Если в киеве загорится небоскреб, то спасти людей, живущих выше 16-го этажа, сможет только чудо
После того как недавно в Москве сгорел 25-этажный жилой дом, двое жильцов которого, не дождавшись помощи пожарных, выпрыгнули с балконов верхних этажей и разбились, киевские огнеборцы продемонстрировали журналистам, насколько остро стоит вопрос тушения пожаров в небоскребах для украинской столицы. Наблюдая за тем, как пожарные отчаянно вели борьбу с условным огнем на 23-м этаже дома N 13 по улице Ахматовой, лично у меня сложилось твердое убеждение: покупать квартиру надо не выше седьмого этажа — с такой высоты, по крайней мере, есть шанс спуститься на землю по связанным простыням.
Единственной в городе пожарной спецлестницы, базирующейся на правом берегу Днепра, жителям Левобережья приходится дожидаться по полтора часа
Время и место для учебного пожара было выбрано не случайно. На левом берегу столицы живет более миллиона человек, тут же, как грибы после дождя, появляются бесчисленные высотки. На такие огромные жилые массивы, как Позняки, Осокорки и Троещина, приходятся всего четыре пожарно-спасательные части, а на Харьковском массиве пожарное депо строится уже пять лет. Впрочем, в столице за последние десять лет вообще не появилось ни одного нового депо. Поэтому когда «начался» условный пожар и журналисты «вызвали» огнеборцев, то первые пожарные части приехали на место условного ЧП через 15 минут. По легенде, очаг возгорания находился на 23-м этаже
28-этажного дома, поэтому для эвакуации жильцов с верхних этажей понадобилась спецлестница. В столице такая есть, но она — одна-единственная, базируется на правом берегу и в развернутом виде «дотягивается» в лучшем случае до крыши советской 16-этажки, а в новостройках, где высота потолков повыше, в лучшем случае достанет этажа до
14-го. Лестницу для пожарных подогнали минут через двадцать. Хоть дожидаться помощи спецтехники можно полтора часа, утверждают пожарные. «Пробиться» к месту вызова из-за пробок становится все труднее. Поскольку не все водители, особенно на дорогих иномарках, уступают дорогу — даже спешившим по вызову пожарным машинам.
Как выяснилось, и 50-метровая лестница не панацея от пожара в небоскребе. На наших глазах эта махина минут двадцать раскладывалась. Во дворе «горевшего» дома, как это можно наблюдать во многих киевских дворах, стояли машины. А на том единственном пятачке, где можно было развернуть лестницу, был натянут электрокабель, поэтому спасательная техника с трудом смогла достать до 13-го этажа. В новостройках же высотой в 27-33 этажа в случае пожара спасти людей, по нашим наблюдениям, скажем прямо, будет и вовсе невозможно. Для этого остро необходимы как минимум две 70-90-метровые автолестницы, которые стоят несколько миллионов долларов и изготавливаются по спецзаказу в Финляндии. Или вертолет. Но и то, и то для наших пожарных — из области фантастики.
Вот и получается, что почти на две тысячи киевских высоток (а таковыми считаются дома высотой более 47 метров, что в пересчете на этажи и будет стандартной 16-этажкой) в столице есть только автоподъемник, который достает до 18-го этажа, и уже упомянутая
50-метровая автолестница. И это при том, что с начала года, по данным столичных пожарных, в Киеве в домах с повышенной этажностью случилось уже 58 пожаров. Например, в июле горела квартира на 16-м этаже в доме на проспекте 50-летия Октября, и огнеборцы столкнулись с неординарной проблемой. На подъезде к дому жители многоэтажки установили столбики, чтобы водители не оставляли под окнами свои авто. Пришлось тратить драгоценное время не на тушение пожара и эвакуацию людей, а на спиливание столбиков.
В Европе давно отказались от строительства небоскребов в спальных районах
А время в таких ситуациях — на вес золота, ведь в высотках огонь распространяется молниеносно: по шахтам лифтов, лестницам, коробам для инженерных коммуникаций и мусоропроводам. Мало того что современная квартира, напичканная легковоспламеняющимися материалами и мебелью, выгорает за пять минут вместе со всем нажитым добром, температура при этом достигает 1000 градусов. Как спасаться человеку, «застрявшему» во время пожара этаже на 23-м, если отовсюду валит густой едкий и токсичный дым, соседи паникуют, а выходы к лестнице заблокированы огнем?
И еще проблема, с которой регулярно сталкиваются спасатели, — разворованные пожарные рукава и не работающие пожарные краны. Рукава «тащат» либо сами жильцы, чтобы сдать алюминиевые стволы и крепления на металлолом, либо жэки «убирают» это оборудование сразу после сдачи дома и перевозят на новый объект.
- Если в высотном доме украли пожарные рукава, жильцам следует обратиться в жэк, — советует начальник отдела Госпожнадзора Руслан Буханец. — А если и жэк не отреагирует, то направить письмо инспектору Госпожнадзора. Максимальный штраф, который могут взыскать пожарные службы в таких ситуациях, — 170 грн.
Кстати, как рассказал Р. Буханец, из-за отклонений в проекте в высотных новостройках зачастую нет незадымляемых лестниц, а воздушные зоны заселяются или самовольно захватываются жильцами. Системы противопожарной автоматики и дымовыведения не работают в 20 киевских многоэтажках. Вот и судите о масштабах опасности.
В Европе давно уже отказались от строительства небоскребов в спальных районах. Безопаснее, в том числе и для здоровья, жить в шестиэтажных домах. В Киеве же, наоборот, наблюдается бум строительства высоток. Земля дорожает, с одноподъездной «башни» застройщики получают многомиллионные прибыли. Тут уж, похоже, не до безопасности тех, чьи деньги участвуют в создании этих прибылей.
2103Читайте нас у Facebook