ПОИСК
Події

«увозя меня из больницы на правительственном зиме, маршал буденный успокаивал: «ничего, дочка, все будет нормально»

0:00 29 травня 2004
Інф. «ФАКТІВ»
Четырехкратная чемпионка мира по парашютному спорту Лидия Олефирова, почти пятьдесят лет назад установившая мировой рекорд, собирается отметить свое 70-летие 662-м прыжком!

На днях, будучи в Киеве, экс-президент США Джордж Буш-старший удивил всех: он заявил, что свой 80-летний юбилей отметит очередным прыжком с парашютом. Но, наверное, и сам Буш изумился бы, узнав, как решила отпраздновать свое 70-летие наша землячка Лидия Олефирова.

Три года учебы Лида… прогуляла

В 12 лет Лида Олефирова на республиканских соревнованиях по спортивной гимнастике только на пол-очка отстала от знаменитой Ларисы Латыниной и заняла второе место. А в 18 лет она вошла в сборную Союза по парашютному спорту и через три года завоевала звание абсолютной чемпионки мира! Но досадная травма ноги на соревнованиях прервала ее спортивную карьеру…

На Павлоградском химзаводе, где Лидия до самой пенсии работала рядовой аппаратчицей, многие и представить себе не могли, что эту скромную женщину знал сам маршал Буденный, а в Московском доме авиации и космонавтики имени Фрунзе ей посвящен целый стенд с фотографиями.

Семья Олефировых была в 30-е годы очень известной в Павлоградском районе. Отец -- механик в недавно организованной Межиричской МТС, мама -- первая в этих краях женщина-шофер. Поскольку родители день и ночь пропадали на работе, старшую дочь Лиду отвезли к бабушке с дедушкой в одно из отдаленных сел. Первые три года учебы Лида практически прогуляла, то катаясь в сарае на качелях, то сидя на высокой груше на краю села. Правда, в школу, расположенную в семи километрах от сельского дома, девочку все же иногда загоняли, но от физкультуры она отказалась напрочь: «Ой, в боку колет… » И в 1-ю павлоградскую школу, когда родители забрали 10-летнюю Лиду в город, онапришла со справкой об освобождении от уроков физвоспитания.

РЕКЛАМА

-- Захожу в зал, а там -- батюшки! -- какие-то бублики с потолка свисают, лесенки на стенах, бревна, перекладины, -- вспоминает Лидия Ивановна те годы. -- Я потихоньку свою справку за батарею затолкала и повисла на этих бубликах.

На следующий день, зашив внизу старую майку, Лида явилась в самодельном купальнике на занятия школьной гимнастической секции. А уже через год участвовала в областных соревнованиях по спортивной гимнастике. Поехав семиклассницей в Днепропетровск на республиканское первенство, девочка из провинции неожиданно для всех заняла второе место, лишь чуть-чуть отстав от восходящей звезды, киевлянки Ларисы Латыниной.

РЕКЛАМА

Выполнив в восьмом классе нормативы мастера спорта, Лида подавала такие большие надежды, что ее в разгар учебного года приняли без экзаменов в Днепропетровский физкультурный техникум. Мама не пускала, но малышка ростом 1 метр 42 сантиметра оказалась упрямее. Схватила фанерный чемодан -- и в областной центр!

Впрочем, кульбиты Лида любила не только в спорте -- в жизни она проделывала не менее головокружительные повороты. Когда Лида училась на втором курсе, в техникум пришли представители Днепропетровского аэроклуба -- набирать девушек в секцию парашютистов. Олефирова записалась одной из первых.

РЕКЛАМА

-- Я такая азартная была, -- смеется Лидия Ивановна. -- Везде успевала. Сначала, правда, на меня смотрели скептически -- что за малявка? Да я внимания на это не обращала.

