Несмотря на то, что россия отменила двойное налогообложение поставок нефти, некоторые специалисты считают, что горючее на отечественных заправках подорожает уже в конце августа
Ситуация на топливном рынке, причем как на отечественном, так и на мировом, остается напряженной, в связи с чем высказываются пессимистические прогнозы дальнейшего развития событий. Все чаще звучит мнение, что горючее на украинских заправках таки подорожает.
Цены на некоторые марки бензина уже начали повышаться
Как считает директор энергетических программ аналитического Центра имени Разумкова Владимир Сапрыкин, стоимость нефтепродуктов в Украине может повыситься уже в конце августа. По мнению эксперта, это связано с тем, что в последнее время цены на мировых рынках нефти резко возросли, достигнув рекордных показателей. Кроме того, с начала августа Россия увеличила экспортную таможенную пошлину на нефть на 68 процентов.
Даже отмена двойного налогообложения поставок нефти в нашу страну вряд ли приведет к снижению стоимости сырья, так как одновременно с отменой НДС российское правительство увеличило ставки других налогов, которые уплачивают нефтяные компании. Таким образом, расходы нефтяников, включающиеся в стоимость нефти, почти не сократились. Кстати, двойное налогообложение отменят только с нового года, а экспортная пошлина выросла уже сейчас.
Также недавно Кабинет министров Украины отменил ряд административных ограничений, введенных в начале лета, когда ситуация на отечественном топливном рынке могла выйти из-под контроля. В частности, государство отказалось от регулирования вывоза нефтепродуктов из Украины.
Учитывая эти обстоятельства, Владимир Сапрыкин делает вывод, что в течение августа можно ожидать повышения цен на нефть, и, как следствие, -- подорожания нефтепродуктов. Не исключено, что стоимость горючего на заправках увеличится даже на 10 процентов.
Кстати, уже сейчас топливо в розничной торговле начало дорожать. Исключение составляет бензин А-95, цена которого жестко регулируется правительством и остается на уровне 2 гривен 90 копеек за литр. В частности, с середины июля стоимость бензина А-76 выросла на 12 копеек -- с 2 гривен 8 копеек до 2 гривен 20 копеек за литр. Самые высокие цены на данную марку горючего (2 гривни 25 копеек) зафиксированы в Крыму и Донецкой области, а самые низкие (2 гривни 10 копеек) -- в Днепропетровске. Бензин А-92 за этот же период подорожал в среднем на 5 копеек -- с 2 гривен 68 копеек до 2 гривен 73 копеек за литр. Наиболее высокая цена этого горючего (2 гривни 75 копеек за литр) -- в Симферополе.
Запаса горючего в 2 миллиона 500 тысяч тонн в случае кризиса должно хватить стране на 90 дней
На мировом рынке наблюдается более существенное подорожание. На днях цена нефти преодолела исторический рубеж -- 45 долларов за баррель. Такого еще не было. И, похоже, это не предел. Уже в ближайшие дни, если не будут приняты экстренные меры, прогнозируется увеличение цены до 50 долларов за баррель.
Одной из причин роста цен эксперты называют существенное сокращение поставок нефти из Ирака. Специалисты сходятся на том, что если в ближайшие два дня объемы поставок «черного золота» не будут восстановлены, то запасы на терминалах иссякнут, а цены на нефть вновь взлетят. Есть и другие причины, оказывающие влияние на мировой топливный рынок. Это и скандал вокруг компании «ЮКОС», поставлявшей 2 процента всей нефти на мировой рынок, и небывалый рост потребления горючего азиатскими странами, в первую очередь Китаем, а также, то, что Организация стран -- экспортеров нефти (ОПЕК) не в состоянии оперативно обеспечивать нарастающий спрос.
Если же произойдет какой-либо крупный инцидент, способный привести к сокращению добычи или поставок нефти, то может произойти обвал мирового топливного рынка и, как следствие, мировой экономики. Такой прогноз опубликовал один из ведущих европейских банков -- Дойчебанк. В документе указывается, что цена на нефть может достигнуть 100 (!) долларов за баррель.
