Сорок лет проработала механизатором винничанка галина иванова, управляя трактором Одной рукой
Галину Иванову, бывшую трактористку сельхозпредприятия «Родина» в поселке Стрижавка под Винницей, односельчане очень уважают -- в ее трудовой биографии столько весомых свершений! Мужественная жизнерадостная женщина, научившаяся управлять трактором одной здоровой рукой, она никогда не жаловалась на трудности. Многие односельчане искренне удивлялись, что Галине Ивановне не хватает смелости обратиться в больницу, чтобы врачи отделили приросшую к туловищу руку.
«Из-за того, что я «летала» на тракторе, односельчане назвали меня Валентиной Терешковой»
Галина с детства мечтала стать трактористкой. Дом в Ворошиловке Могилев-Подольского района Виннитчины, где она много лет назад жила с мамой и маленьким братишкой, находился как раз неподалеку от колхозного поля. Девочка так привыкла к запаху солярки от тракторов, проезжающих каждый день мимо их дома, что он стал для нее родным. А увидев однажды, как много зерна зарабатывают механизаторы (с целыми прицепами по окончании жатвы возвращались домой), Галя твердо решила: вырастет и обязательно сядет на трактор. Девчушка рассказала о своей мечте маме, каждое утро спешившей с сапкой на колхозное поле, и пообещала, что когда-нибудь их семья ни в чем не будет нуждаться. Ведь мама, хоть и тяжело трудилась, но ее заработков еле хватало, чтобы кое-как прокормиться. Увы, мама Галины умерла, когда девочке было всего девять лет, и тогда их с братиком забрала к себе тетя, сестра матери. «Как жаль, что мама так и не увидела, как лихо я управляюсь на тракторе!» -- с грустью говорит 58-летняя Галина Иванова.
-- Как-то ребята-односельчане прочитали в газете о том, что в Казахстане набирают молодежь в училище механизации сельского хозяйства. Мы отправились в далекий путь, -- вспоминает Галина Иванова. -- Меня сначала принимать не хотели, ведь мне было тогда лишь 14 лет, попросили приехать через год-другой. Тогда я сама пошла к директору училища, объяснила, что сирота, что на обратную дорогу денег нет и что мне очень-очень надо выучиться на трактористку. Он похвалил меня, мол, такого упорства и на нескольких парней хватит! А через два года я с дипломом механизатора широкого профиля возвратилась в свою Ворошиловку. И, конечно, пошла работать в местный колхоз. Помню, просто «летала» на своем тракторе, из-за этого односельчане меня Валентиной Терешковой назвали! Однажды послал нас председатель колхоза в соседнее село за камнями для строительства. Парни на скоростных ЮМЗ, МТЗ, а я на стареньком Т-40 еле за ними поспеваю. Добавила скорость, неудачно съехала с горы, трактор и перевернулся. Тогда все обошлось. А через некоторое время, когда я вместе с другими механизаторами получила наряд засевать поле на окраине села, не доехала до него. Не вписалась в крутой поворот дороги и угодила в яму. Трактор опрокинулся, а кабину заклинило -- выбраться из нее я не смогла Через мгновение произошел взрыв, и я с ужасом увидела, что кабина трактора объята огнем. Помню, спасаясь, закрыла лицо руками, чтобы не обгорело. Очнулась в районной больнице, куда меня доставили односельчане.
Врачи диагностировали у пострадавшей ожог 65 процентов кожи. Многие с такими обширными и тяжелыми ожогами в то время не выживали. Галина выжила и училась терпеть неимоверную боль. Сегодня с ужасом вспоминает о лечении, которое состояло в том, что ее просто погружали в ванну с раствором марганцовки, и тогда остатки обгоревшей кожи слезали. Еще делали уколы с пенициллином, прикладывали к открытым ранам мазь Вишневского. Лечение продолжалось около года. Поскольку в то время пересадку кожи не производили, правая рука Галины с открытыми ранами несколько раз прирастала к туловищу, и врачам приходилось разделять их с помощью хирургических инструментов.
В конце концов, разуверившись в возможностях тогдашней медицины, Галина постепенно начала привыкать к своей приросшей к туловищу от локтя до плеча правой руке. Но отдыхать ей не давала: и по полведра воды носила, и на огороде управлялась, и писала. Хотя, возможно, было бы проще научиться все делать левой рукой. Но самое интересное, что мужественная девушка осуществила свою мечту стать настоящей трактористкой! И через некоторое время, отказавшись от второй группы инвалидности, опять вернулась на работу. Вот только не могла слышать, как односельчане, глядя ей вслед, порой сокрушенно вздыхали и называли «бедненькой калечкой». Всякие слова жалости для Галины были оскорбительными. Поэтому она решила снова уехать в Казахстан
«Муж всегда считал меня лучше и красивее всех и охотно помогал дома и на работе»
После нескольких лет работы в военном совхозе неподалеку от Байконура Галина с мужем, трактористом Василием, уехала на его родину, в Стрижавку. Супруги вырастили троих детей, все они уже взрослые, имеют свои семьи
-- Всю жизнь я тщательно скрывала свои безобразные рубцы на теле. Даже летом в жару вынуждена была носить одежду с длинными рукавами, высоким воротником и, естественно, без выреза, -- продолжает Галина Ивановна. -- Правую руку постоянно держала в кармане, так мне было удобнее ходить, да и внимание окружающих не привлекала. И голову привыкла держать только прямо, не поворачивая, ведь подбородок из-за стягивающихся на груди рубцов буквально врос в шею. Несмотря на эти чудовищные увечья, я никогда не чувствовала себя инвалидом. А вспоминая о тяжелых операциях, которые пережила в юности, гнала от себя прочь мысль о том, чтобы обратиться за помощью к врачам. Хотя и понимала, что медицина теперь сильнее, но добровольно ложиться под нож хирурга все равно не хотела. Да и муж Вася уверял меня, что я и так лучше и красивее всех. Он всегда помогал мне хлопотать по дому. И на работе никаких поблажек мне никто не делал, все нормы я выполняла наравне со здоровыми людьми. Вот только ремонтировать трактор было трудно, ведь некоторые запчасти оказались для меня неподъемными. В таких случаях муж уступал мне свой трактор, а с неисправностями в моем разбирался сам. У нас с ним все ладилось. Правда, если Вася затевал разговор о том, чтобы я подыскала себе более женскую работу, мы начинали ссориться. Как-то я даже в пылу размолвки ответила ему, что меня, конечно же, можно обижать, ведь я калека. Но он рассердился еще больше и попросил, чтобы я никогда об этом не говорила.
