Чтобы лечение злокачественной опухоли не навредило всему организму, врачи назначают больным сорбенты
-- За последние сто лет рак, среди причин смертности, переместился с десятого на второе место, -- рассказывает заведующий отделом искусственных органов Института экспериментальной патологии, онкологии и радиобиологии им. Р. Е. Кавецкого доктор медицинских наук профессор Владимир Николаев. -- По прогнозам ВОЗ, до 2020 года эта болезнь может выйти и на первое место. Тем не менее диагноз рак уже не звучит как приговор. Больше половины онкологических больных выздоравливают благодаря хирургической, лучевой и химиотерапии. Все эти цифры прозвучали недавно в выступлении директора нашего института член-корреспондента НАНУ Василия Чехуна на заседании Верховной Рады Украины.
Еще в 30-х годах прошлого века знаменитый украинский ученый Александр Богомолец и его ученик Ростислав Кавецкий говорили, что рак -- это болезнь всего организма. Опухоль выделяет ядовитые продукты, которые вредят органам. Кроме того, лечение рака -- химио- и лучевая терапия -- очень токсичны к тканям. Нейтрализовать токсины помогают сорбенты, которые представляют собой новый класс препаратов.
-- Как они сочетаются с химиопрепаратами?
-- Существуют разные схемы назначения сорбентов. Можно ввести химиопрепарат в артерию, которая снабжает пораженную опухолью зону, а на выходе при помощи сорбентов «выхватить» его из соответствующей вены. Тогда химиопрепарат не попадает в системный кровоток. Сорбенты довольно быстро удаляют онкологические препараты и из общего кровотока. Есть схемы, при которых всю ударную дозу пациенту вводят в течение одного дня, затем ему дают одну-две недели на восстановление. В этот период больной принимает энтеросорбенты, снимающие интоксикационный и рвотный синдромы. Бывают и такие ситуации, когда повторный курс химиотерапии смертельно опасен для больного. Новейшие сорбенты дают возможность таким больным восстановить силы и продолжить лечение.
-- Каким образом сорбенты действуют в организме?
-- Есть гипотеза, что благодаря сорбентам возрастает восприимчивость опухоли к химиопрепаратам. Подобный механизм существует при некоторых видах заболеваний, например при наркозависимости. После проведения гемосорбции у наркоманов резко снижается привычная доза. А у тех, кто длительное время отказывается от наркотиков, благодаря сорбентам повышается чувствительность мозга к собственным гормонам удовольствия. Это помогает им преодолеть депрессию. Чем-то похожие механизмы повышают эффективность противораковых препаратов после гемосорбции у онкобольных.
Что касается лучевой терапии, то гемосорбция позволяет смягчать ее действие на организм. Еще в 1976--1983 годах существовала закрытая программа по разработке методов сорбционного лечения лучевой болезни. До 80% собак выживали после получения смертельных доз облучения. Это был очень хороший результат, так как в то время считалось: если луч прошел через ткани и поразил генетический аппарат, всякая терапия бесполезна. При облучении первым повреждается костный мозг. Человек может погибнуть от кровотечения, инфекции, потому что исчезают защитные функции крови. И чем больше доза облучения, тем больше органов выходят из строя. В то время ученый Михаил Кузин высказал идею, что луч оставляет в организме шлейф биоактивных веществ, радиотоксинов, которые могут и дальше поражать организм, а мы с профессором Л. Б. Пинчук решили, что их можно удалить с помощью гемосорбции. Так и оказалось. Но метод гемосорбции работал только в первые 36 часов после поражения. К сожалению, у пострадавших в Чернобыле этот метод не успели применить. О катастрофе мы узнали уже спустя несколько суток.
-- Сорбенты вместе с вредными веществами могут «выметать» и полезные?
-- Они работают избирательно. Например, если сорбентами, предназначенными для лечения печеночных заболеваний, обрабатывать смесь аминокислот, они удалят вредные для печени ароматические соединения. Если же сорбенты «прихватят» лишнее, то в организме срабатывают надзорные механизмы. Как только возникают отклонения от нормы, эта система моментально реагирует и компенсирует возникший дефицит.
Тем не менее сорбционная терапия -- не панацея. Лекарств от всех болезней не существует.
789Читайте нас у Facebook