ПОИСК
Події

«без машины я как без рук. Хотя их у меня и нет», -

0:00 16 липня 2005
Інф. «ФАКТІВ»
говорит герой публикации «ФАКТОВ» Валентин Сытников, лауреат ежегодной всеукраинской премии «Гордусть крачни», которому удается управлять шестью дачными кооперативами

«Валентин, я преклоняюсь перед вашим мужеством. Если у нас есть такие люди, Украине не страшны никакие невзгоды», — такой лестный комплимент услышал от жены Президента Украины Екатерины Ющенко Валентин Сытников — человек удивительной и нелегкой судьбы, человек редкого мужества и несгибаемой воли. В апреле этого года мы с гордостью сообщали, что герой наших публикаций стал известен не только читателям «ФАКТОВ» — о нем заговорила вся Украина. В номинации «Личное достижение» Валентин Дмитриевич стал победителем и обладателем премии престижной ежегодной всеукраинской акции «Гордчсть кращни», которую учредили «Новый канал» и газета «ФАКТЫ», а спонсировала корпорация «Научно-производственная инвестиционная группа «Интерпайп».

Поводом очередного возвращения к судьбе нашего героя стала неожиданная встреча с Валентином Сытниковым в переполненной городской маршрутке. Валентин Дмитриевич стоял в салоне «Богдана», зацепившись культей за отполированную и скользкую металлическую стойку, чтобы не упасть при резких поворотах. Сидевшие в автобусе всячески старались не замечать пустые рукава седого мужчины, пытавшегося крепко стоять на ногах. Обрадованные встречей, мы сошли на конечной остановке и присели за столик летнего кафе.

«Я все могу, но делаю по-другому, приспосабливаюсь»

- Валентин Дмитриевич! Прежде чем рассказать, почему вы пересели из своего автомобиля в маршрутные автобусы, давайте вкратце напомним нашим читателям о вас.

- Собственно, постоянным читателям «ФАКТОВ» моя история хорошо известна, — смущаясь, говорит Валентин Сытников.  — В девять лет остался без обеих рук. А к своим пятидесяти шести годам сделал все, что полагается в этой жизни нормальному и здоровому мужику: построил дом, поднял на ноги детей, посадил сад, вожу машину, на собственном катере в одиночку ухожу в открытое море и занимаю… шесть руководящих должностей.

РЕКЛАМА

А до этого… Теплым июньским вечером пошли в летний кинотеатр на последний сеанс самого популярного тогда фильма «Тарзан». Домой с пацанами возвращались поздно. Были под впечатлением от картины и начали подражать ее герою и цепляться за вагоны проходившего грузового поезда. Между сцепками в темноте я сорвался на рельсы, под колеса. Сразу отрезало одну руку, второй хотел оттолкнуться, чтобы выскочить из-под грохочущего состава. Но подсунул под колеса и вторую…

Уже безрукого и окровавленного, меня зацепило тормозным шлангом и тянуло под вагоном по шпалам еще полтора километра до самой станции Мариуполь. На мне тогда живого места не было. Что я пережил, словами передать невозможно! Не знаю, как перенес 36 операций, в результате укорачивания от одной руки не осталось ничего, от второй — небольшой кусочек у плеча, чуть больше 20 сантиметров.

РЕКЛАМА

Мы опускаем уже известные страницы биографии Валентина Сытникова: его мытарства по детским домам Украины, романтическую и трогательную историю знакомства с будущей женой Валентиной, шокирующие сцены на постах ГАИ, когда инспекторы недоверчиво ощупывали пустые рукава водителя без рук, уникальный случай спасения безруким человеком тонущих в речке детей…

- В Мариуполе до последнего времени никто не верил, что стареньким, видавшим виды «Москвичом» управляет водитель без рук, — продолжает Валентин Дмитриевич.  — В город приходится мотаться практически каждый день. В основном, по работе. Я работаю председателем шести садоводческих товариществ. По каждому надо везти отчеты в налоговую инспекцию, статистические и финансовые управления, в банк, районное предприятие электрических сетей. Езжу по всем организациям и предприятиям: в одном месте трубы выбью, в другом — электроды и арматуру, в третьем — щебень и цемент… Контингент-то у меня в основном пенсионный: где они купят и чем привезут?

РЕКЛАМА

- Валентин Дмитриевич, знаю вас уже не первый год как неисправимого оптимиста. Не комплексуете из-за увечья?

- Нет, я не унываю. Есть у меня руки! Это моя любимая жена Валя, сын Володя, невестка Наташа, да и девятилетняя внучка Танюша помогает. Так и дом с сыном построили, никого не просили. Печку сам сложил. Вы приезжайте — попарю вас в настоящей финской сауне. Сколько живу, столько и учусь что-то делать, строить, мастерить. Например, пробивать артезианские скважины теперь ко мне за опытом едут от границы с Россией до самого Запорожья. Словом, нет такой работы, которую я не смог бы сделать. Могу сварить украинский борщ и не уступлю в мастерстве опытному электросварщику. Я все могу, но делаю по-другому, приспосабливаюсь. Потому что считаю себя нормальным, здоровым человеком. А вы знаете, как часто снятся мне мои руки! Обниму во сне березку и чувствую ладонями ее прохладную и гладкую кору…

«Приезжайте к нам летом отдыхать. Мой гараж в пяти метрах от моря», — сказал я жене Президента»

- Что больше всего запомнилось из того памятного вечера во время вашего награждения в столичном Театре имени Ивана Франко?

