонки помогали. Еда была вся домашняя, вку-усная! Холодца наварили, винегрет сделали, жаркое. А вот родители Игоря наше торжество проигнорировали.
Взять напрокат свадебное платье было очень дорого, у нас таких денег тогда не было. Так что замуж я выходила в белом выпускном платьице. Ну и фата, конечно. Отгуляли свадьбу и через четыре дня снова поехали на соревнования. Жили мы с Игорем вместе с моими родителями в шестнадцатиметровой комнатушке. Все удобства на улице. Наедине могли оставаться, только когда выезжали на соревнования или сборы. Так что ценили каждую минутку, проведенную вместе.
- Игорь Евдокимович был мужчиной видным — высокий, статный. К тому же работал в женском коллективе. Признайтесь, ревновали к подругам по команде?
- Игорь старался никого не обходить вниманием. После каждой нашей победы закатывал шикарный банкет с шампанским, конфетами. А девчонки как с ним флиртовали! «Я пригласила на танец Турчина! Я к нему так прижа-а-лась!» — хвастались у меня за спиной. Или: «Он поцеловал меня в щечку». Но я была спокойна. Доверяла ему полностью. К тому же по гороскопу он Скорпион, а люди этого знака отличаются особенной глубиной и силой чувств.
Я вам скажу, что именно «скорпионский» волевой характер помогал Игорю в такой каторжной работе. С мужиками проще. Если что не так, тренер зайдет в раздевалку, «навтыкает матюков». В женской команде так нельзя. Хотя Игорь жестким был, тоже ругался. Но обижаться на него за это было невозможно. А сколько Игорю приходилось разбираться, когда девчонки друг у друга женихов отбивали!
«Через два месяца после родов я играла в финале Кубка чемпионов»
- Активно выступая, вы еще умудрились двоих детей родить
- Наташа появилась через шесть лет после свадьбы. Первые роды оказались непростыми. Дело было в феврале 1971 года. Муж на соревнованиях, а у меня воды отошли. Надела спортивный костюм, шубу, платок. Засунула между ног махровое полотенце. И потихонечку пошла через дорогу в «Охматдет». Слава Богу, все прошло благополучно. Уже через два месяца после родов я играла в финале Кубка чемпионов.
А сын у нас получился, только не смейтесь, случайно. Мы и думать уж не думали с Игорем о втором ребенке. Хотя припоминаю такой вот мистический случай. Наташе было лет пять, когда мы с Игорем полетели на какие-то соревнования. В те времена команду сопровождал человек из КГБ. Он сидел рядом с нами, развлекал шутками-прибаутками. Потом взял мою ладонь, рассматривал-рассматривал и авторитетно заявил: «Зина, у тебя будет двое детей».
Ну надо же, этот кагэбист-»хиромант» как в воду глядел! В 1983 году появился на свет Мишенька. Известие о том, что я на втором месяце беременности, было для меня словно снег на голову. Поначалу никому ничего не сказала, даже мужу. Ведь на носу чемпионат мира. И только перед первой игрой в Будапеште шепнула ему на ушко. Решили так: если выиграем чемпионат мира, ребенка оставляем. И мы тогда досрочно стали чемпионками мира.
- С Игорем Евдокимовичем вы прожили 28 счастливых лет. Скажите, у вас были какие-то предчувствия в тот страшный день?
- Для меня весь 1993 год был страшным. В феврале умерла моя мама. А в ноябре
Зинаида Михайловна замолчала, не в силах справиться с подступившим к горлу комом.
- Нет, особых предчувствий в тот роковой день, 7 ноября, у меня не было. Правда, накануне отъезда в Румынию Игорь был чем-то встревожен: «Зина, боюсь, что проиграем мы в Бухаресте». Я его успокоила: все, мол, будет нормально. 16 ноября у Игоря день рождения. «Зина, заклей окна, чтобы в квартире тепло было», — попросил муж по телефону. Поручил закупить ко дню рождения продукты, замариновать мясо на шашлыки.
Я смотрела трансляцию матча с румынским «Рапидом» по телевизору. Мишка, ему тогда 10 лет было, играл в другой комнате. После первого тайма диктор объявил, что стало плохо одной из спортсменок. В тот момент у меня сильно заболело сердце: «Что-то с Игорем » У него ведь уже было три инфаркта и операция на сердце — в Норвегии сделали
Перед началом следующего тайма муж еще успел указать на ошибки спортсменкам. Девочки начали выходить на площадку. Игорь сидел на скамейке в куртке, его знобило. На плече была сумка. И вдруг он встал, оперся о стену рукой и начал медленно сползать. «Девочки, я умираю » — его последние слова. «Скорая» приехала только через двадцать минут. Врачам оставалось лишь констатировать факт смерти. До своего 57-летия Игорь не дожил девять дней. Если бы несчастье случилось в более цивилизованной стране, может, мужа и спасли бы. А в Румынии Игорь умирал, а публика подняла галдеж — свистели, кричали. Ужас
Когда прервалась трансляция, я зарыдала. Прибежал Миша: «Мама, что с тобой?» — «Сыночка, нашего папы уже нет». Это было горькой правдой, хотя о смерти мужа мне сообщили позже. Боже, сколько я слез выплакала, пока тело Игоря транспортировали из Румынии в Украину. Гроб везли в автобусе пять дней. На границе — Господи, какое кощунство! — приказали открыть гроб. Мол, покажите, кого везете
Знаете, Игорь прожил короткую, но очень яркую жизнь. Когда мне присвоили звание лучшей гандболистки столетия, я сказала: «Это прежде всего заслуга Игоря Турчина». Без Игоря и девчат я бы ничего в спорте не достигла.
472Читайте нас у Facebook