Весившую 40 килограммов спортсменку парашют просто «не чувствовал»

В парашютной секции, которой руководил настоящий ас, неоднократный чемпион мира Иван Федчишин, Лиде сначала доверили лишь укладку парашютов. Всякий раз, когда другие отправлялись на аэродром, Федчишин охлаждал Лидин пыл: «Учись укладывать, пока не подрастешь. Тебя же ветром унесет -- кто отвечать будет?»

К концу года Иван Антонович сдался: «Что ж, прыгай, посмотрим, придешь ли ты после этого в клуб… » Секция к тому времени заметно поредела. Одно дело -- романтика, и совсем другое -- ощущение ужаса, когда стоишь над бездной на крыле. Но Лида свой первый прыжок запомнила как самое счастливое мгновение в жизни.

Парашютисты тренировались тогда на знаменитых ПО-2, с которых в войну легендарные «ночные ведьмы» бомбили фашистские позиции. Прыгать нужно было с крыла на высоте 800 метров, и пока новенькие девушки робко жались возле пилота, Лида решительно прыгнула вниз. Знали бы они, сколько раз она проделала это мысленно! Хотелось только одного: ощутить, что же там, за бортом, увидеть, как выглядят вблизи легкие белые облачка, и посмотреть на землю с высоты. Шагнула с крыла самолета так спокойно, словно взлетала на качелях в дедушкином сарае. И резко открывшийся купол понес ее легко и стремительно, будто и не было на стропах 40-килограммового груза.

-- Я летела и пела, не чувствуя никакого страха. Меня относило в сторону, а я, как когда-то на гимнастических кольцах, подтягивала ремни и шептала: «Врешь, я сильнее… »

Тренер, наблюдая с земли за прыжком, сразу выделил Лиду -- умеет сгруппироваться, владеет собой. А когда она приземлилась в точно обозначенное место, удивленно хмыкнул: «Ну и малышка, всем утерла нос!»

Маленький рост в какой-то степени выручал ее -- соперники на первых порах не воспринимали Лиду всерьез, думая, что в хвосте шеренги топает чья-то дочка. И лишь увидев, как она управляется с огромным парашютом, начинали понимать: внешность обманчива, а кроме силы, парашютисту нужны и ловкость, и отвага, и неунывающий характер.

Через год после того первого прыжка новоиспеченную учительницу физкультуры распределили в Запорожье, там и квартиру обещали дать. Лида совсем уж собралась ехать, только заскочила в аэроклуб за документами. А тут Федчишин: «Выступи напоследок на республиканских соревнованиях -- больше некому». И девушка, за плечами которой было чуть больше 40 прыжков -- не так уж много по республиканским меркам, -- совершенно неожиданно для всех стала абсолютной чемпионкой Украины.

В Запорожье Лида так и не уехала, и днепропетровский аэроклуб на многие годы стал ей родным домом.

Меховой комбинезон для прыжка из стратосферы искали для Лиды по всему Союзу -- таких маленьких размеров не было!

Когда в 1957 году Лида установила в Москве всесоюзный и мировой рекорды на точность приземления, за ней закрепилась слава одной из самых титулованных спортсменок Украины. А было чемпионке всего-то 22 года. Прежде чем в 1958 году Лиду ввели в состав сборной Советского Союза, произошел в ее жизни еще один необычный случай.

Осенью 1957 года группа энтузиастов решила побить мировой рекорд по высоте прыжка и задержке раскрытия парашюта. Подобралось несколько самых отчаянных молодых спортсменов, в основном парни. Но, зная рисковый характер маленькой украиночки, позвонили и ей. Лида ни секунды не раздумывала. Однако возникла проблема с обмундированием.

Прыгать из стратосферы, где температура воздуха ниже 50 градусов, можно было только в специальном меховом комбинезоне, летных унтах и кислородной маске. Ни обуви, ни одежды ее размера в Днепропетровске не нашлось. Парашютисты из разных городов страны искали одежду для Лиды по всему Союзу. И все-таки нашли более-менее подходящую. 10 сентября спортсмены собрались в городе Энгельсе, где был один из самых сильных по тем временам парашютных клубов. На аэродроме их уже ждал самолет ТУ-16, прозванный «ласточкой». И хотя Лида, похожая в большом теплом комбинезоне на неуклюжего пингвиненка, как всегда, стояла в шеренге последней, единственную даму парашютисты при посадке в самолет пропустили вперед.

