В наступление против государства пошли водочные магнаты и прикрывающие их чиновники, у которых возникли проблемы с контрабандным алкогольным бизнесом?
Статистика утверждает, что граждане Украины являются членами клуба трезвенников. То есть, нам не стоит и пытаться соревноваться в количестве выпитого на душу населения спиртного в год с соседями. Пожалуй, с россиянами тягаться в искусстве пития и правда не стоит. А вот что касается поляков, чехов, то тут можно поспорить. Но строгие статисты непреклонны. У них, мол, точные расчеты. По официальным данным, в Украине в год производится 10 литров водки на человека. Тогда как в упомянутых Чехии и Польше соответственно 14 и 18 литров, а в Люксембурге -- 15 литров.
По объемам поступлений акцизный сбор вышел в госбюджете-2003 на третье место после налога на прибыль и НДС
Впрочем, печалиться о том, что и здесь мы -- далеко не впереди планеты всей, не стоит. Просто статисты делали свои расчеты исходя из официальных данных о выпущенной ликеро-водочной продукции. А вот той водки, которую производят в подпольных цехах, разливают в подвалах и контрабандными методами реализуют они, естественно, не учли. Ведь теневики не привыкли делиться своими успехами с властями. Не заведена у них и традиция поддерживать экономику страны различными отчислениями в виде налогов.
Увы, но по уровню тенизации рынка алкогольной продукции мы удерживаем «призовые» места. До недавних пор почти 50 процентов алкоголя, попадавшего в руки потребителей, производили подпольно. Значит, на каждого украинца в год приходится вовсе не 10 литров спиртного, а все 20 литров. Причем, сомнительного качества. Ведь вместо водки зачастую продается разбавленный спирт, а то и вовсе непонятного происхождения суррогат Печальные результаты такого бизнеса исчисляются десятками сотен смертей (почти 10 тысяч в год!) и миллиардами гривен (ежегодно -- более 4 миллиардов), которые не поступали в госбюджет. Не в восторге пребывали и легальные производители ликеро-водочной продукции. Ведь их товар по ценовым параметрам конкуренции с теневиками не выдерживал, поскольку, как правило, был несколько дороже.
Впрочем, законопослушные участники рынка алкоголя и просто предпочитающие употреблять качественный, не несущий угрозу жизни продукт, духом воспряли после того, как Президент в декабре 2002 года открыл фронт борьбы с контрабандным оборотом водки и сигарет. Среди прочих мер им был издан указ о мероприятиях по введению государственной монополии в сфере контроля за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий. Один из пунктов этого указа предполагал внедрение новых акцизных марок для алкоголя и табака с голографическими защитными элементами, которые трудно подделать. До этого акцизы на водку и сигареты тиражировались в огромных, неконтролируемых количествах, при этом, естественно, зачастую незаконным путем. То есть подделывались и распространялись в среде практикующих подпольное изготовление горячительных напитков.
Результат введения акцизов с голограммами не заставил себя долго ждать. В течение месяца со дня их внедрения бюджетные поступления от акцизного сбора на рынке алкоголя и табака возросли на 80 миллионов гривен! А на протяжении года эта цифра увеличилась до более чем 4 миллиардов гривен. Не те ли это 4 миллиарда гривен, которые теряла госказна от незаконного оборота алкоголя и которые оседали на счетах подпольных водочных бизнесменов? О масштабах теневого алкогольного рынка свидетельствуют и такие данные -- по объемам поступлений акцизный сбор вышел в госбюджете-2003 на третье место после налога на прибыль и НДС.
Примечательно, что вскоре после внедрения новых акцизов с голографическими защитными элементами специалисты зафиксировали официальное увлечение производства ликеро-водочной продукции. На вопрос, что случилось, ответ прост: подпольное производство водки стало слишком хлопотным предприятием и часть теневиков свой бизнес предпочла легализировать.
