В прошлом году за несвоевременную выплату зарплаты к административной ответственности было привлечено более 20 тысяч руководителей предприятий
Долги по зарплате остаются, пожалуй, одним из наиболее болезненных «пробелов» социальной политики нашего государства. Конечно, все эти годы власти старались ликвидировать задолженность. Увы, пока преодолеть это явление ни одному правительству не удалось. Тем не менее Кабинет министров, похоже, не теряет надежды справиться с этой задачей: в его программе полная ликвидация зарплатных долгов намечена на конец нынешнего года..
К началу нынешнего года долги в бюджетной сфере составили около 22 миллионов гривен
Поскольку зарплаты за декабрь предприятия выплачивают в январе, то итоги (кто и сколько получил, а также кому и сколько недоплатили) обычно подводят в феврале. Итак, по данным Государственного комитета статистики, к началу 2004 года наши сограждане недополучили почти 1 миллиард 950 миллионов гривен.
Самые крупные долги в промышленности (почти 1 миллиард 217 миллионов гривен). Если говорить о географии долгов, то большая их часть приходится на Донецкую (почти 595 миллионов гривен) и Луганскую (около 328 миллионов гривен) области.
Кстати, несмотря на усилия властей, все еще остаются долги по заработной плате в бюджетной сфере. К началу нынешнего года они составили около 22 миллионов гривен.
Стоит отметить, что в целом за период, когда у нас в стране подсчитывались суммы долгов по зарплате, декабрьская задолженность оказалась наиболее низкой. Например, к началу 2003 года предприятия недоплатили работникам свыше 2 миллиардов 423 миллионов гривен. Ну а самая крупная сумма зарплатного долга пришлась на август 1999 года, когда долги достигли рекордного уровня -- 7 миллиардов 200 миллионов гривен.
По информации Министерства труда и социальной политики Украины, государственные инспекторы труда в прошлом году проверили более 20 тысяч предприятий-должников. К административной ответственности за нарушение законодательства о труде (в том числе об оплате труда) было привлечено более 20 тысяч руководителей.
В соответствии с Административным кодексом Украины, должностные лица предприятий, учреждений и организаций (независимо от форм собственности) и граждане -- субъекты предпринимательской деятельности могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение установленных сроков выплаты зарплаты, пенсии, стипендии, выплаты ее не в полном объеме, а также за нарушение требований законодательства о труде -- к штрафу от 15 до 50 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 255 до 850 гривен).
В марте 1999 года на зарплату в 200 гривен можно было купить 20 килограммов мяса, теперь же -- только 10
Существенная часть долга -- более 1 миллиарда 187 миллионов гривен -- была накоплена в прошлые годы. То есть в 2002 году и ранее. Рано или поздно эти суммы людям выплатят. Вопрос только в том, сколько будут «стоить» такие зарплаты после многих лет задержки? Не секрет, что инфляция у нас в стране присутствует и цены, соответственно, растут. Например, в 1999 году официальный уровень инфляции составил 19,2 процента, а в 2000-м -- 25,8 процента. А это значит, что в целом по стране в 1999 году цены поднялись на 19,2 процента, а в 2000-м -- еще на 25,8 процента. И после такого ценового рывка на сумму, начисленную в 1999 году, в 2004 году человек сможет купить намного меньше товаров.
К примеру, в марте 1999 года десяток яиц стоил около 2 гривен, килограмм сала -- около 4 гривен, а свиной вырезки -- примерно 10 гривен. А сейчас? За десяток яиц просят не меньше 3 гривен 40 копеек, килограмм сала обойдется не дешевле 7 гривен, а свиной вырезки -- 18--20 гривен. Проще говоря, если в марте 1999 года на зарплату в 200 гривен можно было купить 20 килограммов отборного мяса, то теперь -- только 10. Прибавьте к этому подорожавшие летом прошлого года крупы, макароны и хлеб
Чтобы хоть немного компенсировать людям потери, в 1998 году в Украине появился механизм компенсирования не выплаченных вовремя зарплат. Изначально было принято постановление Кабинета министров, которое четко описывало порядок восстановления покупательной способности задержанных заработков. Однако впоследствии, в 2001 году, парламент принял Закон «О компенсации гражданам утраты части доходов в связи с нарушением сроков их выплаты», который несколько изменил механизм начисления компенсаций.
Поскольку законы обратной силы не имеют, все положения документа распространились только на те заработки, которые были получены с 2001 года. Таким образом, сейчас у нас действуют два механизма расчета компенсаций:
* для зарплат, начисленных с 1998-го по 2000 год включительно;
* для доходов, начисленных с 1 января 2001 года (поскольку новый закон позволяет начислять компенсацию не только на задержанные зарплаты, но и на все остальные доходы, включая пенсии, стипендии и социальные выплаты).
Кстати, если предприятие рассчитается с работником по долгам прошлых лет (как до 2001 года, так и после) без выплаты компенсации, он может обжаловать действия руководства в судебном порядке. В то же время зарплата, не полученная человеком вовремя по его же вине, не компенсируется.
Читайте нас у Facebook