ПОИСК
Політика

Святослав пискун: «пройдут годы — и в истории украины напишут: был генеральный прокурор пискун, который сделал то, чего до него никто не делал»

0:00 18 червня 2005
Інф. «ФАКТІВ»

В редакции «ФАКТОВ» Генеральный прокурор заявил, что лично у него «крыши» нет

Генеральный прокурор Украины Святослав Пискун приехал на прямую линию «ФАКТОВ» в прекрасном, по его собственному признанию, настроении. Объяснил его тем, что подписан первый в истории Европы договор о прямом сотрудничестве в борьбе с межконтинентальной и трансконтинентальной преступностью и отмыванием «грязных» денег между генеральными прокурорами Украины и Хорватии. Теперь, по меньшей мере в Хорватии, у нас все «схвачено», и без всяких там длительных согласований с мидами и минюстами прокуроры напрямую будут решать свои, прокурорские, вопросы. Образно так выразившись, Святослав Михайлович разъяснил: мол, раньше, прежде чем все инстанции пройдешь, уже и труп может сгнить. Теперь же, видимо, трупы эти нам чуть ли не факсом будут отправлять. Так же легко Генпрокурор решал все, порой очень непростые и даже трагические вопросы, с которыми к нему обращались читатели нашей газеты. Всем обещал принять, рассмотреть, разобраться, причем в сжатые сроки. Разгорячившись, г-н Пискун даже пиджак снял. Ответил прокурор и на несколько вопросов журналистов «ФАКТОВ». К сожалению, не на все, которые хотелось задать, — позвали прокурорские заботы. Очевидно, страна ждала новых громких дел.

«Мне один товарищ сегодня сказал: «Ты плохо закончишь… »

 

- Святослав Михайлович, здравствуйте. Это Анатолий из Киева. Глава парламентского комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Владимир Стретович призвал вас подать заявление об отставке. Уйдете?

РЕКЛАМА

- Уйду! Надоело.

- Все надоело?

РЕКЛАМА

- Ну, не все… Еще чуть-чуть осталось. Парламент не отпускает.

- А кто не согласен?

РЕКЛАМА

- Все не согласны. А вы не знаете? Вы газет не читаете? Вы не знаете, кто меня не отпускал вчера? Странный момент: три комитета напрочь отмели предложение об отставке Генпрокурора! Притом два из них — непрофильные.

- А почему?

- Так они же нормальные люди! Они же понимают, что Пискун правильно делает. Что Пискун не кланяется ни президентам, ни политикам… Пискун живет по законам! И заставляет жить других по законам. Мне все равно… Я уже на новых губернаторов дела завел. И еще буду заводить!

- На кого?

- Секрет пока. Мне один товарищ сегодня говорит: «Ты плохо закончишь». Я ответил: «Что ж, плохо начал — так же и закончу». У других прокуроров как-то красиво все складывается. Им там зва-а-ания дают, их там уважа-а-ают, всякие почести… А мне — ни фига: ни звания, ни уважения… Журналисты мучают.

 

- Это Евгений, Киев. Святослав Михайлович, я хотел бы спросить: как вы боретесь с заказными делами?

- Мы сейчас установили такую систему, что все дела, которые возбуждаются милицией или службой безопасности, в соответствии с законом визирует прокуратура. То есть сегодня в Украине ни одно дело не возбуждается без визы прокурора, который осуществляет надзор за его расследованием. Этот же прокурор, согласно моему распоряжению, отвечает за законность возбуждения дела, предъявление обвинения и составление обвинительного заключения. Поэтому, если кто-то захочет создать заказное дело, ему придется использовать для этого полномочия прокурора, над которым есть еще вышестоящий областной прокурор и Генеральная прокуратура Украины. Все — и открытые, и закрытые! — уголовные дела контролируются Генпрокуратурой. А все без исключения уголовные дела, закрытые по реабилитирующим основаниям, направляются в Генеральную прокуратуру для изучения и реагирования.

- То есть теперь ни одно заказное дело без одобрения прокурора не пойдет?..

- Или неодобрения…

 

- Добрый день. Это Евпатория, Крым, меня зовут Павел. Скажите, а ответственность взяткодателя и того, кто взятки берет, одинакова?

- Ну, в принципе, и того, и другого судят! Но ответственность, может быть, немного различается.

- Я вот не пойму… Газеты напечатали, что Луценко давал гаишнику взятку в 20 гривен… Это как?