Государство, являющееся монополистом производства спирта, не могло проконтролировать, кому и на какие цели его отпускают
Обнаружилась и еще одна небезынтересная деталь, проливающая свет на использование «талантливыми умельцами» спирта. Дело в том, что для производителей ликеро-водочной продукции он отпускается по цене 16 гривен за литр, а для нужд бытовой химии, фармацевтов и так далее по 2 гривни за литр. Впрочем, дело даже не в этом. А в том, что его отпускают предприятиям из расчета, что на месте спирт будет расфасован в емкости объемом 0,05 литра или 0,5 литра. До введения акцизных марок с голограммами заказы спирта в указанной таре были практически равны(!). Когда же на марках с голограммами стали указывать заказанные емкости, то по данным на декабрь 2003 года, объем закупленных марок на спирт в поллитровых бутылках составил 99 процентов, а на меньшую тару пришлось лишь 1 процент. Несложно догадаться, почему так разняться показатели об использовании спирта до внедрения акцизов с голограммами и указанием емкости тары и после. Ранее, закупая спирт якобы для расфасовки в 50-граммовые бутылки, предприимчивые умельцы получали и соответствующее таре количество акцизов. Но умело преобразованный в водку спирт продавался ведь не в мензурках, а, как минимум, в поллитровых бутылках. Тем самым умельцы получали миллионы акцизов для: левой алкогольной продукции. То есть государство, являющееся стопроцентным монополистом на производство спирта, просто не могло проконтролировать, кому и на какие цели его отпускают.
Когда же после введения акцизов с голограммами у государства появилась возможность контролировать производство и реализацию ликеро-водочной продукции, сделать рынок алкоголя прозрачным, теневики взвыли. Они не смогли простить государству потерю прибыли в размере 4 миллиардов гривен ежегодно и открыли свой фронт.
Сначала опытные подпольщики и доки в контрабандном деле, приспосабливаясь к новым условиям, наладили производство поддельных акцизов, на которых голографический защитный элемент где искусно, а где и топорно имитировался. Контрафактная алкогольная продукция опять появилась на прилавках магазинов. И проверяющие инстанции забили тревогу о заполонившем рынок фальсификате. Они сразу определяли муляж, поскольку подлинные голограммы невозможно подделать.
Естественно, в наступление против государства пошли не разрозненные бабы Дуси, которые продают самогонку в бутылках из-под еще советского разлива «Столичной», а водочные магнаты и прикрывающие их чиновники, у которых синем пламенем горит налаженный контрабандный бизнес. И ради его спасения они средств не жалеют, методы же их оригинальностью не отличаются. Как только милицейские сводки запестрели сообщением о ликвидации очередного подпольного цеха по производству контрабандной водки, изъятии партии фальсифицированной алкогольной продукции с якобы поддельными акцизными марками нового образца, в СМИ тут же появились пространные размышления о том, что, мол, предпринятые Президентом и правительством меры по борьбе с теневым оборотом спирта и алкогольной продукции никакого эффекта не дают. Как продавался горячительный фальсификат, так якобы и продается. И голограмма на акцизных марках вовсе не является препятствием для контрабандистов. Мол, наши умельцы подделают и не такое.
Видимо, на этом и завершился промежуточный этап борьбы теневиков с государством, стремящимся сделать рынок алкоголя прозрачным и прибыльным не только для производителей, но и для себя. А после того, как они посеяли сомнения в души чиновников, коим предписано отстаивать интересы страны, началась следующая фаза борьбы по спасению теневого бизнеса. Опять же в СМИ появились сначала намеки, а затем и более точные инструкции, что надо делать, дабы и волки были сыты, и овцы целы.
Впрочем, этот этап начался сразу же после появления на свет указа Президента о мерах по введению государственной монополии в сфере контроля за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий. Один из пунктов этого документа предписывал печатание голографических защитных элементов для акцизов, коими защищается вышеуказанная продукция, исключительно на спецпредприятии «Голография». Оно было создано по инициативе правительства при участии Международного центра «Институт прикладной оптики» Национальной академии наук Украины осенью 2000 года. СП «Голография» является членом Международной ассоциации производителей голограмм, членом Международного бюро расследования подделок при Международной торговой палате. Предприятие располагает единственным в Украине полным комплектом оборудования для производства голограмм. Заказчиками голографической продукции СП «Голография» являются Верховная Рада, Министерство финансов, Государственная налоговая администрация, Служба безопасности, МВД и другие ведомства, а также многие известные в Украине торговые марки. Система управления качеством СП «Голография» отвечает требованиям международного стандарта ISO 9001:2000, сертифицирована в международной системе Бюро Веритас и в украинской системе УкрСЕПРО. Все это вкупе и предопределило выбор предприятия, которому поручено организовать производство голографических защитных элементов для акцизных марок на алкогольную и табачную продукцию.