Она впервые прыгала с такой высоты, откуда не видно было землю, а только густые и, казалось, очень упругие тучи. Самолет набрал высоту 10. 371 метр, когда прозвучала команда «Готовьтесь!». Лида прыгнула одной из первых. Даже те, кто пошел из люка позже нее, уже давно камнем пролетели вниз, а она, казалось, парит в молочно-белом месиве, не ощущая тела. Как потом выяснилось, следящие с земли за прыжком коллеги Лиду потеряли -- она была такая легкая и маленькая, что даже чувствительный локатор ее не фиксировал! Полтора километра летела спортсменка в сплошных облаках, даже ее ресницы, спрятанные под кислородной маской, покрылись инеем. Выйдя из облаков, она сквозь это кружево сразу увидела землю, но так далеко, что на минутку стало страшно. А потом, вглядываясь в стремительно приближающееся поле аэродрома, она считала секунды до раскрытия парашюта. Лида пролетела 9. 725 метров в свободном полете и только на высоте чуть более 600 метров от земли дернула за кольцо. Такой выдержке мог бы позавидовать любой мужчина! Этот прыжок по праву стал мировым рекордом по высоте и задержке раскрытия.

О достижении советских парашютистов написали не только союзная, но и мировая пресса. Лишь тогда об очередном дочкином кульбите узнали родители. «Вот бисова дивка, -- сказала мама, увидев статью с фотографией Лиды, -- что другим страшно, ей нравится!»

Могла ли Лида подумать, что IV чемпионат Европы в Братиславе, куда она приехала в составе сборной Союза, станет последним в ее жизни? Тогда, в 1958 году, 23-летняя Олефирова была в зените своей славы, об этой девушке ходили легенды, и многие титулованные спортсмены из других стран мечтали с ней познакомиться. Она услышала однажды, как один из зарубежных коллег спрашивал у другого: «Покажи, где Олефирова? Вот эта маленькая? Не может быть!» И хохотала до слез, рассказывая потом в гостинице подружкам об этом случае.

Соревнования начались для нее удачно: за выполнение фигур -- большая серебряная медаль, за прыжок с 10-километровой высоты -- первое место. Оставалось еще четыре прыжка -- на точность приземления и задержку раскрытия парашюта. Это был Лидин «конек», поэтому из люка ТУ-16 она шагнула так уверенно, словно и не было под крылом многокилометровой пустоты. Когда заветная отметка была уже почти под ногами, сильный порыв ветра внезапно рванул парашют, и, пытаясь «погасить» купол, она резко ударилась правой ногой о землю.

Боли вначале не почувствовала, прыжок-то опять оказался «победным». Но когда прошел первый восторг, ощутила, как ноет нога. Стопа распухла, и собравшиеся вокруг советской спортсменки врачи сошлись во мнении, что, скорее всего, порваны связки. «Это пустяки, -- храбрилась Лида. -- Лишь бы не перелом».

Но по международным нормам, с такой травмой спортсмен снимался с соревнований. Потребовалось вмешательство тогдашнего председателя ДОСААФ СССР маршала Семена Буденного, чтобы Лиду допустили к дальнейшим прыжкам. И хотя нашпигованная обезболивающими уколами стопа болела ужасно и Лиду буквально на руках пришлось заносить в самолет, она снова прыгнула на «золото».

Последний прыжок оказался роковым: инстинктивно поджав во время приземления травмированную правую ногу, она всю тяжесть перенесла на левую -- и от резкой боли потеряла сознание. Очнулась в машине и увидела, что лежит на заднем сидении, а туго забинтованные ноги покоятся на коленях высокого мужчины с седыми кавалерийскими усами. Семен Михайлович сам отвез Лиду на правительственном ЗиМе из больницы в гостиницу: «Ничего, дочка, все будет нормально». На следующий день она еще как-то умудрилась вместе с четырьмя другими членами сборной Союза подняться на высшую ступеньку пьедестала почета. А дальше -- только долгая череда больниц.