- Вы знаете, это называется провокация взятки.

- Это подсудно?

- Да, это уголовная статья. А где это было? Я не слышал. Я сегодня же переговорю с министром. Что это он себе придумал такое? Действительно, это не дело министра — раздавать деньги на дороге. (В четверг Юрий Луценко рассказывал журналистам, что взятку гаишнику, оказывается, давал не он, а его водитель.  — Ред. )

 

- дравствуйте. Это у вас там Пискун отвечает на вопросы?

- Хм… Притом Святослав Михайлович, учтите…

- Извините, пожалуйста. Моя фамилия — Колесников, я звоню вам из Донецка. Как человек, насквозь прожженный юриспруденцией, вы знаете, что ни в одной стране мира — и у нас, кстати, тоже — нельзя, чтобы министр был без высшего образования. А рядом с вами работает Зварыч, который не имеет даже среднего образования. И почему-то прокуратура на это закрывает глаза. Неужели в этом вопросе нельзя навести порядок? Или вы боитесь его?..

- Не-ет, ну чего я боюсь?.. Ну чего я боюсь?..

- Всякую мелкоту ловят и правильно делают, кстати, а мимо такой крупной рыбы проходят. Человек не имеет высшего образования! Ну в какой стране мира такое может быть?

- Вопрос о назначении министра решает Президент Украины по представлению премьер-министра. И поэтому нет такого закона, что, если министр юстиции не имеет, например, такого-то диплома, он не может занимать свою должность. Есть Положение о государственной службе. И в этом положении также не написано, должны быть у него соответствующие ранги, образование или нет. Это само собой, так сказать, понятно. Поэтому параметров деятельности Генерального прокурора тут нет. Скажу вам откровенно, мы не проверяли эту ситуацию. Если бы мне поручил кто-то проверить — например, Президент! — я, возможно, и проверил бы. Но не собираюсь. Потому что это больше моральный аспект, а не юридический. А моралью я занимаюсь после работы. В свободное от работы время.

- Ну хорошо… Я хочу пожелать вам удачи и искренне рад, что наш суд — я имею в виду, украинский, Печерский — восстановил вас в должности, потому что я был на вашей стороне.

- Спасибо большое…

- Я на полном серьезе говорю. У нас в Донецке умеют отличать хорошее от плохого. Я считаю, что вы на своем месте, и с большой надеждой смотрю на вас как на прокурора. А наши журналисты слышат все, что могут, а что надо, они не слышат. Или у них уши заткнуты очень большими и толстыми купюрами.

 

- Добрый день! Владимир из Мариуполя. У нас здесь какая-то круговая порука — все Егорова не могут снять.

- А кто такой Егоров?

- Прокурор Мариуполя.

- Мариуполя? А сколько лет он там работает?

- Наверное, года три уже…

- Да не-ет, он давно уже должен быть на пенсии. Да, я в курсе, мы занимаемся этим вопросом. У этого прокурора аттестационная комиссия в начале месяца. Комиссия разберется.

«Я гордился тем, что в Лондоне меня угощали вином из Украины, которое поставляется ко двору Ее Величества»

 

- Святослав Михайлович? Фермер Кукушкин, Херсонская область, Бериславский район… В прошлом году меня на 1400 тонн ограбили. До каких пор в Херсонской области прокуратура будет бандитов прикрывать?

- А вы скажите, у вас есть колхоз, который когда-то вино изготавливал, он назывался «Бериславский винсовхоз»?

- В Бериславском районе было три винсовхоза: «Красный маяк», имени Ленина и «Каменский».

- Вот «Каменский»… Я был в Лондоне когда-то, и меня угощали вином из «Каменского», которое закупает Ее Величество королева Англии.

- Совершенно верно. «Перлина степу».

- «Перлина степу»!.. Абсолютно правильно! Я гордился тем, что в Лондоне меня угостили вином из Украины, которое поставляется ко двору Ее Величества королевы Англии! Это вино из совхоза «Отрада Каменская». А как же вас ограбили, скажите?

- Ну, очень просто… С представления милиции, с санкции прокуратуры… Работали на доверии… Остались у директора совхоза последние 400 тонн пшеницы и 300 гектаров подсолнечника. Он выкосил и заявил, что ничего не брал. И до сих пор все это проходит.

- У меня к вам просьба: завтра или с понедельника перезвоните в прокуратуру Херсонской области. Лично прокурору области! Вас с ним соединят. Я обещаю.

