«мы презентовали новую скрипку в парижском особняке, принадлежавшем прежде звездной паре — алену делону и роми шнайдер»
В начале нынешнего года «ФАКТЫ» рассказали о новаторской работе председателя Ассоциации скрипичных мастеров Украины 75-летнего Флориана Юрьева, создавшего скрипку новой конструкции.
В феврале в Национальной филармонии Украины на этой скрипке был дан первый публичный концерт. И вот теперь не имеющий аналогов инструмент с большими, чем у традиционных скрипок, возможностями презентовал в Париже супружеский дуэт — солисты Национальной филармонии заслуженные артисты Украины Герман Сафонов (скрипка) и Елена Строган (фортепиано).
Скрипки лучшего во Франции мастера стоят от 10 до 30 тысяч долларов
С одним из лучших скрипачей Украины Германом Сафоновым корреспондент «ФАКТОВ» встретился сразу после возвращения семейного дуэта из Франции.
- Герман, информационные агентства заинтриговали нас сообщениями, что один из ваших концертов в Париже был дан для некоего узкого круга лиц
- Для аристократок — дам из знатных семейств. Их собралось около пятидесяти. И ни одного мужчины! Подобные концерты — только для светских дам — во многих странах явление распространенное. То, что это знатные персоны, можно было определить по их нарядам. В Париже сейчас даже интеллигенция ходит на концерты в чем попало, а в этом случае все слушательницы были в довольно строгой, отлично скроенной одежде. Но имен этих дам я не знал, пока они не стали подходить пообщаться. Например, одна уже немолодая, подтянутая, маленького роста француженка с утонченными манерами восхищалась теплотой, человечностью нашего исполнения музыки. Затем нас спросили: «Вы знаете, с кем беседовали? Это Ее императорское высочество принцесса Ван Тай, вдова последнего императора Вьетнама Бао-Дая, который умер в 1997 году». Я хотел было подарить ей диск с записями нашего семейного дуэта, но меня остановили: мол, принцесса — особа «протокольная», прежде чем ей что-либо преподнести, следует получить ее разрешение. Кстати, диск выпущен всемирно известной звукозаписывающей компанией «EMI», точнее, ее украинским филиалом — фирмой «Comp Music Emi licensee». Это первый диск классической музыки, записанный данной компанией в Украине.
- Вероятно, посягательство на классическую конструкцию скрипки некоторые ваши коллеги могут расценить чуть ли не как кощунство. Как новаторский инструмент восприняли во Франции?
- На первом же концерте нас ждала приятная неожиданность: пришел мэтр — лучший во Франции скрипичный мастер Сабатье. Откуда он узнал о концерте, ума не приложу. Перед нами все извинялись за то, что почти не было рекламы наших выступлений. Однако, кроме приглашенных, пришло еще множество людей — музыкантов, журналистов, в том числе Сабатье. Он признал новаторство Юрьева удачным и сказал, что нужно продолжать творческий поиск: мол, школа итальянских мастеров развивалась триста лет, так что и новая конструкция может быть еще более усовершенствована.
- Интересно, сколько стоит скрипка лучшего во Франции мастера?
- От 10 тысяч до 30 тысяч долларов. Скрипки современных мастеров, пусть даже самых искусных, стоят гораздо меньше, чем инструменты прославленных мастеров прошлого. Замечу, что в украинских оркестрах профессиональные скрипачи играют обычно на инструментах стоимостью 2-3 тысячи долларов. Добавьте цену смычка — в среднем 500-900 долларов. У некоторых наших музыкантов смычки за 1,5-22 тысячи долларов. В западных оркестрах инструменты более дорогие, там даже можно увидеть скрипки Страдивари — все зависит от щедрости меценатов оркестра. А у нас только солисты получают возможность играть на дорогих скрипках.
К слову, скрипачей-солистов в Украине так мало, что хоть в Красную книгу заноси — чтобы всех перечислить, хватит пальцев одной руки. Но зато и эта пятерка, и лучшие наши скрипичные мастера — все мирового уровня. Скажем, на инструментах Флориана Юрьева играют многие западные музыканты, в том числе из знаменитого Филадельфийского оркестра. В Италии на скрипке закарпатского мастера Степана Мельника выступает украинский скрипач-солист Лесь Семчук. А на альте работы Мельника в составе оркестра Лондонской королевской оперы «Ковент-Гарден» играет другой наш соотечественник, Андрей Вийтович. Всемирно знаменитый композитор Юлий Гальперин, произведения которого мы исполняли в Париже, тоже наш — родом из Киева. В Париже он живет уже 12 лет и также приходил на наши концерты.
«Свою новую скрипку Флориан Юрьев назвал моим именем»
- В каких залах Парижа вы выступали?
- Первый концерт состоялся в особняке, где размещен отдел культуры Посольства Украины во Франции. Наше посольство организовало его минувшим летом, выкупив здание в центре Парижа — это четырехэтажный особняк, который некогда принадлежал звездной паре — Алену Делону и Роми Шнайдер. Я, правда, не обнаружил никаких свидетельств того, что там жили эти мировые знаменитости. Особняк производит сильное впечатление: превосходное убранство интерьеров, на стенах — картины украинских художников, а на сцене — великолепный концертный рояль «Ямаха» белого цвета, подаренный мэрией Киева. Перед выступлением мы подробно рассказали публике о новшествах скрипки Юрьева. Я, кстати, помогал Флориану Ильичу совершенствовать ее конструкцию — играл на ней и вносил свои предложения как исполнитель. Юрьев несколько раз разбирал инструмент, чтобы сделать предложенные мной коррективы. Неудивительно, что именно наш с супругой дуэт дал первый публичный концерт со скрипкой Юрьева. Сейчас мастер завершает работу над инструментом, который задуман специально «под меня». Мне очень приятно, что он назвал скрипку именем «Герман Сафонов». Я не говорил бы об этом, но мастер недавно рассказал о новом инструменте журналистам. А поскольку Флориан Ильич также художник, он украсит скрипку моим портретом, вырезанным из дерева. Мы даже вместе выбивали для этого инструмента заготовки из клена и ели — простукивали их, чтобы подобрать куски дерева с определенным тембром звучания. Кстати, Юрьев еще и классный архитектор — он, в частности, является автором проектов здания станции метро «Крещатик» и дома «с тарелкой» на Лыбидской площади в Киеве. Интересно, что расположенный в «тарелке» зал спроектирован так, что в нем можно давать скрипичные концерты — там отличная акустика.
- Для выступлений в Париже вы специально шили сценические костюмы или, по примеру тамошней публики, приходили на концерты в повседневной одежде?
- Мы выступаем в классических костюмах: на мне — фрак с бабочкой, на супруге — концертный женский смокинг. У нас по нескольку комплектов такой одежды. Шьем мы ее в Киеве, у модельера экстра-класса из Театра имени Ивана Франко Татьяны Соловьевой. Интересно, что французская публика не только позабыла традицию надевать на концерты костюмы, вечерние платья и бриллианты, но и цветы артистам преподносит крайне редко. А вот нам вручали букеты. На концерте в Российском культурном центре (он размещается во дворце, принадлежавшем князьям Юсуповым) мы получили не только цветы, но и бутылку шампанского. После этого выступления был дан ужин в нашу честь в особняке аристократов русского происхождения. Впрочем, на русском языке они уже не говорят. Я не сомневался, что это богатая семья, но сразу не оценил насколько. Хозяин дома сообщил, например, что к столу подано вино с его виноградников. Когда стали подавать мясо, я было пошутил, что дичь, вероятно, из его лесов. Аристократ не понял юмора и серьезно заявил, что у него действительно есть свои леса, но в последнее время он не охотился, поэтому мясо покупное.
И аристократы, и все остальные, с кем довелось общаться во Франции, относились к нам с особой теплотой не только благодаря музыке, но и потому, что мы из Украины — нас приветствовали как граждан страны «оранжевой революции». Обычно во время гастролей на Западе нас принимают как дуэт из Восточной Европы, а в эти декабрьские дни все быстро выучили название нашего государства.
В Париже мы исполняли произведения украинских и российских композиторов, в том числе современных.
Кстати, современная музыка стала одной из причин, подтолкнувших Флориана Юрьева взяться за модернизацию классической скрипки. Дело в том, что инструменты мастеров прошлых столетий делались под произведения тогдашних композиторов. Новая музыка стала сложнее, как бы изощреннее, для нее нужны скрипки с более широкими возможностями. Классические инструменты попросту «захлебываются» на музыке XX века. Еще одна причина изменения конструкции в том, что в современных залах, рассчитанных на 2-3 тысячи зрителей, большинство старинных инструментов плохо слышны на галерке, ведь они рассчитаны на небольшие камерные помещения, в которых устраивали концерты
в XVIII-XIX веках, — там расстояние от исполнителя до последнего ряда было не более двадцати метров. Чтобы хоть как-то решить проблему громкости звучания, давление струн на корпус скрипки увеличено в 2-3 раза. Но это не стало панацеей, а вот качество звучания ухудшило.
Модернизировать скрипку пытались примерно с начала XIX века. Но улучшить ее прежде никому так и не удалось. Возможно, потому, что корректировали, как правило, внешний вид, а это лишь ухудшает качество. Основные новшества Юрьева находятся прежде всего не снаружи, а во внутренней начинке инструмента. Но есть и внешние различия: верхняя и нижняя деки разные по размеру, поэтому соединяющие их бока находятся под наклоном. К тому же нижняя дека вогнута. Это позволило сделать ее тоньше, но при этом гораздо прочнее, чем дека классической скрипки.
553Читайте нас у Facebook