Добавив к пенсии 129 гривен за особые заслуги, с Олефировой сняли субсидию

Почти год Лида лечилась в одном из московских госпиталей.

-- Врачи в конце концов сказали: «Лучше бы у вас были переломы -- они хоть срастаются». А у меня оказались порванными сухожилия и связки. Я даже ходить не могла -- ноги не слушались.

В конце концов ей дали 1-ю группу инвалидности, 120 рублей пенсии и предложили квартиру в Москве. Но беспомощная молодая женщина решила вернуться в Павлоград -- там мама, сестры… Четыре года отчаянных усилий и постоянных тренировок ушли на то, чтобы восстановить подвижность ног. Она справилась, успев за это время выйти замуж и родить Танюшку.

Работу ей рекомендовали только сидячую, поэтому четыре года Лида провела за машинкой на Павлоградской швейной фабрике -- строчила бесконечные простыни, наволочки, сорочки и мечтала о небе. Как только смогла ходить, пришла в городской спорткомитет: «Хочу организовать парашютную секцию для мальчишек, денег за это мне платить не надо, только вышку постройте».

Десять лет Лидия Олефирова тренировала в Павлограде юных парашютистов. По ее подсчетам, секция подготовила более пяти тысяч ребятишек. Живя в крошечной хрущевке в поселке Шахтостроителей, на мизерную зарплату растила двух дочек -- Таню и Наташу. Когда, решив заработать льготную пенсию, она попросилась на местный химзавод рядовой рабочей, никто и не подозревал, что рядом с ними в цехе трудится легенда советского парашютного спорта 50-х годов. Она никогда этим не хвалилась, только для дочек сохранила альбом со старыми вырезками и фотографиями да широкую красную ленту, густо унизанную медалями и значками. Когда вышло постановление о прибавке к пенсии за особые заслуги перед родиной, Лидия Ивановна впервые решилась хоть что-то попросить у государства. Затребовав из архива справку о том, что она чемпионка мира, пришла в собес. Надбавку в размере 129 гривен ей назначили, но… сняли субсидию по оплате за коммунальные услуги, которой она пользовалась как малообеспеченная пенсионерка. Так на так и вышло.

Впрочем, Лидия Ивановна на жизнь не жалуется, -- у нее прекрасные дочери и замечательная 17-летняя внучка. В прошлом году Кристина позвонила бабушке и таинственным голосом спросила: «Бабушка, ты сидишь или стоишь? Я тебе подарок сделала -- прыгнула с парашютом». Теперь на все соревнования Лидия Ивановна сама сопровождает Кристину. А три года назад в Севастополе, на празднике 70-летия парашютного спорта, судья первой категории Лидия Олефирова после 40-летнего(!) перерыва сама надела парашют.

-- Лечу, и такое впечатление, будто предыдущий прыжок был вчера -- ни капли страха или волнения, только радость переполняет. Пушинкой себя уже, конечно, не чувствовала, но приземлилась нормально. Есть еще порох в пороховницах!

Через несколько месяцев Лидии Олефировой исполняется 70 лет. Самый лучший подарок, о котором она мечтает, -- прыгнуть в этот день с парашютом. В Украине прыжков в подобном возрасте не совершала еще ни одна из женщин, а в России 80-летняя Галина Песецкая прыгала лишь в связке с инструктором. Но Лидия Ивановна уверена, что справится сама, и усиленно тренируется: обливается холодной водой, делает ежедневные пробежки. Даже зимой в практически неотапливаемой квартире шахтерского поселка она ходит в легкой футболке -- закаляется. И я уверена, что ни одна пенсионерка Украины не ждет с таким нетерпением и радостью своего 70-летнего юбилея, как ждет его Лидия Ивановна. В этот день она совершит 662-й(!) прыжок.

 


422

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів