Экс-министр иностранных дел константин грищенко: «вступление в вто — это как детская болезнь»
Бывший глава внешнеполитического ведомства считает вступление Украины в ВТО неизбежным. Вопрос только в цене за «входной билет». Ведь присоединение ко Всемирной торговой организации несет не только позитив, но и серьезные трудности для целых секторов экономики. А правительство, по мнению бывшего посла в США Константина Грищенко, до сих пор не объяснило, что же в результате мы получим, а что потеряем.
- Константин Иванович, как вы считаете, украинским гражданам хоть известно, что такое ВТО?
- Судя по опросам, 80 процентов людей даже не знают, что обозначает эта аббревиатура. А ведь, когда принимается такое кардинальное решение, как вступление страны во Всемирную торговую организацию, правительство должно опираться на поддержку простых людей. Но о чем говорить, если даже депутаты, представляющие интересы народа, не могут понять суть проблемы. Поэтому в сентябре-октябре текущего года необходимо провести парламентские слушания, во время которых члены правительства могли бы подробно рассказать, какие выгоды от вступления в ВТО получит тот или иной сектор экономики. Какая компенсация будет предоставлена тем, кто окажется в более сложном положении? Какие позиции на переговорах с нашими международными партнерами мы отстояли, а где вынуждены пойти на уступки? Тогда, например, все смогли бы подсчитать, что недостатков от вступления в ВТО столько-то, но преимуществ намного больше.
Вы знаете, вступление в ВТО — это как детская болезнь. Лучше и легче перенести ее в раннем возрасте, чем в зрелом. С одной стороны, без вступления в ВТО невозможно двигаться вперед, быть частью глобальной экономики, защищать свои интересы, а с другой — пока не пройдет этап приспособления к новым условиям, будет больно. И задача правительства — дать четкий ответ: где будет больно и когда станет лучше. К сожалению, такого ответа ни общество, ни народные депутаты не получили.
- А если предположить, что Россия вступит в ВТО раньше Украины Будет ли она нам диктовать условия?
- Действительно, если мы будем иметь четкую программу действий, то лучше быть первым и с позиций члена ВТО уже диктовать свои условия другим странам. Вместе с тем не стоит рассчитывать на то, что Украина, как член Всемирной торговой организации, сможет кого-то существенно склонить к уступкам. Для нас тот же российский рынок еще долгие годы будет оставаться самым серьезным фактором развития, вне зависимости от того, будем ли мы в составе ВТО или нет. Фактор первенства очень важен, но связывать с ним большие надежды было бы безответственно.
- Константин Иванович, говорят, вы из прозападного дипломата превратились в пророссийского политика?
- Я всегда считал и продолжаю считать, что политическое будущее Украины — в Европе. Однако только романтики мечтают пройти этот путь, не обращая внимания на реальность. Нам же нужны прагматики, которые знают, как стать частью Европы, не утратив свою промышленность, научно-технический потенциал. Мы должны иметь внутри Евросоюза голос, с которым будут считаться другие страны. Так что свою позицию я не поменял. Наше будущее — в Европе, но проложить путь к достижению этой цели могут только настоящие профессионалы.
- И что же, по-вашему, для этого нужно делать?
- Поддерживать, если хотите, даже лелеять отношения с Россией. Не потому, что мы должны ее любить. Мы никому и ничего не должны. Но для того, чтобы создать базу для нашего достойного вхождения в ЕС, нужно эффективно использовать все факторы роста. А они находятся и в России, и в Китае, и в Индии. То есть везде в мире, где у нас есть возможности для развития торговли, привлечения инвестиций и т. д. Это не шараханье из стороны в сторону — это использование всех возможных средств и факторов для достижения стратегической цели — стать неотъемлемой составляющей частью Европы.
- А присоединение Украины к НАТО не приблизит Украину к Европе?
- Позиция Республиканской партии в этом вопросе полностью совпадает с мнением Президента Виктора Ющенко. То есть для того, чтобы решать вопрос о вхождении Украины в НАТО, необходимо провести референдум. Но опять-таки правительство должно объяснить обществу, в чем преимущества, а в чем опасность присоединения нашей страны к Альянсу.
- Константин Иванович, на днях все СМИ обсуждали не только события в парламенте, но и будущую свадьбу дочери премьера Юлии Тимошенко с англичанином. Говорят, ваш зять тоже иностранец?
- Дочь познакомилась с будущим мужем, когда училась в Германии. Она в эту страну приехала учить немецкий язык из Украины, а он — из Австралии. Сам наполовину ирландец, наполовину шотландец. Гражданин двух стран — Великобритании и Австралии. Однако выучил наш язык, и дома мы с ним сейчас говорим по-украински.
- Неужели они в Киеве живут?
- Уже почти восемь лет. Мой зять — художник, занимается веб-дизайном, компьютерной графикой, рекламой. Ему нравится жить в Украине и уезжать из нашей страны не собирается. Кстати, у меня двое внуков. Старшей внучке — шесть лет, и она идеально для своего возраста говорит и по-английски, и по-украински.
- Если вам предложат вернуться на дипломатическую работу, согласитесь?
- Я всегда готов работать ради своей страны там, где смогу приносить пользу, опираясь на свой опыт, подходы и гражданско-политическую позицию. Для меня важно, чтобы мои усилия могли дать ощутимый результат. С позиции посла это сейчас вряд ли достижимо. А просто быть послом мне уже давно не интересно.
277Читайте нас у Facebook