Водитель-профессионал на скорости 120 километров спокойно объедет бабулю, выскочившую на дорогу перед его автомобилем, даже если до до нее осталось всего тридцать метров
Оказывается, все мы ездим неправильно. Не так держим руль, не так нажимаем на педаль газа. Толком не умеем припарковаться, вечно царапая диски о бровку. Многие всю жизнь проводят за рулем, так и не научившись красиво и быстро ездить. Ну а те, кого собственная водительская неполноценность выводит из себя, идут прямо к Леониду Шубину -- известному киевскому тренеру, обучающему опытных водителей настоящему скоростному или, если хотите, экстремальному вождению. Шубин -- автор множества учебных методик для водителей. Он берет с учеников немалые деньги, но гарантирует за десять дней сделать из «чайника» лихого и бесстрашного водителя
«Женщины водят машину лучше мужчин, но к скоростной езде они не приспособлены»
-- Во-первых я стопроцентно ничего не гарантирую, -- поправляет меня Шубин. -- К примеру, ко мне приходит женщина и просит сделать из нее водителя-экстремала. Я первым делом прошу ее закрыть глаза, развести руки и дотронуться пальцем до кончика своего носа. Она пытается это сделать, но попадает пальцем в глаз. Какой же из нее получится экстремальный водитель? Может, за год работы, чему-то и научится, но зачем ей это?
пз
-- Так вы женщин не берете в ученицы?
-- Почему же, не беру? Если говорить о водителях-любителях, то женщины водят лучше мужчин. Они аккуратнее. Но к скоростной езде приспособлены хуже. Здесь нужно принимать решения -- четкие и ясные. Проскочить или переждать. Рвануть через перекресток или затормозить. Женщина начинает раздумывать, сомневаться. И вообще у женщин больше проблем психологических, чем технических. У меня была одна состоятельная клиентка, которая попадала в аварии, потому что, услышав визг тормозов, бросала руль и закрывала в ужасе глаза -- она боялась сильно давить на педаль газа. Многим женщинам кажется, что педаль от этого может сломаться.
-- И как вы ей помогли?
-- Тысячу раз заставлял тормозить, и она постепенно привыкла к визгу тормозов. Другая клиентка все время с кем-то сталкивалась, потому что была ужасно рассеянной. Она признавалась, что совершенно забывает о дороге и думает о чем угодно. С ней было практически невозможно ничего сделать. Пока я не придумал один фокус: когда, говорю, садишься за руль, представь, что одновременно с этим начинаешь размахивать у колыбельки с младенцем ножом, а сама смотришь в окно. После этого она стала собранней, а потом привыкла перенастраивать свои мысли на дорогу. Или еще один психологический момент: вы едете по дороге -- и вдруг узкое место. С одной стороны -- яма, с другой -- столб, и нужно между ними проскочить. Если сосредоточить внимание на этом узеньком участке, не замечая ямы и столба, то проскочишь. Если испугаться и сконцентрировать внимание на яме и столбе -- прямо в одну их этих помех и угодишь.
-- В любом случае за десять дней учебы мастером не станешь!
-- Разумеется, высшая категория водителей-экстремалов, кроме всего прочего, должна владеть контактной ездой, то есть мастерством столкновений. Профессионал умеет столкнуть нападающий автомобиль с дороги. Он легонько зацепит его -- и машина перевернется.
-- ?!
-- Все очень просто: вы поворачиваете вправо. 80 процентов веса машины в этот момент приходится на правую сторону. Стоит другой машине ударить вас в левый бок с усилием всего 200 килограммов -- и вы перевернетесь. Еще мастер может вырубить вас не сильным, но прицельным ударом в крыло, и оно сомнется так, что разрежет покрышку колеса Поэтому для меня всегда большой вопрос: а надо ли учить каждого желающего высшему мастерству? Это ведь оружие! Кстати, и возникло оно в автомобильных боях. К примеру, знаменитый «полицейский» поворот придумали американские мафиози, торгующие спиртным. Изначально он назывался «разворотом контрабандиста». Машина гангстеров останавливалась перед полицейскими, перекрывшими дорогу, потом давала задний ход, разгонялась, и в какой-то момент разворачивалась, не теряя скорости. «Полицейскому» развороту можно достаточно быстро научиться, если освоить приемы вращения руля. Только самим экспериментировать не стоит -- порвете коробку передач. Вообще вся учеба начинается с приемов скоростного вращения руля. Это нужно, чтобы просто объехать столб, бабушку или лося, выскочивших на дорогу, когда вы несетесь со скоростью 120 километров. Хороший профессионал объедет лося или бабушку, даже если ему осталось до них тридцать метров, и вернется в свой ряд.
«Не экспериментируйте сами -- поубиваетесь к чертям!»
-- Наверное, нужно знать какие-то особые приемы?
-- Нужно уметь быстро крутить руль и правильно его держать -- обе руки должны лежать сверху на руле. Еще одна деталь: при резких рывках перехватывать руль руками нельзя ни в коем случае. Взялись за него -- и не выпускайте.
-- А по водительской науке тормозить при этом нужно? Или есть опасность заноса?
-- Тормозить нужно. Вопрос в том, как тормозить. Существует 236 способов торможения. Я знаю около двухсот. В любом случае давить на педаль советую фаланговым соединением стопы. При этом хорошо упираться в сиденье спиной. При торможении нельзя опираться пяткой на пол, иначе усилие уходит в пол, и вы не будете чувствовать силу замедления машины, не поймете заблокированы колеса или нет. Самый бесхитростный способ -- я сам пользуюсь им при обычной езде -- торможение одновременно двигателем и тормозом. А при гололеде я вообще тормоза не трогаю -- плавно замедляюсь исключительно при помощи двигателя, постепенно переключаясь на пониженные передачи.
-- Но ведь существует АБС, не позволяющая колесам блокироваться, а машине ехать юзом?
-- Профессионалы тормозят так, чтобы не включалась АБС. Я даже не знаю, как она у меня работает. Про АБС важно помнить одно: антиблокировочная система удлиняет тормозной путь. На скользкой дороге она помогает, но если дорога сухая, и вы резко дали по тормозам, АБС может сыграть с вами злую шутку.
-- А как тормозить в экстренной ситуации?
-- Самый эффективный из способов, которые мне известны, -- это силовое скольжение. Им владеют автогонщики, но могут научится и обычные водители. На передние колеса при торможении приходится 80 процентов веса машины, поэтому и передние колодки вы меняете в пять раз чаще, чем задние. От передних колес, с визгом скользящих по дороге, на асфальте остаются черные нагретые полосы с кусочками резины. Задние колеса идут по этим полосам, как по маслу. Чтобы такого не происходило, машину нужно разворачивать под углом к направлению движения (задние колеса в этом случае скользят по свежему асфальту. -- Авт. ), и лишь потом резко давить на тормоз (автомобиль в этом положении едет, как бы выставив вперед один бок. -- Авт). Но прошу: не экспериментируйте с этим сами -- поубиваетесь к чертям!
-- Я слышал, тренеры водителей-экстремалов на большой скорости неожиданно выплескивают на лобовое стекло ведро воды.
-- Я против такого метода. В следующий раз бабушка на дорогу выскочит, а человек инстинктивно дворники включит. Одно из моих любимых упражнений -- заставить водителя катать «носом» автомобиля большой мяч. Это действительно вырабатывает «чувство машины». Мы с приятелем вообще зажимали мяч между машинами, а затем разгонялись до сотни километров в час. Любопытная вещь -- чем выше скорость, тем легче держать дистанцию между автомобилями. Поэтому машины кортежей, идущие на огромных скоростях, так легко держатся друг за другом
-- Они еще по встречным ездят, и не боятся
-- Они очень четко оценивают расстояние до машины, которая несется навстречу. Особенно ночью. Профессионал знает, что в момент, когда луч света от встречных автомобилей разделяется надвое -- то есть становится различимым не просто пучок света, а каждая фара в отдельности -- до встречного автомобиля остается еще 300--500 метров
256Читайте нас у Facebook