В канун дня независимости украины освятят стефаниевский придел восстановленного успенского собора
После того как Успенский собор Киево-Печерской лавры взорвали в 1941 году, от храма осталась лишь часть Иоаннобогословского придела. Руины десятилетиями напоминали киевлянам о трагедии
Нынче, в канун Дня Независимости Украины, будет освящен уже второй -- Стефаниевский -- придел собора.
-- Это один из семи основных приделов Успенского собора, -- говорит заместитель начальника Главного управления культуры и охраны исторического и культурного наследия Киевской горгосадминистрации Руслан Кухаренко. -- Ранее в восстановленном храме был освящен уцелевший Иоаннобогословский придел и нартекс -- часть храма, расположенная ближе ко входу и имеющая свой иконостас. Следующим будет украшаться и освящаться -- возможно, в будущем году -- придел Андрея Первозванного. После восстановления собора даже специалисты из ЮНЕСКО не смогли обнаружить швы между старой и новой кладкой, настолько скрупулезно выполнены строительные работы.
Все части собора будут украшаться резными деревянными позолоченными иконостасами по мере их изготовления, создания львовскими живописцами икон к ним. Напомню, что в восстановленном Успенском соборе -- сложном сооружении использованы передовые инженерные технологии подогрева пола, системы снеготаяния, акустики и вентиляции. Самым уникальным и единственным в Украине по красоте является пол, уложенный орнаментом из цветного мрамора -- зеленого, розового, белого и серого. Для примера скажу: стоимость строительно-монтажных работ составила 69 миллионов гривен. В эту сумму вошла стоимость благоустройства территории Верхней лавры и прокладки коммуникаций. А для создания интерьера и росписей будет истрачено 150 миллионов гривен.
В соборе еще не расписаны стены. К этим работам приступим, когда химико-технологическая лаборатория скажет: влаги нет, можно начинать. Ведь после возведения собору нужно было дать «высохнуть», «усесться». Возможно, киевские живописцы начнут расписывать стены уже в нынешнем году. Для этого выбрана техника кейм (такая же, как в Михайловском Златоверхом). Но есть идея кеймом расписать лишь орнаменты, а маслом на наклеивающихся холстах написать канонические сюжеты -- ведь масляные краски позволяют сделать работы более тонкими и художественными.
Живописная концепция собора уже утверждена. На стенах появятся сюжеты, которые были здесь в ХVIII веке. Их полностью скопировал в начале ХIХ века киевский живописец Солнцев перед тем, как штукатурку сбили и «переписали» собор по «моде» ХIХ века. Вот эта роспись до нас и не дошла. Храм был взорван и только маленький фрагмент его уцелел. Этот фрагмент был сохранен и отреставрирован.
257Читайте нас у Facebook