Кстати, президент Венесуэлы, являющейся одной из крупнейших стран -- экспортеров нефти, Уго Чавес также утверждает, что цена может дойти до 100 долларов за баррель. Конечно, сегодня такие предсказания кажутся невероятными, но стоит вспомнить, что после успешного блицкрига в Ираке прогнозы, предсказывавшие цену нефти 40 долларов за баррель, тоже казались крайне нереалистичными.
В этих условиях специалисты из разных стран все чаще говорят о необходимости создания государственного резерва горючего. Кстати, последствия отсутствия такого запаса Украина уже ощутила в начале лета, когда в период пикового роста цен на заправках правительство могло влиять на трейдеров только угрозами и административными рычагами давления. Хотя для прекращения ажиотажного подорожания топлива достаточно было поставить на рынок дешевое топливо из резервного фонда.
Видимо, правительство сделало определенные выводы и все же решило заняться созданием стратегического резерва нефтепродуктов. В частности, Министерство топлива и энергетики Украины приступило к разработке долгосрочной государственной программы по созданию запаса нефтепродуктов. Предполагается, что его объем составит 2 миллиона 500 тысяч тонн, которые должны обеспечить потребности страны на протяжении 90 дней. Эксперты полагают, что трехмесячного резерва достаточно для стабилизации ситуации в случае перебоев поставок топлива.
По данным Минтопэнерго, сегодня в резерве около 300 тысяч тонн нефтепродуктов. Этого объема горючего может хватить стране на десять дней. А ведь еще пять-шесть лет назад держава располагала месячным запасом топлива, составлявшим более 800 тысяч тонн. Сейчас правительство увеличивает резервы, но этот процесс займет несколько лет. По мнению директора Департамента нефтегазовой и нефтеперерабатывающей промышленности Министерства топлива и энергетики Украины Николая Евдощука, накоплению топлива препятствуют недостаток хранилищ и денег.
Для хранения государственного топливного резерва будут использовать соляные шахты
В настоящее время рассматривается проект создания подземных хранилищ. Еще весной президент Академии наук Украины Борис Патон написал письмо премьер-министру Украины Виктору Януковичу о необходимости разработки программы по созданию госрезерва и строительству для этих целей соляных шахт (каверн). По пути использования бывших шахт для хранения запаса горючего пошли уже многие страны. В частности, в странах ЕС применяют гранитные и соляные шахты.
В Украине существует несколько регионов, где возможно создание таких хранилищ. Это Днепропетровско-Донецкая впадина и Западный Донбасс, Прикарпатье, Закарпатье и устье Южного Буга. По мнению специалистов, создание солевых каверн на 30 процентов дешевле строительства новых наземных нефтебаз.
Такие резервуары, способные вместить от 3 до 5 миллионов тонн нефтепродуктов, обойдутся Украине в 100--150 миллионов долларов. Но если учесть, что в стране уже есть несколько подземных хранилищ, построенных еще в советские времена, наземные нефтебазы, которые могут использоваться для резерва, а также возможность хранения части горючего на НПЗ, то объем необходимых солевых хранилищ, как, впрочем, и суммы, необходимые для их создания, существенно сократятся. Кстати, сотрудники Академии наук Украины утверждают, что такие подземные нефтехранилища являются абсолютно безопасными. Им не страшны даже ядерные взрывы, и они могут существовать 15--20 миллионов лет.
С проблемой создания государственного запаса топлива сталкивались многие страны, 30 из которых уже его имеют. Самым крупным обладателем неприкасаемого запаса топлива считаются США. В начале прошлого десятилетия, именно благодаря наличию в государственных закромах 150 миллионов тонн нефти, Вашингтону удалось сгладить последствия кризиса в Персидском заливе. Увидев реальную эффективность такого механизма, США увеличили свои резервы еще на 80 миллионов тонн.
Кстати, влияние американского госрезерва на мировой рынок очевидно: лишь за последний месяц сокращение и увеличение США запасов нефтепродуктов несколько раз приводило к серьезным колебаниям цены нефти на Нью-Йоркской и Лондонской биржах.
Страны Европейского Союза также обладают большими запасами горючего. Сегодня они составляют около 500 миллионов тонн, а в ближайшее время их планируют увеличить еще на четверть. Стоит отметить, что одним из обязательных условий для вступления государства в Европейский Союз является наличие у страны-кандидата стратегического резерва нефтепродуктов.
238Читайте нас у Facebook