После того как конституционный суд отменил ограничения заработка для начисления пенсии, выплаты выросли только у прокуроров и народных депутатов
Решение Конституционного суда об отмене максимального размера заработка для назначения пенсий сопровождалось рядом резонансных заявлений. Так, министр финансов Виктор Пинзенык сказал, что оно разделило пенсионеров на два сорта:
- У первого сорта пенсия будет составлять 90 процентов зарплаты без ограничений, а второй сорт пенсионеров (и таких большинство) будет получать 1 процент зарплаты за каждый год работы. Таким образом, у некоторых пожилых граждан пенсия может быть 200 тысяч гривен, в то время как другим понадобится 90 лет стажа, чтобы достичь уровня пенсии первой категории.
В 2005 году человек, получающий 6 тысяч гривен в месяц, отчисляет взносы на пенсионное страхование только из 4 тысяч 100 гривен
Так что же отменил Конституционный суд? Для этого нужно вернуться в 2004 год, когда вступил в силу Закон «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». Этот документ четко устанавливает, что взносы на пенсионное страхование удерживаются из заработка в конкретных пределах. Так, в 2005 году эта максимальная сумма составляет 4 тысячи 100 гривен. То есть при зарплате 6 тысяч гривен человек отчисляет взносы на пенсионное страхование только из 4 тысяч 100 гривен.
Соответственно, при расчете пенсии и зарплата принимается во внимание только в пределах ограничений. Если зарплата составляла все те же 6 тысяч гривен, пенсия назначалась исходя из 4 тысяч 100 гривен, с которых были уплачены взносы на пенсионное страхование. В этом и состоит суть закона: из какой суммы уплатил взносы, из такой и назначают пенсию.
В заключительных положениях этого закона (статья 13 раздел XV) указано, что с момента вступления документа в силу для назначения пенсий принимается зарплата в пределах ограничения не только для обычных «страховых» пенсий, но и для выплат по «специальным» законам. Это пенсии, назначенные по законам:
«О государственной службе»;
«О прокуратуре»;
«О статусе народного депутата Украины»;
«О статусе судей»;
«О судебной экспертизе»;
«О Национальном банке Украины»;
«О дипломатической службе»;
«О службе в органах местного самоуправления»;
«О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы»;
«О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов».
А также в соответствии с Таможенным кодексом Украины и Положением о помощнике-консультанте народного депутата Украины.
Именно этот пункт, который ограничивает заработок для назначения «специальных» пенсий, и был отменен Конституционным судом по запросу 50 народных депутатов и Верховного суда Украины. Ограничение для «страховых» пенсий осталось в силе.
С апреля пенсии со всеми надбавками и доплатами не могли превышать 3 тысячи 690 гривен. А теперь могут
Есть одно важнейшее «но»: практически в каждом специальном законе существует норма, ограничивающая заработок для начисления пенсий. И ее никто не отменял. Исключение составляют только два законодательных акта, которые касаются назначения пенсий прокурорам и народным депутатам. Вот как раз этих выплат и коснулось решение Конституционного суда.
Проще говоря, ограничение заработка для назначения пенсии фактически было отменено только для народных депутатов и работников прокуратуры. Остальных пенсий это либо не касалось и раньше (например, пенсий сотрудников МВД и военнослужащих), либо не касается сейчас, поскольку соответствующие ограничения остались в специальных законах. Так что государственным служащим (и приравненным к ним работникам Нацбанка, таможенникам, журналистам, помощникам-консультантам народных депутатов, судебным экспертам, дипломатам, сотрудникам органов местного самоуправления), научным пенсионерам, чернобыльцам, а также обычным пенсионерам выплаты будут насчитываться с учетом ограничения заработка (те же 4 тысячи 100 гривен). Все эти положения четко разъяснены в письме, изданном Пенсионным фондом совместно с Министерством финансов и Министерством труда и социальной политики. В документе указано, что соответствующий перерасчет пенсий начался с момента вступления в силу решения Конституционного суда — с 11 октября 2005 года.
Есть еще одно новшество, коснувшееся как «страховых», так и «специальных» пенсий: была отменена норма, введенная в апреле нынешнего года Законом «О внесении изменений в Закон «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» и некоторые другие законодательные акты Украины». Предусматривалось, что пенсия вместе с надбавками не может быть выше 90 процентов ограниченной суммы. То есть с апреля пенсии со всеми надбавками и доплатами не могли превышать 90 процентов 4 тысяч 100 гривен — то есть 3 тысячи 690 гривен. А теперь могут.
