«когда мы, победители паралимпийских игр, ехали на награждение к президенту украины, в поезде нас приняли за кочующих цыган»
Врач высшей категории, казалось, идеально подходил для того, чтобы заниматься проблемами инвалидов
В 2004 году, пока спортсмены были в Греции на Паралимпиаде, в Луганске назначили нового начальника областного центра «Инваспорт». 49-летний Иван Дудников — врач высшей категории, в свое время с отличием закончивший Луганский мединститут, а затем защитивший кандидатскую, казалось, идеально подходил для того, чтобы заниматься проблемами инвалидов.
Но новый начальник повел себя необычно. Встречая в Киеве делегацию спортсменов, прилетевших из Афин, Дудников, по словам Риммы Старостиной (с которой, кстати, только познакомился), взял у нее в долг 100 гривен. Вернуть пообещал через два дня. Но так этого и не сделал. Приехав в Луганск, он занял тысячу гривен у бронзового призера Паралимпиады в Афинах по тяжелой атлетике Елены Кисиолар — якобы для поступления в магистратуру одного из местных вузов. У паралимпийского чемпиона Александра Дорошенко под тем же предлогом Дудников одолжил две тысячи гривен. И тоже не вернул.
- Мы как раз получили от местных властей премиальные за успешное выступление на играх, — говорит Александр Дорошенко. — И Дудников об этом знал.
К слову, уже на суде стало известно, что он пытался брать деньги за то, что якобы других мог записать в студенты. В начале июля 2004-го Дудников рассказал одной знакомой, что у него есть возможность за определенное денежное вознаграждение устроить на бюджетную форму обучения в один из вузов ее сына. За такую услугу он попросил пять тысяч семьсот гривен. Деньги Дудников получил, но только об устройстве молодого человека в университет речи уже не было.
Практически в это же время Дудников пришел в служебный кабинет директора спортивных сооружений стадиона «Авангард». Накануне у директора был день рождения, и по просьбе именинника ему вместо подарка вручили деньги, необходимые на ремонт автомобиля. Иван Викторович, как и другие коллеги именинника, присутствовал на торжественном поздравлении и знал, что у того имеется определенная сумма наличными. Их он и попросил в долг (якобы для личных нужд), но, вероятно, для того, чтобы внести плату за первый семестр заочной учебы в университете. Полученные взаймы деньги так и не были возвращены.
Тогда же руководитель «Инваспорта» присвоил деньги еще одного призера Паралимпийских игр Андрея Барыбина, живущего в отдаленном райцентре Попасное Луганской области. Андрей передвигается на коляске, поэтому с радостью согласился с предложением Дудникова получить за него тысячу гривен, которые причитались спортсмену в областном отделении банка социальной защиты инвалидов. Денег Барыбин не получил. Как выяснилось в ходе следствия, Дудников представил в фонд поддельный расходно-кассовый ордер с фиктивной подписью паралимпийца.
Терпение Старостиной и ее воспитанников лопнуло после поездки в Киев, где паралимпийцев должен был награждать Президент Украины.
- 16 октября, за два дня до отбытия в столицу, Дудников пришел ко мне и занял еще 600 гривен, чтобы приобрести железнодорожные билеты в Киев для луганских призеров, — рассказывает Римма Старостина. — Объяснил, что бухгалтер не успела получить деньги на проезд. Пообещал вернуть через неделю. Дудников собрал у всех нас паспорта, пенсионные и инвалидные удостоверения, идентификационные коды. На следующий день забежал ко мне, помахивая папкой, дескать, билеты уже есть, в Киев едем девятым вагоном, обратно — пятым, питание всем обеспечил, встретимся на вокзале.
«Только на вокзале поняла, что мы стали жертвами афериста»
- Он уверял нас, что в каком-то колхозе договорился по поводу яиц и колбасы, — добавляет Александр Дорошенко. — Хорошо, что я люблю покушать и взял с собой еды.
- Когда я с Сашей Дорошенко, Еленой Кисиолар и чемпионкой Паралимпийских игр Оксаной Кречуняк приехала на вокзал к киевскому поезду, Дудникова там не оказалось, — рассказывает Римма Федоровна. — Я тогда себя успокаивала: мало ли что с человеком могло приключиться. А ехать-то надо. Такое событие у ребят, может быть, раз в жизни — получать награду из рук самого Президента страны!
Мы направились к «нашему» девятому вагону и стали объяснять ситуацию: мол, сопровождающий с билетами запаздывает, ребята — инвалиды, я — на коляске, позвольте нам войти. А ведь у нас не только билетов, но и документов никаких не было! Очень благодарна начальнику скорого поезда «Лугань» Дмитрию Волынскому, который вошел в наше положение и, разместив спортсменов в купе к проводникам, принялся звонить во все инстанции. Но как же мы были поражены, когда узнали, что в списках пассажиров нас нет — не только в этом вагоне, но во всем поезде! Тут только я поняла, что мы стали жертвами афериста.
Ехать зайцами ребята не захотели, поэтому уплатили за проезд по полной стоимости, ведь документов на право льготного проезда у них тоже не было.
- Пока все выяснялось, мы до позднего вечера простояли в коридоре, — рассказывает Елена Кисиолар. — Проголодались, конечно. Тогда-то Саша и достал свой спасительный пакет со съестным. Помню, люди идут мимо и смеются: вы что, цыгане-кочевники? Смех смехом, но нам было стыдно.
Поняв, что такие же мытарства ждут спортсменов-инвалидов и на обратном пути, начальник поезда Дмитрий Волынский нашел возможность взять билеты домой для Старостиной и ребят.
Руководитель центра уже был осужден за финансовые махинации
- В Киеве надо переночевать в гостинице, а паспортов нет, — вспоминает Александр Дорошенко. — Но мир не без добрых людей — в «Спорте», где мы уже не раз останавливались, нашли наши старые анкеты, переписали их. И нас таки поселили. Но если здесь все как-то решилось, то в Администрацию Президента без документов нас уже не пустили бы.
- К счастью, наши загранпаспорта Олимпийский комитет еще не передал в Луганск, — говорит Римма Федоровна. — За этими хлопотами еле успели на награждение к Президенту.
Вернувшись в Луганск, спортсмены и их тренер подали заявление в милицию. Через несколько дней правоохранители задержали Дудникова.
- Многие мои дети (так Римма Федоровна называет своих воспитанников. — Авт. ) росли сиротами, ничего не имели и добились таких высоких результатов своим трудом, — говорит Старостина. — Выиграли игры, получили заслуженное материальное вознаграждение, а какой-то аферист не постыдился на этом нажиться! Это очень тяжело отразилось на спортсменах и на мне: вернувшись из Киева, я на месяц попала в больницу. Поэтому мы определили свой моральный ущерб в размере пяти тысяч каждый.
Как выяснилось в ходе следствия, еще в апреле 2001 года Артемовский районный суд Луганска за финансовые аферы в одном детском медицинском учреждении приговорил Дудникова к трем годам и шести месяцам лишения свободы с конфискацией части имущества и запретом занимать определенные должности сроком на три года. Но в сентябре того же года Апелляционный суд Луганской области изменил срок на три года и шесть месяцев с освобождением от отбытия наказания с испытательным сроком на один год. Однако судимость с него никто не снимал. Возникает вопрос: как такого человека могли назначить на должность руководителя «Инваспорта»?
Уже на суде выяснилось, что Дудников брал в долг у многих людей. Кто-то еще надеется на то, что деньги ему вернут, кто-то не знает о том, что Дудников арестован и его судят, а кто-то просто не хочет подавать иск, считая потерянную сумму незначительной.
На суде Дудников неоднократно просил пересмотреть меру пресечения — содержание под стражей — на подписку о невыезде, мотивируя тем, что у него на иждивении 14-летняя дочь и 74-летняя мать. Но, как установило следствие, мать подсудимого живет в селе по соседству с домом родной сестры Ивана Дудникова, которая материально помогает и ухаживает за пожилой женщиной.
- Оказавшись в заключении, я прочувствовал свою вину, очень многое понял и сделал для себя адекватные выводы, — говорит Дудников. — Полностью раскаиваюсь в том, что совершил. Обязуюсь погасить материальный ущерб потерпевшим.
Мотив своих поступков Дудников так и не объяснил. К слову, психиатрическая и наркологическая экспертизы признаков алкогольной или наркотической зависимости у него не обнаружила.
Старший помощник прокурора Луганска Елена Лисицына, выступавшая в суде государственным обвинителем, предлагала вынести обвиняемому наказание с изоляцией от общества, учитывая тяжесть содеянного Дудниковым, который нанес материальный ущерб потерпевшим — преимущественно инвалидам.
Дудников осужден на два с половиной года лишения свободы, суд постановил взыскать с него 8700 гривен в счет причиненного ущерба, а также удовлетворил иски о возмещении пострадавшим морального вреда на общую сумму 16 тысяч 700 гривен.
Римма Федоровна на зачитывание приговора не пошла. Уж больно тяжело она перенесла все это дело.
- Была уверена, что он получит заслуженное наказание, — говорит она. — А нам надо жить дальше, забыть об этом случае как о кошмарном сне, а самим вновь доказывать свою состоятельность, завоевывая для Украины новые рекорды.
К слову, пока без малого год длилась тяжба, воспитанники Риммы Федоровны с победой вернулись с чемпионата Европы, проходившем в Финляндии, и первенства мира в Америке и привезли в родной Луганск семь медалей и один мировой рекорд.
540Читайте нас у Facebook