Вертолеты «аллигатор» и системы залпового огня «град» намеревались купить в украине контрабандисты для отправки в ирак
Почти восемь месяцев под стражей находятся четверо иностранцев -- двое греков, пакистанец и гражданин Ирака, которых еще в марте задержали по подозрению в организации незаконных поставок вооружения украинского производства в Ирак, а также вербовке в нашей стране наемников для проведения военных операций против сил коалиции. А в нее, как известно, входят и украинские военные. Все эти восемь месяцев из недр следственного управления спецслужбы если и просачивались какие-то сведения о предотвращенном преступлении, то весьма отрывочные и противоречивые. Теперь следствие по этому делу закончено, обвинительное заключение и доказательства вины переданы в Печерский районный суд столицы, где уже состоялось первое судебное заседание. Спустя более чем полгода после ареста злоумышленников становятся известны подробности дела, которое может претендовать на статус самого громкого за последние годы оружейного скандала.
К сожалению, доказательства вины подсудимых и показания свидетелей пока не оглашались. Есть только версия следствия. Впрочем, судебный процесс только начался.
Поскольку полные имена героев этой истории в силу их происхождения трудновоспроизводимы, мы, для облегчения восприятия, будем использовать их краткие версии:
-- Багракос, гражданин Греции, 1949 года рождения, житель Афин;
-- Василиос, гражданин Греции, 1954 года рождения, житель Афин;
-- Шиих, гражданин Пакистана, 1949 года рождения, бизнесмен из Абу-Даби;
-- Халаф, гражданин Ирака, 1956 года рождения, торговец из Багдада.
Оружие для иракских партизан решили покупать в Украине
Итак, все началось в ноябре минувшего года в городе Дубай (Объединенные Арабские Эмираты), где грек Багракос познакомился с гражданином Республики Ирак Халафом. От Халафа и поступило предложение посодействовать поставкам в Ирак товаров военного назначения: вооружения, боеприпасов, военной и специальной техники, взрывчатых веществ и товаров двойного назначения. То есть всего того, что может быть использовано в военных действиях или организации террористических актов. Общая стоимость продукции, которую намеревались приобрести иракцы, составила 800 миллионов долларов.
Покупатели этого добра -- те самые партизаны, против которых в Ираке ведет войну международная антитеррористическая коалиция. Свой вооруженный контингент имеет в Ираке и Украина.
По утверждению обвинителей, именно Багракос разработал план поставок, лично занимался поиском страны, в которой могли бы продать большую партию вооружения иракцам. Украину выбрал после того, как в нашей стране нашлись его знакомые, способные посодействовать в приобретении партии военных товаров. (В частности, в обвинительном заключении фигурирует некто Кариотис, имеющий широкие связи в Украине, но его, однако, на скамье подсудимых нет. Равно как и еще нескольких членов группы, игравших ту или иную роль в этой операции).
Началась проработка всех нюансов будущей операции, в частности, посредники определились с перечнем товаров, в которых нуждались покупатели. Рабочие встречи проходили в разных странах и разных городах. Группа постепенно расширялась -- в ней оказались бывший сотрудник греческих правоохранительных органов Василиос и пакистанец Шиих.
Обвинение утверждает, что роли между членами преступной группы распределялись следующим образом: Багракос взял на себя организацию встречи участников преступной группы в Украине и поиск тех, кто поможет в покупке товара, а также обеспечит успешное проведение сделки. Халаф должен был определить конкретный список товаров, которые будут приобретены, и согласовать его с конечным получателем. Шиих представлял интересы Халафа на предварительных переговорах с посредником на территории Украины, оказывал услуги переводчика на арабский язык и сопровождал Халафа в Ирак, где тот общался с заказчиками. Наконец, Василиоса -- бывшего правоохранителя -- Багракос использовал как начальника службы безопасности группировки и одновременно порученца.
Во время встречи в «Красном лобстере» кота в мешке решили не покупать
К середине марта нынешнего года в Украине практически все уже было готово к приему гостей -- нужные люди мобилизованы, поставщик оружия определен. 17 марта рейсом «Афины -- Одесса» на Черноморское побережье прибыли оба грека и пакистанец Шиих, а из Стамбула прилетел Халаф.