Вместо голограмм на фальсификат клеились акцизы с имитированной блестящей фольгой
Естественно, это пришлось не по душе руководителям другого предприятия, специализировавшегося на производстве голограмм -- ООО «НТЦ «Оптроникс». Они всячески пытались доказать свою якобы уникальность, ссылаясь на обладание неким эксклюзивным оборудованием. При том умалчивая о не совсем законных методах его получения, а также предпочитая не акцентировать внимание заинтересованных специалистов на том, что данное оборудование производит, образно говоря, слишком «толстые» голограммы, да и само это оборудование «Оптрониксу» не принадлежит, так как приобретено заводом «Сатурн» еще во времена Советского Союза. Опять же за кадром остается информация о том, что интересы одного из руководителей «Оптроникса» распространялись в том числе и на алкогольный бизнес. Впрочем, это все детали чужой борьбы за частный бизнес. А общественную же значимость представляет логика борцов. Доказывая несостоятельность голографических защитных элементов вообще и созданных СП «Голография» в частности, они предлагают спасти саму идею, допустив к процессу производства голограмм для акцизов «Оптроникс». Мол, тогда уж точно никаких подделок не будет. Все это было бы смешно, если бы не было так грустно.
В ходе проведенной в декабре минувшего года правоохранительными органами и налоговиками операции под кодовым названием «Акцизная марка» собственно подделок голографических защитных элементов и не обнаружено. На фальсификат клеились акцизы с имитированной блестящей фольгой. Для их производства использовалась тонкая фольга и матричный принтер, с помощью которого наносились нехитрые надписи Так что при желании, принимавшие товар с подобными марками продавцы, сразу видели подделку Вероятно, их нежелание чего-то да стоило. Правда, по признанию проверявших милицейских чиновников, попадались и муляжи голограмм, которые создавались с использованием более сложной технологии, а именно -- завозились контрабандистами, в основном, через Одесскую область из-за рубежа.
Чтобы убедиться, что производитель голограмм для акцизов -- СП «Голография» -- действительно не имеет к этому никакого отношения, на предприятие в январе нагрянули проверки. Сначала Государственная налоговая администрация. Поинтересовавшись производством и процессом реализацией голографических защитных элементов, налоговики констатировали отсутствие нарушений. Через день с инспекцией прибыли представители СБУ, службы, которая и выдавала СП «Голография» лицензию на осуществление деятельности в сфере голографической защиты. Нарушений лицензионных условия спецслужба не обнаружила. Еще через день на спецпредприятие прибыли ревизоры Госкомитета по вопросам технического регулирования и потребительской политики. Они не предъявили претензий к качеству производимых голограмм. Через день СП «Голография» опять принимала налоговиков, на этот раз столичных. Они интересовались внешнеэкономической деятельностью предприятия Таким образом государство проверило и убедилось, что выбор сделан правильный, а вот вопрос, что будут делать те, кто приложил усилия к очернению политики государства в этой области, остается открытым. Пока.
Естественно, дискутировать на тему методов борьбы с теневым рынком алкоголя можно. Просто не стоит при этом забывать о цифрах, которые и являются наглядной иллюстрацией экономического эффекта от внедрения голограмм на акцизах. Как говорится, результаты говорят сами за себя. Усилия Президента, правительства, полиграфического комбината «Украина» Министерства финансов, а также специализированного предприятия «Голография» выражаются в миллиардах гривен, перечисленных в бюджет страны.
Банкнотно-монетный двор не в состоянии был производить более 4 миллиардов марок в год. Новая же система производства акцизов только за 6 месяцев 2003 года привела к тому, что было выпущено свыше 5 млрд. акцизных марок, а это -- более 1 млрд. гривен дополнительных поступлений в бюджет. Данные же о том, что потребность в марках нового образца, с голограммами, выпускаемыми СП «Голография», по сравнению с предыдущим годом возросла на 270%, свидетельствует о вытеснении фальсификата и контрабандного алкоголя из этого сектора экономики.
Р. S. Выступая на Всеукраинском совещании по проблемам борьбы с организованной преступностью и коррупцией, Президент Леонид Кучма задал присутствовавшим риторический вопрос: «Разве сложно создать эффективную систему контроля, которая бы делала невозможной тенизацию рынка алкогольной продукции? Уверен, что несложно. Проблема в том, что нет желания ее делать прежде всего у правоохранительных органов, некоторые представители которых часто подрабатывают крышей у «теневиков» »
Читайте нас у Facebook