Галине Ивановне пришлось во многом себя ограничивать. Даже когда она болела, обращалась в поликлинику лишь в крайних случаях. Стеснялась показывать кому-то исполосованные рубцами грудь и руку. А дети -- сыновья Леня и Коля, дочь Елена -- не давали матери покоя, уговаривая ее идти в больницу
-- Однажды, когда Леня случайно увидел, как мама промывает рану настоем трав, очень обеспокоился и сказал, что больше не будет просить ее пойти к врачу, а сам к нему отвезет, -- рассказал Николай, младший сын Галины Ивановны. -- Мама жаловалась, что рана возникла совсем недавно, что она промывает ее фурацилином и ромашкой, но та все равно не заживает, продолжает гноиться. И впервые за много лет мама согласилась, чтобы ее осмотрел хирург. Мы отвезли ее в Винницу, в ожоговое отделение областной больницы. Врачи очень удивились тому, что больше сорока лет женщина жила с приросшей к туловищу рукой, объяснили, как с помощью специальной методики отсоединят руку. Маме предложили операцию, и она, слава Богу, не отказалась.
Почти сразу после операции Галина Ивановна смогла поднять голову и посмотреть вверх, чего не делала много лет
-- У Галины Ивановны, видимо, остались тяжелые воспоминания о проведенном более сорока лет назад лечении, которое к тому же было и малоэффективным, -- считает заведующий ожоговым отделением Винницкой областной больницы имени Н. Пирогова кандидат медицинских наук Василий Нагайчук. -- В то время таких больных помещали в общее хирургическое отделение, специализированных ожоговых клиник не существовало, и, естественно, методика лечения тяжелых пациентов тоже не была разработана. Правая рука Галины Ивановны приросла к туловищу не просто по одной линии, а всей своей внутренней поверхностью от локтя до плеча сантиметров на восемь-десять, составляя вместе с туловищем одно целое. Тем не менее этой рукой женщина работала. Наверное, нагрузила ее сильнее, чем обычно, вот и травмировала рубцовую ткань, ведь рубцы не растягиваются, как кожа -- эластичная, податливая. К тому же обычно по прошествии многих лет на старых рубцах появляются язвы, которые опасны тем, что могут перерасти в онкологические заболевания. Да и сами по себе старые послеожоговые рубцы по своей природе являются благодатной средой для развития различных заболеваний. Тем более с возрастом иммунитет снижается, организм постепенно теряет способность противодействовать болезням
Операция требовала от хирургов предельной осторожности, ведь рядом с иссеченными тканями могли проходить магистральные сосуды, которые под воздействием рубцов «подтягивались» к поверхности тела. К счастью, четырехчасовая операция прошла успешно. Почти сразу после нее Галина Ивановна смогла поднять голову и посмотреть вверх, чего много лет не делала. Руку подвязали к высокой перекладине на больничной кровати, чтобы скорее заживали раны. В больнице Галина Ивановна шутила, мол, настрадавшись всю жизнь с этой рукой, теперь ею же отдает честь спасшим ее врачам.
-- После операции прошло несколько месяцев, наша необычная пациентка уже успела пройти курс реабилитации в немировском санатории «Авангард» и сейчас на здоровье не жалуется, -- говорит ожоговый хирург Василий Нагайчук. -- Теперь она и сама считает, что напрасно раньше стеснялась обратиться к нам за помощью и столько лет мучилась.
-- Я чувствую себя так, будто нашла эту руку, -- улыбается Галина Ивановна. -- После операции все время думала о том, что вот какая моя рука молодец -- двигается! Теперь я и до выключателя достаю, и до ручки колодца, словом, со многими житейскими мелочами стало значительно проще. Постепенно свою «новую» руку нагружаю всякой домашней работой, а муж шутит, что и готовлю теперь намного вкуснее. Я очень благодарна врачам, которые спасли меня, помогли избавиться от этого увечья. И хочу обратиться ко всем людям, которые страдают тяжелыми недугами и стесняются обратиться в больницу. Поспешите к врачам, они вам помогут!
Из тракторной бригады Галина Ивановна уже ушла на пенсию. Наблюдая порой, как мужики колесят на тракторах по улицам Стрижавки, долго смотрит им вслед, вспоминая свои молодые годы. Те из них, кто помнит, как ударно трудилась она на тракторе, приглашают подъехать вместе с ними. «Отъездилась!» -- улыбается Галина Ивановна, желая им доброго пути
379Читайте нас у Facebook