В течение двух дней в кафе «Спортивное» и ресторанах «Красный лобстер» и «Одесса» наши герои обсуждали и уточняли с украинским посредником списки товаров, который собирались приобрести, предложенных им техники и оружия. А «товар» впечатляет -- здесь и вертолеты К-50 «Черная акула», К-52 «Аллигатор», Ми-24, Ми-25 и зенитно-ракетные комплексы «Волга», переносные зенитно-ракетные комплексы «Стрела», зенитные самоходные установки «Шилка», автономные военные самоходные зенитные ракеты; и комплексы ближнего действия «Оса», 23-миллиметровые спаренные зенитные установки, 35-миллиметровые ракетные системы залпового огня «Смерч», 220-миллиметровые ракетно-реактивные системы залпового огня «Ураган» с фугасами и кумулятивными ракетами к ним, 122-миллиметровые реактивные системы залпового огня «Град», противотанковые управляемые ракеты, в том числе переносные противотанковые ракетные комплексы, сухопутные малогабаритные противотанковые ракетные комплексы, реактивные пехотные огнеметы РО-2 «Шмель», ручные Противотанковые гранатометы РПГ-7 с противотанковыми гранатами к ним; 30-миллиметровые автоматические танковые гранатометы. Такому вооружению позавидовали бы армии многих постсоветских стран
Здесь же, в Одессе, покупатели решили не покупать кота в мешке, а ознакомиться воочию с ассортиментом предлагаемой продукции. Смотрины должны были состояться в Киеве, на государственном специализированном внешнеторговом предприятии (кстати, абсолютно легальная фирма).
Официально оружие предназначалось для Кении
Презентация украинского вооружения была назначена на 22 марта. При этом, судя по тезисам обвинительного заключения, само предприятие, которое предлагало к продаже товар, не имело представления о том, куда он будет направлен. По версии следствия, члены группировки хотели, попросту говоря, обмануть представителей украинского внешнеторгового предприятия, чтобы у тех не возникло подозрений в незаконности намерений наших героев. Собственно, с этой целью и было заявлено, что конечным пунктом назначения является не Ирак, а дружественная африканская Кения.
Здесь стоит пояснить, что Организация Объединенных Наций в своей резолюции обязывает членов ООН предупреждать любою поставку или продажу оружия в Ирак. Строги в этом отношении и требования украинского законодательства: чтобы вывезти из страны вооружение, необходимо получить разрешение специального уполномоченного органа исполнительной власти по вопросам государственного экспортного контроля. Чтобы такое разрешение получить, нужно предоставить кучу документальных гарантий, где четко были бы определены адрес поставки и цель использования товаров. Причем все гарантии должны быть достоверными на 100 процентов. Если же становится известно, что товар будет использован в других целях или другим конечным потребителем, поставка автоматически прекращается.
Собственно, чтобы обойти эту преграду, и был придуман вариант с Кенией -- именно сюда формально поставлялась продукция украинских военных промышленников. И именно Кения, где у Багракоса имеются свои связи, должна была предоставить сертификат конечного пользователя. То есть предназначалось, введя в заблуждение продавцов, таки получить товар по списку. А уже через Кению направить его в Ирак. В случае успешного проведения этой 800-миллионной операции, члены группы планировали в дальнейшем потратить в Украине около 4 миллиардов долларов.
Первый этап встречи с поставщиками завершился. Ее участники разошлись на обед, договорились продолжить переговоры позже. Однако сбыться этому было уже не суждено -- Багракоса, Халафа, Шииха и Василиоса задержали сотрудники СБУ.
В случае гибели наемника в Ираке, его семья должна была получить 80 тысяч долларов
Параллельно с покупкой партии вооружений для иракских сепаратистов, участники этой преступной группы, как выяснила СБУ, занимались и еще кое-чем незаконным. Начиная с февраля 2004 года, Багракос и иже с ним прорабатывали тему вербовки на территории Украины наемников для ведения военных действий в Ираке против антитеррористической коалиции. Планировалось, что туда поедут добровольцы из числа бывших и действующих украинских военнослужащих. Предпочтение, судя по всему, отдавалось подрывникам и саперам. Следствию стало известно, что такие планы подсудимые обсуждали во время встреч и за границей, и в одесских ресторанах. Багракос обещал выплачивать каждому наемнику по 20 тысяч долларов за одну операцию. А в случае гибели «героя»-добровольца, его семья должна была получить 80 тысяч долларов.
Следствием установлено, что в Одессе таки состоялась встреча Багракоса с гражданином Ф. , которому рассказывали о порядке материального обеспечения наемников, способах получения заданий и высадки групп в Багдаде, Басре, Аль-Куте
Судья Печерского суда столицы Анжела Стрижевская, председательствующая на этом процессе, удовлетворила ходатайство подсудимых о том, что сначала будут заслушаны свидетели, а потом -- подсудимые. Изменив тем самым традиционный порядок судебного следствия.
По окончании заседания один из подсудимых -- пакистанец Шиих -- сказал корреспонденту «ФАКТОВ» через переводчика, что все четверо отрицают свою вину и намерение поставить в Ирак украинское вооружение, считая дело сфабрикованным. Что ж, как говорится, вскрытие (то бишь, следствие) покажет
Читайте нас у Facebook