Средняя зарплата народного депутата все еще остается на уровне 17-20 тысяч гривен
Так какая же сейчас пенсия у народных депутатов и почему Виктор Пинзенык говорил о двух сортах пенсионеров? Дело в том, что почти все «специальные» пенсии (например, научным работникам, госслужащим, народным депутатам и так далее) составляют от 70 до 90 процентов заработка в зависимости от стажа.
Сейчас средняя зарплата народного депутата все еще остается на уровне 17-20 тысяч гривен. И несмотря на то что в начале недели парламентарии сообщили о намерении снизить свою заработную плату до прежнего уровня (4-5 тысяч гривен), пока никаких нормативных документов, подтверждающих сей факт, обнародовано не было. Таким образом, при нынешней зарплате парламентариев их пенсия может составить 16-18 тысяч гривен без учета полагающихся к пенсиям надбавок (например, за статус ветерана войны или за особые заслуги перед Украиной).
А вот размеры обычных «трудовых» пенсий исчисляются исходя из нормы: 1 процент зарплаты за каждый год страхового стажа. Плюс человеку дополнительно платят по 1 проценту его пенсии за каждый дополнительный год работы сверх обязательного стажа (для мужчин — 25 лет, для женщин — 20 лет). Таким образом, пенсия мужчины со стажем работы 50 лет составляет 50 процентов его среднего заработка. К ней добавляются еще 25 процентов пенсии — за 25 лет труда сверх обязательного стажа. И рассчитывается пенсия с учетом ограничения заработка.
Что касается госслужащих, научных пенсионеров, журналистов, работающих в государственных СМИ, и других работников, имеющих право на «специальные» пенсии, то их выплаты также могут составлять до 90 процентов заработка. Но, как указывалось выше, принимается во внимание зарплата, ограниченная суммой 4 тысячи 100 гривен.
Так что пенсионеров решение Конституционного суда фактически разделило не на два, а на три сорта.
По мнению министра финансов, «безграничные» выплаты отдельным пенсионерам повиснут тяжелым грузом на бюджете Пенсионного фонда
И немного о том, откуда взять деньги для обеспечения достойного существования народных избранников на заслуженном отдыхе. Пенсии народных депутатов финансируются из государственного бюджета Украины только частично. Объясним на примере. Допустим, пенсия народного депутата, насчитанная по Закону «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», с учетом его стажа и заработка составит 800 гривен. А по Закону «О статусе народного депутата» — 15 тысяч гривен. Так вот, 800 гривен «страховой» пенсии выплачиваются за счет Пенсионного фонда (то есть из тех взносов, которые все мы платим на пенсионное страхование), а остальные 14 тысяч 200 гривен дотируются из государственного бюджета.
Как отметил министр финансов, «безграничные» выплаты отдельным пенсионерам повиснут тяжелым грузом на бюджете Пенсионного фонда, который в текущем году может не осуществить выплаты в полном объеме. По предварительным оценкам, дефицит фонда составит 128 миллионов гривен.
- Уже сейчас сложилась критическая ситуация с пенсионным обеспечением, — сказал Виктор Пинзенык. — И в последующие годы это может привести к катастрофе в данной сфере. Правительство будет продолжать работать над решением проблемы. Понадобится переходная программа, чтобы вывести всех пенсионеров на единые правила назначения пенсий. И у чиновника или депутата пенсия должна быть выше не благодаря исключительным правилам назначения, а за счет высокой зарплаты.
Поэтому Кабинет министров внес на рассмотрение парламента законопроект, которым предложил ограничить пенсии в первую очередь народным депутатам и прокурорам, а также госслужащим, судьям, научным пенсионерам, работникам органов местного самоуправления и военнослужащим 12 минимальными пенсиями по возрасту (в настоящее время — 3 тысячи 984 гривни). Кроме того, этот документ предусматривает, что работающие пенсионеры не получат право на «специальные» пенсии.
Народные депутаты Петр Симоненко и Петр Цибенко внесли альтернативный законопроект, который, как ни странно, поддержал мнение правительства о необходимости ограничить «специальные» пенсии (за исключением «чернобыльских») — но уже суммой в размере 12 прожиточных минимумов для нетрудоспособных лиц (что фактически составляет те же 3 тысячи 984 гривни, поскольку минимальная пенсия у нас в стране назначается на уровне прожиточного минимума).
Но в четверг ратовавшие за равенство зарплат и пенсий парламентарии даже не поддержали вопрос о внесении этих двух законопроектов в повестку дня. Более того, депутат Ярослав Сухый предложил вообще «наложить мораторий на рассмотрение подобного рода законопроектов до марта 2006 года». Чтобы не будоражить общественность накануне выборов.
1216
Читайте нас у Facebook