- Святослав Михайлович, я уже третью неделю пикетирую Верховную Раду.

- Тогда лучше ко мне придите! Зачем вам Верховная Рада?.. Что вам решит Верховная Рада?

Пообщавшись с читателями, Святослав Пискун ответил и на вопросы журналистов «ФАКТОВ».

- Был ли у меня разговор с Пинчуком?.. Когда раскроют дело Гонгандзе? О чем вы еще спросите? — начал со своих вопросов Генпрокурор.

- О женщинах, Святослав Михайлович!

«Моя жена с Волыни. Поэтому на других женщин в ее присутствии не смотрю»

- На что вы в женщинах обращаете внимание в первую очередь: на глаза, одежду, маникюр, ноги?..

- Душа… Потому что душа женщины — это все-таки взаимопонимание. Это ее отношение к окружающему миру, вещам, ребенку, мужчине, мужу, своим обязанностям, любви… Иногда, действительно, смотришь: такие глаза… На одном телеканале мне девушка делала грим. Меня мажут, а я смотрю: глаза-а!.. Такие сумасшедшие глаза у нее! Я говорю: «Девушка, у вас очень красивые глаза». А она: «Это действительно единственное, что у меня красивое и что все замечают». «Что за глупость? — отвечаю.  — У тебя все красивое, но глаза выделяются. А я обращаю внимание на то, что выделяется».

- А жена как реагирует, когда вы при ней на других внимание обращаете?

- Нельзя. Моя жена если заметит, что я на кого-то посмотрел, обижается.

- Наказывает как-то?

- Да что вы!.. Она с Волыни. А на Волыни женщины очень воспитанны. Она в такой среде выросла, моя супруга, где муж и отец — это святое. Это Волынь! Когда я первый раз приехал к ней, захожу в дом, а на пороге лежит белое полотенце. Я говорю: «Кто-то положил белое полотенце». Она отвечает: «Да нет, это же дорожка. Можно становиться, ноги вытирать». Такая чистота… Поэтому нельзя смотреть на других женщин, чтобы не обидеть ту, с которой рядом живешь.

- То есть с женой вам повезло?

- Страшно!

- С журналистами — нет, мы поняли… А с «крышей»? Как вы терпите все нападки? Кто вас «крышует»?

- Абсолютно никто. Я живу сам по себе! Сложно. Невозможно. Но пытаюсь выживать. Если бы в Украине была нормальная, цивилизованная журналистика, она никогда бы не позволила себе распечатывать разговоры сомнительного происхождения. Зачем крутить то, чего не было? Нужна дешевая сенсация, что Генеральный прокурор не такой, каким он должен быть?.. А кто знает, каким он должен быть, Генеральный прокурор? Каким должны быть Президент, премьер-министр? Меня нужно оценивать не по моим личностным качествам, а по работе. Я обещал раскрыть «дело Александрова» — я его раскрыл. Убийцы в суде. Я обещал народу Украины раскрыть «дело Гонгадзе» — я его раскрыл. Убийцы будут в суде через месяц.

Я вообще буду ходить и надувать щеки. И плевать я на всех хотел! Почему я себя так веду? Я знаю почему. Пройдут годы — и в истории Украины напишут: был Генеральный прокурор Пискун, который это сделал. Никто этого не сделал, а он сделал! Все.

Подумайте: генералы убивают журналистов. Это что? Это можно было раскрыть? Это вообще нормально?

- Вы рассказывали, что еще до появления в Интернете расшифровок ваших разговоров с послом США и Виктором Пинчуком вам предлагали их выкупить. Это же шантаж. Вы можете назвать имя этого человека? Почему он не арестован?

- Зачем? Пришел мой товарищ и говорит: «Святослав Михайлович, ко мне пришли и говорят, что есть печатный вариант, через месяц будет голосовой… Люди, которые могут это сделать, предлагают заплатить им сто тысяч». Я говорю: «Ты что? За что? И не вздумай. Дурной, что ли, чтобы деньги тратить?» Он предложил: «Я за свои». Я говорю: «Нет».