- Во-первых, организаторов акции я удивил, когда, держа ручку в зубах, заполнял документы на получение премии. Они просто поразились: «Какой у вас, Валентин Дмитриевич, красивый почерк!» А когда закончилась официальная часть церемонии, все номинанты премии «Гордчсть кращни» поднялись на сцену. Вместе с нами были видные политические деятели, журналисты, бизнесмены, звезды эстрады, известные украинские артисты. И зал в течение получаса аплодировал нам! Я смотрел в зал сквозь пелену нахлынувших слез, некоторые плакали, не стесняясь, обнимались, поздравляли друг друга. Несмотря на запрет, на сцену выбежала моя внучка Татьяна и спела вместе с Тамарой Гвердцители.

Потом меня позвали к жене Президента Украины. Екатерина Ющенко обняла меня и сказала: «Валентин, я поражена вашим мужеством и вашей волей. Для меня будет большой честью оставить вам автограф». Под рукой ничего не оказалось, поэтому протянул Катерине свой пригласительный билет. Разговорились по душам. Жена Президента спросила: «Вы же из Мариуполя? У вас там Азовское море?» Отвечаю: «Приезжайте к нам летом отдыхать. У меня гараж в пяти метрах от моря». Прекрасно понимаю, что Катерина не приедет отдыхать в мой гараж на море, но она твердо пообещала: «Валентин, акция продолжается, и мы с вами еще встретимся!»

- Живности в вашем «имении» поубавилось?

- Чуть-чуть. Почти сто курочек и петухов, полсотни гусей, 30 индюков, 50 уток — это все вы видели во дворе. Были две коровы. Сейчас — одна. А еще — два бычка, прикупил двух поросят… Дети хоть и выросли, а помогать им надо. Корову завел для внучки Танюши, не хочет пить магазинное молоко. Ничего не продаем, все закатываем в банки или едим свежее мясо. Сам обрабатываю свой огород и еще четыре брошенных участка. Сейчас, когда Валя на пенсию вышла, легче стало. А раньше один управлялся. И фураж припасти, и сараи почистить, и сена накосить, и корову с телятами на пастбище отвести. И это все, как говорится, в нерабочее время.

«Не уйдем без вашего согласия стать и у нас председателем!»

- Могли бы, наверное, отказаться от работы председателя кооператива?

- А что оставалось делать? — оправдывается Валентин Дмитриевич.  — Пришла делегация из соседнего кооператива: «Валентин Дмитриевич! Не уйдем без вашего согласия стать и нашим председателем». Потом пошло-поехало. Вот и верчусь теперь на шести креслах. Считай, 900 участков! Построил дороги, водопроводы, наружное ограждение, провел электричество. Везде надо выбивать, утрясать, выпрашивать. Вот, собственно, мы и подошли к ответу на ваш вопрос: почему езжу общественным транспортом? Мой старенький «Москвич», который еще Брежнева помнит живым и здоровым, заклинил и окончательно вышел из строя. Куда я только ни обращался, везде автомеханики разводят руками: «Ремонту не подлежит. Вези ты его, Дмитриевич, на свалку и не морочь голову». А без машины я, как говорится, как без рук, хотя их у меня и нет. Но на новый автомобиль пока денег не хватает. Вот и приходится ездить маршрутками. Не успеваю! А как объяснить это людям, ведь у меня на попечении более 900 дачников, и все, считай, пенсионеры. Они на меня, как на Бога, молятся.

- Нехорошее это дело — считать чужие деньги, но, когда читатели прочитают это интервью, непременно скажут: «Получил премию, а машину не может купить». Если не секрет, какую сумму вам вручили и на что планируете ее потратить?

- Нет никакого секрета. В конверт мне положили 10 тысяч гривен. Именно их отложили мы с женой на покупку новой «Славуты». Но это лишь половина необходимой суммы. Недостающие деньги планируем выручить от продажи бычка, кабанчика, но это дело не одного года. А работать и жить надо сегодня.

Я проводил Валентина Дмитриевича на пригородный автобус «Мариуполь-Талаковка». Как всегда, пассажиры штурмом занимали места. Последним в салон зашел Валентин Сытников. С трудом протиснулся к ближайшей металлической стойке и обхватил ее 20-сантиметровой культей, чтобы не упасть во время получасовой езды. Никто из «счастливчиков», успевших занять сидячие места, даже не посмотрел в сторону Сытникова, или делали вид, что не замечают инвалида. На прощание я помахал Валентину рукой. Он грустно улыбнулся и ответил кивком головы. Пусть простит меня Валентин Дмитриевич за «инвалида» — страшно не любит он это слово.

433

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів