БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ  >>
Мир

Самолет, создание которого обошлось в 250 миллионов долларов, установил абсолютный мировой рекорд, развив скорость в десять раз превышающую звуковую, и затонул в тихом океане

0:00 18 ноября 2004 176
Наталия ТЕРЕХ «ФАКТЫ»

Вчера Национальное аэрокосмическое агентство США (НАСА) сообщило об успешном завершении испытаний гиперзвукового самолета X-43A. Он установил абсолютный мировой рекорд, разогнавшись до 11 тысяч километров в час, что почти в десять раз превышает скорость звука!

Подобный результат оказался возможен благодаря уникальному реактивному двигателю «скрэм-джет», использующему в качестве топлива… воздух. Двигатель действует по принципу реактивной турбины, однако способен создавать скорость истечения газов, намного превосходящую все показатели обычных реактивных двигателей.

Недостатком «скрэм-джета» является то, что он может работать, только когда оснащенный им летательный аппарат превысит скорость звука в шесть раз. Поэтому специалистам НАСА пришлось сначала разогнать X-43A до этой отметки, что было сделано с помощью ракеты-носителя «Пегас», которую выпустил, находясь в воздухе, бомбардировщик B-52. На высоте 12 километров над земной поверхностью гиперзвуковой самолет отделился от «Пегаса» и несколько секунд летел самостоятельно. Этого короткого промежутка времени оказалось достаточно для установления скоростного рекорда. Затем X-43A упал в воды Тихого океана.

Работа над этим проектом, получившим в НАСА название «Гипер-X», началась еще в 1996 году. Первые испытания состоялись в июне 2001 года и окончились неудачей. «Пегас» сбился с курса, не смог разогнать экспериментальный самолет до нужной скорости и был взорван. Попытку повторили только в марте этого года, тогда X-43A пролетел в семь раз быстрее звука.

Несмотря на успех, НАСА вынуждено закрыть программу из-за недостатка финансирования. Общая стоимость проекта «Гипер-X» составила 250 миллионов долларов. Однако агентство сейчас все силы бросает на осуществление новой космической программы, предложенной президентом Джорджем Бушем и включающей первый пилотируемый полет на Марс, а также строительство постоянной обитаемой станции на Луне.

Американские ученые все же считают, что X-43A может сыграть роль прототипа будущих гиперскоростных самолетов, которые будут доставлять на орбиту большие грузы дешевле и надежнее, нежели современные космические корабли. Технология «скрэм-джет» весьма перспективна и для гражданской авиации.

Читайте нас в Telegram-канале, Facebook и Twitter

Читайте также
Новости партнеров