Я об этом и Президенту рассказал два месяца тому назад. Говорю: «Представляете, Виктор Андреевич, приходит ко мне человек, приносит распечатку и говорит, что эти записи через месяц будут в голосовом виде. Там мои разговоры с Пинчуком о том, что я якобы прошу его на коленях… » Я — на коленях?.. Единственные люди, перед которыми я мог бы стать на колени, это мои дочь или сын, и то, если я сделаю что-то такое, за что мои дети, моя семья будут меня ненавидеть. И то маловероятно! Притом, судя по этим записям, Пинчук звонит мне, а не я ему. Какого фига? Дальше: там звучит «приемная Пискуна». Но у меня не было приемной в Совете нацбезопасности и обороны, где я работал в то время, когда этот разговор якобы происходил. Никто же не вникает! К тому же кто это слушает СНБО? Там же все телефоны проходят спецпроверку. А вот второй разговор, с Хербстом, — был. Но второй разговор почему подсунули? Для того чтобы поверили первому. Что же, у нас было 119 эпизодов прослушивания — Ющенко, Тимошенко, других — теперь будет 120! Возбуждено уголовное дело. Какое право имели слушать Генерального прокурора?

- На ваше прослушивание была выдана санкция?

- Не было никакой санкции. Второй разговор (с послом США.  — Ред. ) был по мобилке. Но перед этим мне приносили письмо посла, есть и свидетель этого. Сергей Винокуров, который принес мне письмо, говорил: «Святослав Михайлович, обвинили священника, что он украл имущество церкви и перевез его в другую церковь. И эта вторая, русская церковь за границей, зачем-то обратилась к послу. Говорят: «Господин посол, мы же не украли, мы взяли крест и два полотенца, перенесли из этого здания вот в это». Я спрашиваю: «А имущество чье?» — «Громады».  — «А громада тоже перешла?» — «Перешла». Какая же это кража? Это надуманное уголовное дело.

Когда посол мне звонил, я сказал ему: «Уже принято решение, мы его сажать не будем». Вот и все. Были еще три или четыре разговора. По его инициативе. Он же посол и защищает интересы своих людей! А кому он должен звонить?

- Кто же под вас копает?

- Сегодня Генеральная прокуратура — очень серьезный игрок в государстве. Сегодня это орган, который может расставить точки над «ч». По фальсификации выборов возбуждено 788 уголовных дел. Знаете, как красиво сделал Пискун? Он получил определение Верховного суда о том, что выборы сфальсифицированы, возбудил 788 уголовных дел — не я, мы все вместе! — по фальсификации выборов. На районном уровне, например, 500, на межрайонном — 200 и на областном уровне — 100 дел. Выстроилась пирамида: район — межрайон — область. Вопрос: кто руководил этой пирамидой? Центральная избирательная комиссия. Она должна была обеспечить законность выборов.

Так вот, господа, я не просто «ля-ля-ля» говорю, а конкретно: ты, к примеру, Иваненко, отвечал за Волынскую область, а у тебя в Волынской области аж 355 уголовных дел по нарушениям. Из них о 280 преступлениях тебе сообщали, но ты не отреагировал, а еще 150 жалоб припрятал. Так вот, это злоупотребление служебным положением, иди в тюрьму!

- Фальсификации, судя по решению Верховного суда, были массовыми и системными. Неужели все в ЦИКе сядут?

- Все!

- Такое может быть?

- Ну, почти все, кого-то оставим. Вот чем опасен Пискун — он очень системный. Вот за что меня не любят. Но прокурор не доктор, его не должны любить. Он должен быть вредным, противным, ненавистным человеком.

- В парламент собираетесь баллотироваться?

- А почему бы и нет? Пойду с коммунистами.

- А правдивы ли слухи о том, что ваш заместитель Виктор Шокин не выполняет ваших распоряжений. Существует ли такая проблема?

- А почему он должен выполнять мои распоряжения? Я ему не начальник, я — руководитель. Он абсолютно самостоятельная профессиональная личность. Я и следователю не имею права сказать: делай так и так. Могу порекомендовать, высказать свою точку зрения. А конкретное дело — не мое дело. Меня журналисты спрашивают: а Сацюк ходит на допросы? Я отвечаю: а кто такой Сацюк? У меня 19 тысяч дел. Вы что! Какой Сацюк! Да зачем мне Сацюк нужен? Есть закон. По закону: не пришел — привели, не привели — удрал, разыскиваем. Не догнали — есть Интерпол.

- Не догнали — хоть согрелись… Как с тем же Пукачем.

- Да, и с Пукачем так. Это уже не мои проблемы.

- Он хоть жив?

- Жив. Его видели.

Прямую линию

подготовили

Ирина ДЕСЯТНИКОВА,

Светлана ОЛЕФИР,

«ФАКТЫ»

369

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів